Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Необходимость разработки законопроекта вызвана высокими темпами развития игорного бизнеса в Российской Федерации, которое носит хаотичный характер и имеет ряд негативных социальных последствий, связанных с вовлечением социально незащищенных слоев общества в азартные игры и пари, а также беспорядочным размещением игрового оборудования в общественных местах.
В настоящее время регулирование данной отрасли осуществляется подзаконными нормативными актами, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации, что не обеспечивает единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации.
Совершенствование государственного регулирования игорного бизнеса должно носить комплексный и взвешенный характер в части установления требований и ограничений к игорному бизнесу.
В законопроекте содержится исчерпывающий (закрытый) перечень разрешенных в Российской Федерации видов деятельности по организации и проведению азартных игр и пари: казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы. Вводится соответствующий понятийный аппарат, призванный устранить множественные правовые коллизии.
В рамках совершенствования государственного регулирования игорного бизнеса предлагается предусмотреть значительное ужесточение ограничений и требований к деятельности в сфере игорного бизнеса. Среди них:
- запрет заниматься игорным бизнесом без наличия специального разрешения (лицензии),
- запрет заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме организации и проведения азартных игр и (или) пари и оказания сопутствующих азартным играм и (или) пари услуг;
- установление требований к наличию банковской гарантии в размере не менее 300 млн. рублей и собственных средств (капитала) в размере не менее 150 миллионов рублей.
- технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже 80 процентов;
- досрочное аннулирование лицензий, выданных до вступления законопроекта в силу;
- установление срока действия вновь выдаваемых лицензий 10 лет.
В законопроекте также предусматриваются меры, направленные на укрупнение игорных заведений:
- минимальная площадь игрового зала казино - 800 квадратных метров, зала игровых автоматов - 80 квадратных метров;
- в одном казино может быть установлено не менее 10 игровых столов, в зале игровых автоматов - не менее 20 игровых автоматов;
- у организатора игорного заведения, осуществляющего организацию и проведение азартных игр с использованием игровых автоматов, в наличии должно быть не менее 25 залов игровых автоматов и не менее 1000 игровых автоматов в собственности.
Данные нормы позволят сократить количество игорных заведений.
Ужесточаются также требования к размещению игорных заведений. Запрещается функционирование игорных заведений в жилых помещениях, помещениях детских садов, школ, иных образовательных учреждений, в помещениях медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. Данные нормы позволят ликвидировать общедоступные (в том числе несовершеннолетним) игровые автоматы на улицах, в метро и в магазинах.
В качестве специального положения, которое следовало бы отметить, является обязанность организаторов игорных заведений не допускать к участию в азартных играх и пари лиц, не достигших возраста 18 лет. Данная норма будет препятствовать массовому участию в азартных играх и пари детей и молодежи.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Законом о лицензировании определены основные процедурные вопросы, связанные с лицензированием видов деятельности, которые перечислены в статье 17 Закона о лицензировании. Лицензионные требования к перечисленным в статье 17 Закона видам деятельности устанавливаются в соответствующих положениях о лицензировании, которые утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе это относится и к рассматриваемым видам деятельности в сфере игорного бизнеса:
1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме деятельности залов игровых автоматов;
2) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме деятельности казино).
Значительная часть вводимых законопроектом ограничений и требований не может быть установлена актом Правительства Российской Федерации, поскольку существенным образом ограничивает правоспособность участников рассматриваемого рынка.
Статья 1 Закона о лицензировании содержит перечень видов деятельности, на которые действие Закона не распространяется в связи со спецификой осуществления этих видов деятельности и наличием особенностей их регулирования. При этом указанные виды деятельности также подлежат лицензированию, однако лицензионные требования и процедурные вопросы устанавливаются отраслевыми законами.
С учетом изложенного, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари выводится из-под действия Закона о лицензировании, а обязательные требования к лицам, осуществляющим указанные виды деятельности, и порядок лицензирования закрепляются в рассматриваемом законопроекте.
В связи с этим законопроект содержит процедурные нормы, связанные с лицензированием игорного бизнеса, среди них: требования к заявлению на получение лицензии, порядок рассмотрения указанного заявления, содержание документа, подтверждающего наличие лицензии, срок действия лицензии, основания для отказа в выдаче лицензии, порядок переоформления лицензии, основания для приостановления действия лицензии и ее аннулирования, порядок ведения реестра лицензий и прочее.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не приведет к изменению финансовых обязательств государства. Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.