Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 8 февраля 2006 г. N вн 2.2-1/368
по проекту федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, Г.Г. Лазаревым, Ю.Г. Медведевым, В.Р. Мединским
(повторно к первому чтению)
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Анализ рассматриваемого законопроекта показывает, что он не в полной мере решает вопросы, связанные с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр и пари. Так, в частности, организатору игорного заведения предоставляется право устанавливать правила проведения игр и пари (см. пункт 9 части 1 статьи 4, пункт 3 части 3 статьи 12, часть 3 статьи 13 проекта), однако проектом не определены их критерии. Полагаем, что данный вопрос нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в предложенном варианте он выводит за рамки государственного регулирования в части осуществления контроля деятельности организатора игорного заведения. При этом, на наш взгляд, ряд положений законопроекта, устанавливающих требования к осуществлению деятельности по организации и проведению игр и пари (см., например, часть 10 статьи 11, часть 1 статьи 12 проекта), должны быть составной частью таких правил. Кроме того, согласно положениям части 2 статьи 8 проекта организатору игорного заведения предоставляется право самостоятельно устанавливать правила (ограничения) посещения игорного заведения, однако проект не содержит положений, определяющих характер таких ограничений, что может повлечь нарушение прав участников игр и пари. В этой связи в целях осуществления контроля за деятельностью организаторов игорного заведения, включая соблюдение правил организации и проведения игр и пари, необходимо рассмотреть вопрос о включении указанных правил в перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган (статья 15 проекта).
Полагаем некорректным использование в тексте законопроекта таких терминов, как "касса тотализатора", "организатор игорного заведения", имея в виду, что "игорное заведение - это здание, его часть (помещение), где осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари", а "тотализатор" - основанное на риске соглашение о выигрыше (см. пункты 1, 6 части 1 статьи 4 проекта). Наряду с этим следует отметить, что в проекте используется также понятие "касса организатора игорного заведения" (пункт 2 части 2 статьи 9, пункт 2 части 2 статьи 10), которое рассматриваемым законопроектом не определено. При этом при доработке указанных положений проекта обращаем внимание на положения статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение лотерей, тотализаторов и иных игр, одним из участников отношений которых является "организатор игр".
Согласно положениям части 1 статьи 6 проекта надлежащее исполнение денежных обязательств организатора игорного заведения перед участниками игр и (или) пари предусматривается обеспечивать безотзывной банковской гарантией, что на наш взгляд, требует дополнительного обсуждения, имея в виду, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (см. статьи 368, 369, 374 и др.) такая гарантия выдается на срок и обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательств перед конкретным бенефициаром.
Согласно части 6 статьи 10, части 9 статьи 11 проекта специальное игорное оборудование, игорные автоматы должны соответствовать требованиям технических регламентов. Тем самым предопределяется, что такие технические регламенты должны быть. Однако данные вопросы, на наш взгляд, подпадают под сферу регулирования Федерального закона "О техническом регулировании". В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Федерального закона конкретные объекты (перечни) продукции должны содержаться в самих технических регламентах.
Статьей 7 законопроекта установлен запрет на размещение игорных заведений, в том числе, в зданиях, в которых расположены физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к объектам, предназначенным для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий, помимо физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, относятся спортивно-технические сооружения. В связи с этим полагаем необходимым распространить указанный запрет и на данные сооружения.
Согласно положениям части 6 статьи 11 проекта организатор игорного заведения должен иметь в собственности не менее 1000 игровых автоматов, что, по нашему мнению, требует дополнительного обоснования. При этом следует в виду положения частей 5 и 7 указанной статьи проекта, согласно которым минимальное количество залов игровых автоматов должно быть не менее 25, а количество игровых автоматов, установленных в одном зале, не может быть менее 20.
В проекте (см. статьи 5, 10, 11, 14) содержатся внутренние противоречия в части наименований видов деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари. Так, в статье 5 проекта в качестве самостоятельных видов деятельности названы организация и проведение азартных игр с использованием игровых столов в помещениях казино, а также организация и проведение азартных игр с использованием игровых автоматов. В статьях 10, 11 проекта устанавливаются требования соответственно к деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари в помещениях казино и к деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари в зале игровых автоматов. В то же время в части 2 статьи 14 проекта упоминается "деятельность залов игровых автоматов", "деятельность казино", что затрудняет четкое определение предмета регулирования рассматриваемого законопроекта.
В части 2 статьи 23 проекта в качестве оснований для аннулирования лицензии лицензирующим органом названы ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации, прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, на наш взгляд, в указанных случаях речь может идти об утрате лицензией юридической силы, как это предусмотрено в пункте 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Проект нуждается в редакционной и юридико-технической доработке.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.