Отзыв Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по правовым и судебным вопросам от 23 июня 2005 г. N 3.2-08/574
на проект федерального закона N 109453-4 "О внесении изменений в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, М.Л. Коробовым, И.Ю. Динесом, П.Н. Рубежанским, Е.Н. Галичаниным, А.Н. Хайрулиным
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, связанные с вопросом подсудности споров, вытекающих из договора железнодорожной перевозки.
В соответствии с предлагаемыми изменениями, иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки железнодорожным транспортом, связанные с деятельностью их филиалов предъявляются в суды по месту нахождения филиала перевозчика, рассмотревшего предъявленную претензию или который был бы должен рассматривать претензию, в случае ее предъявления.
Необходимость внесения предлагаемых изменений обусловлена созданием единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте - ОАО "Российские железные дороги", до учреждения которого каждая железная дорога имела статус юридического лица и самостоятельно выступала в договоре перевозки. В настоящее время железные дороги являются филиалами открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В соответствии с действующим законодательством иски к перевозчикам предъявляются по месту нахождения перевозчика, следовательно, обжалование действий перевозчика должно происходить по месту нахождения ОАО "Российские железные дороги".
Основной целью внесенных изменений является обеспечение своевременного и правильного рассмотрения и разрешения дел, вытекающих из договора железнодорожной перевозки, более быстрый сбор доказательств по месту нахождения объектов, относительно которых возникает спор.
Вместе с тем, представляется, что требует уточнения формулировка, устанавливающая рассмотрение предъявленной претензии филиалом перевозчика, поскольку статья 797 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что претензия должна быть предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Кроме того, письмом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.04.2004 N С1-7/уп-389 "О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом", установлено, что исходя из части 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истцом предъявлен в арбитражный суд иск к ОАО "Российские железные дороги", вытекающий из перевозки груза, по месту нахождения железной дороги - филиала общества, такой иск подлежит рассмотрению по существу этим судом без передачи его на рассмотрение арбитражного суда по месту нахождения ОАО "Российские железные дороги".
Однако поскольку предлагаемые изменения вытекают из судебной практики и направлены на упрощение порядка рассмотрения споров, вытекающих из договора железнодорожной перевозки, концепция данного законопроекта поддерживается.
Председатель Комитета |
С.В. Вавилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.