Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 г. N П9-6612 направляет проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков, разработанный в соответствии с проектом федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Приложение: на 16 л.
Статс-секретарь - |
И.М. Руденя |
Проект Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков на 2007 - 2009 годы
1. Введение
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков на 2007-2009 годы (далее Государственная программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом "О развитии сельского хозяйства" и "Докладом о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 год и на период до 2008 года".
Государственная программа является документом, уточняющим цели развития сельского хозяйства на среднесрочный период и задающим параметры подпрограмм (мер) по регулированию агропродовольственного сектора.
Государственная программа отражает приоритетные направления государственной агропродовольственной политики и меры государственной поддержки агропродовольственного сектора на 2007-2009 годы.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Системная проблема развития агропромышленного комплекса (далее АПК) состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности АПК возможности его развития будут критически недостаточны для повышения уровня жизни сельского населения, гарантированного удовлетворения растущего спроса на продовольствие, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
При сохранении сложившихся тенденций роста объемов и эффективности производства АПК неизбежны:
- дальнейшее увеличение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения;
- обострение социально-экономического кризиса сельских территорий (застойная безработица, деградация социальной инфраструктуры);
- актуализация угроз снижения физической и/или экономической доступности продовольствия для населения страны;
- кризисный характер воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
В последние три года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов роста экономики в целом. Если в 1999-2001 гг. среднегодовой темп роста в сельском хозяйстве составлял 6,4%, то в 2002-2004 гг. только 1,5%.
Замедление динамики сельскохозяйственного производства во многом объясняется тем, что по отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с российского внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 г. увеличился в 1,6 раза и в 2003 г. составил около 12 млрд. долл.
Ожидаемый в перспективе значительный рост реальных денежных доходов населения, растущие ограничения по использованию традиционных таможенно-тарифных мер защиты внутреннего рынка, определяемые процессом вступления страны во Всемирную торговую организацию (далее ВТО), отсутствие опыта эффективного применения альтернативных мер поддержки станут факторами, способствующими сохранению опережающих темпов роста потребления импортных продуктов питания. Так по расчетам Россельхозакадемии, присоединение к ВТО на диктуемых в настоящее время условиях приведет к снижению доли России в мировом экспорте с 1,3% до 1%, при одновременном увеличении доли в импорте с 1,9% до 2,3%. Суммарный риск снижения конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО составит 4 млрд. долларов.
В инерционном сценарии развития сельского хозяйства его низкая конкурентоспособность предопределяет быстрое исчерпание емкости доступных для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей сегментов внутреннего и внешнего рынка сбыта, а следовательно, формирование жестких ограничений на рост масштабов экономической деятельности в агропромышленном секторе российской экономики со стороны спроса.
Это приведет:
- к резкому обострению проблем финансирования структурно-технологической модернизации аграрного производства, поддержания и развития социальной инфраструктуры сельских территорий, существенная часть экономической нагрузки, по финансированию которой прямо или косвенно ложится на сельское хозяйство;
- к дальнейшей деградации земель сельскохозяйственного назначения;
- к сокращению предложения новых рабочих мест и возможностей обеспечения занятости населения, проживающего в сельской местности.
Если удвоение внутреннего валового продукта (далее ВВП) будет обеспечено за счет ускоренного роста промышленного производства и сферы услуг, инерционное развитие сельского хозяйства предопределит дальнейшее отставание сельского населения по уровню доходов от городского. При этом распространение новых, более высоких стандартов благосостояния среди городского населения с неизбежностью приведет к повышению того уровня доходов, который станет определять "порог бедности" в новых условиях. Вследствие этого:
- увеличится разрыв в уровне жизни сельского и городского населения;
- еще большая часть сельского населения в соответствии с новыми критериями благосостояния получит статус "бедного", бедность в еще большей степени станет феноменом, преимущественно распространенным среди сельского населения;
- возрастет социальная напряженность не только между "городом" и "деревней", но и между регионами страны (вследствие неравномерности развития сельского хозяйства в региональном разрезе);
- снизится привлекательность сельского образа жизни и занятости в сельском хозяйстве;
- активизируется процесс миграции сельского населения в города, что приведет к обострению в них социальной ситуации (разбалансированности рынка труда и жилья);
- будет наблюдаться дальнейшее сокращение численности и качественная деградация трудовых ресурсов, на которые в своем развитии может рассчитывать сельское хозяйство, что обусловит специфические кадровые проблемы его структурно-технологической модернизации;
- сформируются обширные территории, на которых не будет вестись хозяйственная деятельность, что приведет к потере социально-экономического контроля над ними и обусловит деградацию природно-экологического потенциала.
В рамках инерционного сценария развитие сельского хозяйства будет происходить дальнейшее снижение уровня обеспеченности страны продовольственными ресурсами российского производства. К оценке этой тенденции следует подходить с учетом весьма вероятного обострения продовольственной проблемы в глобальном масштабе вследствие появления на мировом аграрном рынке новых крупных импортеров - прежде всего КНР, Индии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Растущая разбалансированность мирового рынка продовольствия может привести его к кризисной дестабилизации, подобной наблюдающейся в настоящее время дестабилизации нефтяного рынка, которая была обусловлена превращением КНР в крупнейшего импортера нефти. Это приведет к росту цен импортного продовольствия и/или к ограничениям в его предложении. При этом, когда рост цен мирового рынка обусловит повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, кризисное состояние их материально-технического, кадрового и ресурсного (природно-экологического) потенциала станет источником жестких ограничений на прирост объемов производства аграрной продукции. Таким образом, в рамках инерционного сценария развития сельского хозяйства, которому соответствует дальнейший рост зависимости внутреннего рынка от импорта продовольственных ресурсов и отсутствие существенного прогресса в воспроизводстве важнейших элементов производственного потенциала этой отрасли, растет вероятность кризисных ситуаций в продовольственном обеспечении страны.
В этих обстоятельствах ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится императивом экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение ВВП, сокращение бедности и повышение безопасности страны, т.е. должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
3. Цель и задачи Государственной программы
На основе полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, заключающихся в развитии и обеспечении стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации, как материальной основы обеспечения экономического роста в АПК, повышения качества жизни сельского населения и обеспечения продовольственной безопасности страны определяется цель настоящей Государственной программы.
Цель Государственной программы соответствует стратегическим целям деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
- создание условий для повышения конкурентоспособности продукции российского АПК на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами;
- создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения;
- создание условий для сохранения и воспроизводства, используемых сельским хозяйством, природных ресурсов.
Для реализации данной деятельности в 2007-2009 году Государственная программа решает следующие основные задачи в сфере регулирования агропродовольственного сектора страны:
- повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК;
- повышение качества продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения;
- повышение качества жизни сельского населения;
- улучшение и сохранение состояния сельскохозяйственных земель и агроландшафтов;
Федеральные целевые программы "Социальное развитие села до 2010 года" и "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" в совокупности с настоящей Государственной программой составляют единый комплекс мер по реализации полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2007-2009 годах.
4. Основные направления реализации Государственной программы
4.1. Подпрограмма развития и поддержки кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей
Сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют возможности привлекать в достаточном объеме кредитные средства для эффективного ведения операционной деятельности, обновления материально-технической базы и внедрения новых технологий в производство в связи с высокой стоимостью привлечения кредитных средств.
Целью подпрограммы является устранение дефицита собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения основной деятельности и создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропродовольственный сектор.
Задачи подпрограммы:
- расширение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее КФХ) и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создание привлекательных условий для инвестирования средств в сельское хозяйство, в том числе развитие земельно-ипотечного кредитования;
- стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами (далее ЛПХ) и КФХ.
Показатели подпрограммы: просроченная кредиторская задолженность в сельском хозяйстве, количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии по кредитам, количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объем кредитных ресурсов, привлеченных организациями АПК, объем выданных кредитов ОАО "Россельхозбанк" (в т.ч. на инвестиционные цели).
Задача расширения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для ЛПХ и КФХ и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет решаться за счет:
- субсидирования части процентных ставок по кредитам за счет федерального бюджета для финансирования текущей основной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в течение всего производственного цикла, в части развития сезонного кредитования;
- субсидирования части процентных ставок по кредитам за счет федерального бюджета для финансирования долгосрочных проектов предприятий, направленных на расширение и совершенствование основного бизнеса, в части развития инвестиционного кредитования;
- субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в размере 95% ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Ожидаемые результаты программы:
Итогом решения проблемы будет являться рост доли сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохраняющих финансовую устойчивость на протяжении всего производственного цикла, формирование условий для увеличения доли инвестиционных кредитов. Как следствие, произойдет увеличение объемов производства продукции АПК за счет привлечения дополнительных краткосрочных средств и инвестиционных ресурсов.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление поддержки: 2007 г. - 14000 млн. руб., 2008 г. - 16000 млн. руб., 2009 г. - 20000 млн. руб.
4.2. Подпрограмма развития системы страхования урожая сельскохозяйственных культур
О заключении договоров страхования см. письмо Департамента экономических программ, анализа и управления государственным имуществом Минсельхоза РФ от 7 сентября 2006 г. N 17-4/866
Целью подпрограммы является снижение рисков потери доходов в растениеводстве в связи с неблагоприятными погодными условиями.
В целях государственной поддержки страхования рисков при производстве сельскохозяйственной продукции средства федерального бюджета направляются на уплату 50 процентов страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия организации и проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков, ставки для расчета субсидии для определения размера страхового взноса, подлежащего субсидированию, уровень прогнозируемых рыночных цен, порядок определения страховой стоимости урожая, сроки действия договора страхования, а также условия формирования и использования страховых резервов.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление поддержки: 2007 г. - 4000 млн. руб., 2008 г. - 5000 млн. руб., 2009 г. - 6000 млн. руб.
Показателями достижения целей поддержки являются: увеличение процента застрахованных посевов, сокращение размаха колебаний доходов сельскохозяйственных производителей из-за погодных условий.
4.3. Подпрограмма поддержки развития животноводства
Сложившаяся неблагоприятная ситуация в животноводстве, и особенно в свиноводстве и в производстве мяса крупного рогатого скота, имеет несколько основных причин.
Одна из них - низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов, износ которых достиг 80%.
Низкая производительность и постоянный рост производственных издержек, не позволяют большинству российских животноводов успешно конкурировать с субсидированной продукцией импортного производства. Это приводит к сокращению инвестиций, моральному и физическому износу материально-технической базы. Данные проблемы не позволяют отрасли вести даже простое воспроизводство и приводят к постоянному сокращению поголовья скота. В то же время рынок мяса и мясопродуктов является чрезвычайно перспективным и социально значимым.
Целью подпрограммы является повышение эффективности производства российской животноводческой продукции.
Задачи подпрограммы:
- развитие системы поддержки организаций, занимающихся племенным животноводством
- поддержка традиционных отраслей животноводства в северных и горных регионах.
Показатели подпрограммы: производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в хозяйствах всех категорий, увеличение объемов реализации племенного молодняка, увеличение численности производителей с оценкой племенных качеств (оценка по качеству потомства), производство молока в хозяйствах всех категорий.
Система мероприятий подпрограммы:
Задача развития системы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся племенным животноводством будет решаться за счет:
субсидирования части затрат из федерального бюджета на содержание маточного поголовья племенных животных в племенных генофондных хозяйствах;
субсидирования затрат из федерального бюджета на содержание быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
субсидирование затрат на создание и содержание генофондного банка племенного материала (семени производителей и эмбрионов) малочисленных и исчезающих пород по видам животных;
субсидирования затрат на покупку и содержание малочисленных, исчезающих видов и племенного материала, приобретаемых для создания коллекционных и генофондных коллекций в селекционно-генетических центрах, как объектов воспроизводства;
Ожидаемые результаты подпрограммы:
В результате реализации подпрограммы произойдет увеличение темпов роста поголовья скота, за счет субсидирования затрат, связанных с племенным животноводством, что положительно скажется на производстве продукции и, особенно, на качественных показателях животноводства.
Совершенствование существующих и выведение новых пород, типов и кроссов в свиноводстве, в мясном и молочном скотоводстве, птицеводстве, звероводстве позволит повысить продуктивность товарного животноводства.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление поддержки: 2007 г. - 1000 млн. руб., 2008 г. - 1400 млн. руб., 2009 г.- 1350 млн. руб.
4.4. Подпрограмма развития растениеводства
В настоящее время растениеводство, как отрасль сельского хозяйства, характеризуется низкой урожайностью основных сельскохозяйственных культур и невысоким уровнем показателей экономической эффективности их производства.
Это связано, во многом, с низким уровнем внедрения современных наукоемких технологий выращивания культур, включающих наряду с другими элементами использование семян высших репродукций, полученных из элитных семян. Элитные семена значительно, а по ряду культур в несколько раз дороже репродукционных семян. Из-за недостатка оборотных средств большинство сельскохозяйственных
товаропроизводителей не имеют возможности закупать элитные семена сельскохозяйственных растений для современного проведения сортосмены и сортообновления, соответственно, полученные в научно-исследовательских учреждениях лучшие семена новых высокопродуктивных сортов остаются невостребованными.
Целью подпрограммы является увеличение доходности производителей в области растениеводства.
Задачи подпрограммы:
- развитие селекции и семеноводства;
- пополнение и содержание генофонда посевного материала;
- обеспечение доступности в приобретении элитных семян;
- поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями (садов, ягодников, виноградников и чайных плантаций);
Показатели подпрограммы: площадь, засеваемая элитными семенами, валовой сбор основных сельскохозяйственных культур (зерно (в весе после доработки), сахарная свекла (фабричная), подсолнечник, картофель, овощи, плоды и ягоды)-
Задача по обеспечению доступности в приобретении элитных сортов семян будет решаться за счет субсидирования части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям за приобретенные элитные семена.
Ожидаемые результаты подпрограммы
Результатом реализации подпрограммы будет являться организация сортового семеноводства в хозяйстве, увеличение доли использования на посев высококлассных семян, расширение применения новых, более урожайных сортов. Соблюдение порядка сортосмены и сортообновления позволит увеличить удельный вес площадей, засеваемых семенами новых сортов и более высоких репродукций, позволяющих увеличить урожайность сельскохозяйственных культур.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление поддержки: 2007 г. - 3610 млн. руб., 2008 г. - 3610 млн. руб., 2009 г.-3610 млн. руб.
4.5. Подпрограмма обновления и использования основных производственных фондов АПК
Целью подпрограммы является стимулирование процесса обновления основных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Задачи подпрограммы:
- обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей современной техникой и оборудованием, комплектующими и запасными частями, а также племенной продукцией, для повышения эффективности хозяйственной деятельности;
- повышение качества основных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Показатели подпрограммы: наличие зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевных площадей зерновых, наличие тракторов на 1000 га пашни, инвестиции в основной капитал АПК по крупным и средним организациям (в действовавших ценах соответствующих лет).
Ожидаемые результаты подпрограммы:
В результате реализации подпрограммы произойдет увеличение и улучшение уровня механизации производства, улучшение состояния основных фондов предприятий сельского хозяйства. В долгосрочной перспективе ожидается снижение издержек производства сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение производительности труда за счет механизации и автоматизации производства, развитие российского машиностроения, обслуживающего сельское хозяйство.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление поддержки: 2007 г. - 8000 млн. руб., 2008 г. - 8000 млн. руб., 2009 г. - 8000 млн. руб.
4.6. Подпрограмма поддержки развития мелиорации земель
В настоящее время положение дел в мелиорации продолжает оставаться тяжелым. Мелиоративные системы на значительных площадях сельскохозяйственных угодий находятся в неудовлетворительном состоянии и не используются для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Большое количество гидротехнических сооружений на оросительных и осушительных системах, относящихся к федеральной собственности, требует проведения работ по повышению надежности и ремонту. Не обеспечиваются требования по их безопасной эксплуатации.
На больших площадях пришли в полную негодность внутрихозяйственные системы, находящиеся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, и практически не восстанавливаются. Ежегодно поливается немногим более половины орошаемых земель от их наличия.
Целью подпрограммы является сохранение, восстановление и рациональное использование мелиоративных систем, создание условий роста объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе выполнения в необходимых объемах технического обслуживания и ремонта мелиоративных объектов федеральной собственности и мелиоративных систем, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Для осуществления этих целей необходимо:
- выделение средств на техническое обслуживание и ремонт объектов федеральной собственности для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации этих объектов;
- государственная поддержка в предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета субсидий в размере 40 процентов произведенных ими затрат на ремонт мелиоративных систем. Предоставление субсидий осуществляется на основании документов, подтверждающих произведенные затраты в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на:
- техническое обслуживание и ремонт мелиоративных систем и сооружений федеральной собственности: 2007 год - 1050 млн. рублей, 2008 год - 1300 млн. рублей, 2009 год - 1600 млн. рублей;
- компенсацию части затрат на ремонт внутрихозяйственных мелиоративных систем сельскохозяйственным товаропроизводителям: 2007 год - 850 млн. рублей, 2008 год - 1000 млн. рублей, 2009 год - 1100 млн. рублей.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
Результатами реализации подпрограммы будут являться прирост площадей мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения, обеспечение работоспособности оросительных и осушительных систем, повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений и вовлечение в сельскохозяйственный оборот значительных площадей качественно улучшенных сельскохозяйственных угодий с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
4.7. Подпрограмма поддержки формирования системы информационного обеспечения агропродовольственного сектора
Целью подпрограммы является улучшение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных участников агропродовольственного рынка к информации по агропродовольственному рынку.
Поддержка осуществляется путем финансирования из Федерального бюджета мероприятий по созданию Единой системы информационного обеспечения АПК.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление поддержки: 2007 г. - 400 млн. руб., 2008 г. - 450 млн. руб., 2009 г. - 500 млн. руб.
Показателем оценки достижения целей подпрограммы является доступность информации для участников агропродовольственного рынка.
4.8. Подпрограмма государственного регулирования агропродовольственных рынков
1. Целью подпрограммы является поддержание благоприятной конъюнктуры аграрных и продовольственных рынков, обеспечивающей рост объемов и повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, формирование эффективной конкурентной среды и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия и стимулирование ее экспорта.
2. Государственное регулирование агропродовольственных рынков осуществляется путем:
а) определения целевых цен;
б) разработки балансов ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
в) проведения закупочных и товарных интервенций;
г) применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
д) поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
е) содействия развитию инфраструктуры агропродовольственного рынка.
3. Основой экономических отношений на агропродовольственных рынках являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК и рыболовства, ежегодно определяет минимальные и максимальные целевые цены.
Целевые цены используются при проведении государственных закупочных и товарных интервенций, залоговых закупок.
Минимальные целевые цены должны устанавливаться на уровне, который обеспечивает получение сельскохозяйственными товаропроизводителями прибыли, достаточной для ведения простого воспроизводства.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК и рыболовства, ежегодно разрабатывает прогнозный баланс ресурсов и использования по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на очередной календарный год.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации ежегодно разрабатывает баланс ресурсов и использования по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия за отчетный календарный год.
4.8.1. Государственные закупочные и товарные интервенции
1. Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в целях стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке зерновых и масличных культур и повышения доходов сельскохозяйственных производителей.
2. Государственные закупочные интервенции проводятся путем закупки, в том числе с использованием биржевых торгов, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенных ими пшеницы, ржи, ячменя, семян подсолнечника (далее - зерновые и масличные культуры) или проведения залоговых операций в отношении указанной продукции.
Государственные товарные интервенции проводятся путем продажи закупленных зерновых и масличных культур через биржевые торги.
3. Государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен реализации зерновых и масличных культур ниже минимальных целевых цен.
Товарные интервенции проводятся при росте цен реализации зерновых и масличных культур сверх максимальных целевых цен.
4. Правила проведения интервенций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК и рыболовства.
5. Закупленные при проведении интервенций зерновые и масличные культуры могут быть реализованы без проведения государственных товарных интервенций.
6. Источники средств для финансирования закупки зерновых и масличных культур и мероприятий по проведению интервенций определяются законами о федеральном бюджете.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета осуществление закупочных интервенций зерновых и масличных культур: 2007 г. - 18000 млн. руб., 2008 г. - 18000 млн. руб., 2009 г. - 18000 млн. руб.
4.8.2. Поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия
Поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия осуществляется путем:
- компенсации части расходов при перевозке сельскохозяйственной продукции на экспорт;
- информационно-консультационной поддержки экспортеров;
- включением отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в перечень товаров, при экспорте которых оказывается государственная финансовая поддержка;
- других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Финансирование указанных мер осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Расходы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку зернового экспорта: 2007 г. - 2000 млн. руб., 2008 г. - 2000 млн. руб., 2009 г. - 2000 млн. руб.
4.8.3. Применение мер таможенно-тарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия
1. Применение мер таможенно-тарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия осуществляется в соответствии с законодательством о регулировании внешнеторговой деятельности.
2. Основаниями для применения или корректировки мер таможенно-тарифного регулирования являются:
- рост импорта в результате изменений конъюнктуры внешнего рынка, при которых действующий уровень ставок ввозных таможенных пошлин не обеспечивает необходимого уровня защиты внутреннего агропродовольственного рынка;
- обеспечение условий для структурных изменений в агропромышленном комплексе и повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- необходимость стимулирования экспорта при возникновении избыточного предложения отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутреннем рынке.
3. Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем рентабельность производства и реализации российской продукции, аналогичной импортируемой.
4. В случае введения тарифных квот на ввоз или вывоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия их размер определяется на основе балансов ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
4.8.4. Развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка
1. Меры государственной поддержки развития инфраструктуры агропродовольственных рынков включают:
- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для финансирования строительства и реконструкции объектов инфраструктуры агропродовольственных рынков, включая портовые терминалы, склады, холодильные установки;
- участие в финансировании строительства объектов инфраструктуры агропродовольственных рынков;
- размещение заказов на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах
- другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК и рыболовства, определяет порядок субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам, направляемых на реализацию указанных мер.
3. Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры общего пользования при хранении, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
5. Механизм реализации Государственной программы
Головным исполнителем Государственной программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации до 1 октября 2006 г. определяет порядки реализации подпрограмм, составляющих настоящую Государственную программу.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 1 декабря 2006 г. организует доведение до всех заинтересованных лиц информацию о порядке участия юридических и физических лиц в осуществлении Государственной программы и формы представляемых для этого документов.
Мониторинг стратегии и контроль над реализацией Государственной программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
6. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Всего расходы на реализацию Государственной программы составят 164,930 млрд. рублей, в том числе в 2007 г. - 51,010 млрд. рублей.
При составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год указанные суммы финансирования мероприятий Государственной программы могут быть изменены не более чем на 10 процентов.
7.Оценка эффективности реализации Государственной программы
Программная деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации строится на основе законодательства Российской Федерации, федерального бюджета, исходя из поставленных целей и задач для достижения плановых показателей. В соответствии изменений в бюджете 2005 года, были внесены коррективы в программную деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В целом, деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полностью соответствует запланированному уровню затрат.
Ожидаемый результат реализации Государственной программы - формирование масштабного конкурентоспособного ядра АПК, обладающего способностью к устойчивому саморазвитию в условиях глобальной экономики.
В результате реализации Государственной программы:
- АПК выйдет на траекторию устойчивого роста с темпом 5-6% в год (сельское хозяйство - 4% в год), резко сократится доля нерентабельных предприятий;
- произойдут качественные сдвиги в характере внешнеэкономических связей российского АПК (сокращение зависимости страны от импорта при одновременном расширении экспорта);
- будет восстановлен материально-технический и природно-экологический потенциал сельского хозяйства, определяющий расширение спектра возможностей его дальнейшего развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минсельхоза РФ от 14 апреля 2006 г. N ИР-10/1649 "О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков"
Текст письма официально опубликован не был