Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по образованию и науке от 12 января 2006 г. N 41-2
на проект федерального закона N 178532-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания государственной системы контроля и надзора в сфере образования)
Рассмотрев повторно проект федерального закона N 178532-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания государственной системы контроля и надзора в сфере образования), внесенный депутатами Государственной Думы Н.И. Булаевым, В.Н. Ивановой, С.И. Колесниковым, А.Ф. Семенченко, С.Б. Сурововым, Э.Ш. Хамитовым, Комитет отмечает следующее.
Целью данного законопроекта является разрешение правовой коллизии, возникшей в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, заключающейся в том, что вопросы аттестации и государственной аккредитации всех действующих образовательных учреждений Российской Федерации (а их насчитывается более 140 тыс.) с момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, т.е. с 01.01.2005 отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
До 01.01.2005 государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а так же аттестация вузов и, частично, учреждений среднего и дополнительного профессионального образования относилась к компетенции Российской Федерации. В части аттестации этот вопрос законодательно отнесен к компетенции Государственной аттестационной службы, которая по ряду причин, в первую очередь экономических, не создана с 1992 г. По согласованию с Правительством Российской Федерации (от 05.01.2001 N ВМ-П8-00188) аттестация проводилась в порядке, установленном Минобразованием России.
Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений остальных типов (их подавляющее большинство) проводилась на основании нормативных правовых документов Минобразования России или по его доверенностям (в соответствии п.п. 18, 19 ст. 33 ранее действовавшей редакции Закона Российской Федерации "Об образовании") государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ полномочия федерального органа управления образованием в части делегирования своих полномочий утратились.
Законопроект устраняет вышеизложенную правовую коллизию.
Законопроектом предлагается внести принципиальное изменение в законодательство: объединить процедуры аттестации и государственной аккредитации в одну процедуру - государственной аккредитации.
В поступивших отзывах субъектов Российской Федерации в основном содержится поддержка концепции законопроекта: из 34 органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, 33 поддерживают законопроект, из 47 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, 44 поддерживают законопроект.
Правительство Российской Федерации в целом поддерживает законопроект. Замечания, высказанные Правительством, следует учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Заключение Правового управления Государственной Думы содержит замечания юридико-технического характера, которые следует учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Реализация закона не потребует дополнительных финансовых затрат за счет средств федерального бюджета.
На основании вышеизложенного Комитет по образованию и науке считает возможным принять в первом чтении проект федерального закона N 178532-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Председатель Комитета |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.