Город Москва |
|
28 мая 2008 г. |
Дело N А40-30270/07-146-162 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2008 г.
Девятый апелляционный арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи
Свиридова В.А.
судей:
Цымбаренко И.Б., Захарова С.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Е.В.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Унисихина А.В. на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 сентября 2007 г. по делу N А40-30270/07-146-162 (судья Ласкин Л.В.)
по заявлению Унисихина А.В.;
к Межрайонной ИФНС РФ N 46 по г.Москве;
Третьи лица: 1) ООО "Мега Холдинг", 2) ООО "ФЕК", 3) ООО "СпецРегионСтрой", 4) ООО "Оптторг", 5) ООО "СтройМатСервис"
о признании незаконной отказа в государственной регистрации
при участии:
от заявителя: 1) ) не явился, извещен
от ответчика: Садовников А.Б. по дов. от 12.12.2007г.;
от 3-их лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
Гражданин Унисихин Антон Викторович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС РФ N 46 по г.Москве (далее - налоговый орган) от 13.06.2007г. об отказе в государственной регистрации ООО "Профит-Фарм".
Решением от 27.09.2007г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования. В жалобе заявитель сослался на то, что суд неполно выяснил обстоятельства имеющие значение для дела и его выводы, положенные в основу решения, противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку заявление о государственной регистрации ООО "Профит Фарм", создаваемого путем реорганизации в форме слияния подписано Унисихиным А.В., директором реорганизуемого общества и не противоречит действующему законодательству.
В пояснении на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что заявителем должен быть руководитель постоянно действующего юридического лица, находящегося по месту нахождения регистрирующего органа, осуществляющего государственную регистрацию реорганизации юридического лица. Унисихин А.В. является генеральным директором общества находящегося в г.Тюмени, а не в Москве.
Отзывы на апелляционную жалобу от ООО "Мега Холдинг", ООО "ФЕК", ООО "СпецРегионСтрой", ООО "Оптторг", ООО "СтройМатСервис" не поступали.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что согласно п.4 ст.5 и п.п. "л" п.1. ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон) при несоответствии содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее Реестр) сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения содержащиеся в Реестре считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Указал, что до внесения в установленном порядке в Реестр записи о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, такое лицо не в праве выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица.
В судебное заседание не явились представители заявителя и третьих лиц, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснение ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, ООО "Профит-Фарм" создается в результате реорганизации в форме слияния ООО "ФЕК" (зарегистрировано Регистрационной палатой г. Тюмени 23 ноября 2000 г. N 2565, ИМНС по г.Тюмени N 3 03 декабря 2002 г. ОГРН 1027200835881, ИНН 7203110805, КПП 720301001, адрес: 625000, Тюменская область, г.Тюмень, ул.Олимпийская, д.39), ООО "МЕГА ХОЛДИНГ" (зарегистрировано Межрайонной ИМНС N 46 по г.Москве 07 июня 2004 г., ОГРН 1047796403258, ИНН 7701541360, КПП 770101001, адрес: 107066, Россия, г.Москва, ул.Александра Лукьянова, д.4, комн.108 Н), ООО "СпецРегионСтрой" (зарегистрировано ИФНС по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга 14 ноября 2005 г., ОГРН 1056604937795, ИНН 6673134915, КПП 667301001, адрес: 620017, Россия, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Турбинная, д.7), ООО "Оптторг" (зарегистрировано ИФНС по г.Тюмени N 3 29 ноября 2005 г., ОГРН 1057200931150, ИНН 7203169140, КПП 720201001, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 59, оф. 504), ООО "СтройМатСервис" (зарегистрировано ИФНС по г. Тюмени N 3 28 января 2005 г., ОГРН 1057200559536, ИНН 7204087958, КПП 720401001, адрес: 625000, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Лизы Чайкиной, д.67а) и является полным правопреемником всех прав и обязательств вышеперечисленных юридических лиц.
О реорганизации в форме слияния принято решение участниками юридических лиц ООО "МЕГА ХОЛДИНГ" - Слудневым Е.В., ООО "ФЕК" - Кочевым СВ., ООО "СпецРегионСтрой" - Русалевым С.А., ООО "Отторг" - Унисихиным А.В. и ООО "СтройМатСервис" - Чукиным В.В. принято решение о создании ООО "Профит-Фарм" оформленное протоколом N 1 от 26.03.2007 года и подписанием учредительного договора о создании и деятельности ООО "Профит-Фарм".
Заявлением от 07.06.2007 года, на основании ст. 14 Федерального закона в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г.Москве представлены документы для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Решением налогового органа заявителю отказано в государственной регистрации ООО "Профит-Фарм" в связи с тем, что среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, удостоверенное подписью уполномоченного лица. Налоговый орган пришел к выводу, что в представленном в регистрирующий орган заявлении заявителем выступает Унисихин А. В. как руководитель постоянно действующего исполнительного органа. Между тем, Реестр содержит иные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "МЕГА ХОЛДИНГ" расположенного в г.Москве.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган исходил из того, что согласно п.4 ст.5 и п.п. "л" п.1 ст.5 Федерального закона при несоответствии содержащихся в Реестре сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в Реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Таким образом, до внесения в установленном порядке в Реестр записи о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, такое лицо не вправе выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица.
В силу ч.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона заявителем при государственной регистрации юридического лица может являться в числе прочих лиц, определенных Законом, руководитель его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с п.п. "а" п.1 ст.14 Федерального закона при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом в заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ст.15 Федерального закона установлено, что государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу п.5 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Правила) регистрирующий орган на основании решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о вновь созданном юридическом лице. При этом п. 3 Правил также установлено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.
Вместе с тем, согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным Приказом ФНС России от 01.11.2004г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя", заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, является один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что если реорганизуемые юридические лица находятся на территории различных субъектов Российской Федерации, то государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется регистрирующим органом, которому подконтрольна территория нахождения постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия такового исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) одного из реорганизуемых юридических лиц.
Из материалов дела следует, что постоянно действующий исполнительный орган указанного лица находится в г.Москве, а местом нахождения руководителя постоянно действующего исполнительного органа, выступающего заявителем при регистрации, является г. Тюмень.
При этом, согласно п.4 ст.5 и п.п. "л" п.1 ст.5 Федерального закона при несоответствии содержащихся в Реестре сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в Реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, до внесения в установленном порядке в Реестр записи о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, такое лицо не вправе выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица.
При таких обстоятельствах суд признал правомерным вывод налогового органа о невозможности осуществления государственной регистрации на основании представленных документов, направленных в ненадлежащий налоговый орган.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как видно из материалов дела, сведения об упомянутой реорганизации в форме слияния обществ были опубликованы в Вестнике государственной регистрации N 13 за апрель 2007 г., при этом указано, что требования кредиторов могут быть заявлены к вновь созданному ООО "Профит-Фарм".
В налоговый орган обратился Унисихин А.В. с заявлением о регистрации созданного юридического лица - ООО "Профит Фарм".
Как видно из материалов дела, поданные в налоговый орган заявления, удостоверены подписью заявителя. Подлинность подписи в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона засвидетельствована в нотариальном порядке
Согласно ст.42 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности производится на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
В соответствии с п.2 Правил государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Таким образом, государственная регистрация юридического лица создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.
Порядок государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации установлен Федеральным законом, а также принимаемыми в развитие положений закона нормативными правовыми актами Правительства РФ, имеющими большую юридическую силу по сравнению с издаваемыми ФНС России приказами и письмами.
В силу ст.9 Федерального закона при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Как видно из протокола совместного общего собрания участников ООО "Профит Фарм" от 26.03.2007г. N 1 директором общества назначен Унисихин А.В.
Таким образом, из положений Федерального закона и Правил, устанавливающих порядок обращения в регистрирующий орган при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, не следует, что заявление о государственной регистрации общества, создаваемого путем реорганизации должно быть подписано исключительно руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего свою деятельность в результате реорганизации, зарегистрированного по месту нахождения регистрирующего органа в который обращается заявитель.
При таких обстоятельствах не соответствует положениям Федерального закона и Правилам вывод суда первой инстанции относительно необходимости представления документов на государственную регистрацию юридического лица создаваемого путем реорганизации в форме слияния исключительно реорганизуемым юридическим лицом, находящимся по месту расположения регистрирующего органа, в который обращается заявитель.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционным судом сделан вывод, что отказ в государственной регистрации не соответствует Федеральному закону и Правилам.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2007г. подлежит отмене ввиду несоответствия выводов изложенных в решении суда обстоятельствам дела. При этом суд апелляционной инстанции полагает возможным принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.266, 268, 269, 270 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2007г. по делу N А40-30270/07-146-162 отменить.
Признать недействительным решение МИФНС России N 46 по г.Москве от 13 июня 2007г.об отказе в государственной регистрации ООО "Профит Фарм".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ :____________________ |
В.А.Свиридов |
Судьи |
И: И.Б.Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30270/07-146-162
Истец: Унисхин Антон Викторович, Унисихин А.В.
Ответчик: МИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: ООО "ФЕК", ООО "СтройМатСервис", ООО "СпецРегионСтрой", ООО "Оптторг", ООО "Мега Холдинг"