Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания PФ
по экономической политике, предпринимательству и туризму от 21 марта 2006 г. N вн3.8-13/315
по проекту федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари" (внесен депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, Г.Г. Лазаревым, Ю.Г. Медведевым, В.Р. Мединским)
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари", внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, Г.Г. Лазаревым, Ю.Г. Медведевым, В.Р. Мединским" и доработанный с учетом замечаний Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, и отмечает.
Рассматриваемый проект федерального закона имеет своей целью обеспечить эффективное правовое регулирование отношений в сфере игорного бизнеса.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму в целом поддерживает концепцию законопроекта и считает своевременным и необходимым разработку законопроекта, регулирующего деятельность в области организации и проведения азартных игр и пари. Негативные социальные последствия неконтролируемого развития игорного бизнеса в Российской Федерации очевидны и связаны с вовлечением социально незащищенных слоев общества, молодого поколения в азартные игры и пари.
В рассматриваемом законопроекте определены основные понятия в сфере игорного бизнеса, приведен исчерпывающий перечень разрешенных в Российской Федерации видов деятельности в сфере игорного бизнеса.
Предусматривается значительное ужесточение требований к деятельности в сфере игорного бизнеса. Так, в законопроекте запрещается организаторам игорных заведений заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме организации и проведения азартных игр и (или) пари и оказания сопутствующих азартным играм и (или) пари услуг. Устанавливаются требования к финансовому состоянию организатора игорного заведения - наличие чистых активов в размере не менее 600 миллионов рублей, технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже 80 процентов.
Законопроектом вводится норма, согласно которой деятельность в области организации и проведения азартных игр и (или) пари должна осуществляться только в игорных заведениях. Кроме того, запрещается функционирование игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, культовые и религиозные организации, а также на станциях (остановках) всех видов общественного транспорта и в помещениях, в которых расположены организации торговли.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму считает, что данные нормы позволят ликвидировать общедоступные (в том числе несовершеннолетним) игральные автоматы на улицах, в метро и в магазинах.
В качестве специального положения, которое следовало бы отметить, является обязанность организаторов игорных заведений не допускать к участию в азартных играх и пари лиц, не достигших возраста 18 лет. Комитет считает, что данная норма будет препятствовать массовому участию в азартных играх и пари детей и молодежи.
В законопроекте содержатся нормы, направленные на укрупнение игорных заведений. Так, в казино должно быть установлено не менее десяти игровых столов и сорока игровых автоматов, а количество игровых автоматов, установленных в зале игровых автоматов, не может быть менее двадцати. Определена минимальная площадь игрового зала для казино - 800 квадратных метров, а для зала игровых автоматов - 120 квадратных метров. Данные нормы, по мнению Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, позволят сократить количество игорных заведений и повысить эффективность государственного контроля за их деятельностью.
В законопроекте предусматриваются особенности лицензирования деятельности в области организации и проведения азартных игр и пари, в том числе:
- соискателем лицензии не может быть юридическое лицо, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления);
- для получения лицензии соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган документ, подтверждающий наличие у заявителя чистых активов в размере не менее 600 миллионов рублей;
- лицензия выдается без ограничения срока ее действия.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму поддерживает указанные положения законопроекта и считает, что их установление должно осуществляться в рамках закона, а не положениями о лицензировании, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации.
С целью регулирования количества действующих казино и залов игровых автоматов законопроектом предусматривается их квотирование. Размер квоты определяется для каждого субъекта Российской Федерации в зависимости от количества населения, проживающего на его территории. Распределение соответствующих разрешений на открытие игорных заведений осуществляется посредством проведения аукционов, организуемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целом, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму считает, что устанавливаемые законопроектом требования и ограничения позволят не только значительно сократить количество игорных заведений, но и значительно их укрупнить.
Ряд положений законопроекта нуждается в уточнении и увязке с действующим законодательством, что может быть сделано при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари", внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, Г.Г. Лазаревым, Ю.Г. Медведевым, В.Р. Мединским.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.