Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по безопасности от 15 декабря 2005 г. N 61/7.5
на проект федерального закона N 215664-4
"О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования", внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, Г.Г. Лазаревым, Ю.Г. Медведевым, В.Р. Мединским
Необходимость правового регулирования игорного бизнеса обусловлена неконтролируемым распространением игорных заведений в населенных пунктах России и негативными социальными последствиями их деятельности, включая развитие игровой зависимости, распространение наркотиков, нарушение прав участников азартных игр и других. Необходимо также отметить, что отсутствие утвержденных Правительством РФ положений о лицензировании соответствующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса, нерешенность вопроса об уполномоченном органе исполнительной власти в данной сфере, по существу, выводит эту деятельность из под государственного контроля.
Рассматриваемый проект федерального закона призван упорядочить деятельность игорных заведений, противодействовать вовлечению молодежи в азартные игры, повысить ответственность субъектов игорного бизнеса.
В этих целях законопроект устанавливает исчерпывающий перечень разрешенных в России видов деятельности в сфере игорного бизнеса, требования к игорным заведениям различных видов и порядку их посещения, определяет функции саморегулируемых организаций в сфере игорного бизнеса.
Признавая актуальность законопроекта и ряд важных концептуальных его положений, Комитет по безопасности отмечает следующее.
1. Нуждается в уточнении сфера правового регулирования. В частности, предмет регулирования определен неоднозначно в статьях 1, 2, 5. Субъекты регулируемой деятельности не определены, а исходя из положений статей 3 и 4, субъектами игорного бизнеса являются игорные заведения, определенные как здания. В целом положения законопроекта должны закреплять права и обязанности субъектов правоотношений, а не носить "безличный" характер (например, ч. 1-5 ст. 10, ч. 1-2 ст. 12, ч. 1-2 ст. 14 и другие).
2. Законопроект в ч. 1 ст. 5 устанавливает перечень видов деятельности, требующих лицензирования, который полностью соответствует пунктам 75-77 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Эти виды деятельности должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными положениями, утверждаемыми Правительством РФ. Однако в ч. 2 ст. 5 определены формы (или подвиды) игрового бизнеса (азартные игры с использованием игрового оборудования, пари в букмекерской конторе, тотализатор, электронное казино), а в статьях 10-14 представлены некоторые особенности их осуществления. Вследствие этого, не ясно, как будут соотноситься положения законопроекта и положения указанных актов Правительства РФ.
3. Статьи 10, 12, 14 (особенности отдельных видов деятельности) содержат общие (одинаковые) положения, касающиеся выделения зон в игорном заведении, требований по обеспечению личной безопасности участников игр, наличию документов, подтверждающих соответствие используемого оборудования установленным требованиям. Эти положения целесообразно включить в ст. 6, устанавливающую общие требования к организации и проведению азартных игр. Положения об ответственности организатора игорного бизнеса и о праве организатора игорного заведения устанавливать правила игры также могут найти место в этой статье.
4. Статья 11 предусматривает особенности организации и проведения азартных игр и пари с использованием электронных казино. Однако как таковые особенности не установлены. Содержащиеся в статье 11 требования по предоставлению информации об организаторе игр и условиях их проведения являются общими для всех видов деятельности в соответствии с положениями ч. 2 ст. 9 и ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Определение понятия "электронное казино" (п. 6 ч. 1 ст. 3) требует уточнения в части соотношение используемых в нем понятий "сервер" и "ЭВМ".
5. Положение ч. 2 ст. 12 законопроекта об "информации, содержащейся в игровых автоматах" не соответствует определению понятия "информационная система" в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации". Кроме того, не ясно, что понимается под такой "информацией", зачем связывать в единую систему все игровые автоматы, будет ли это способствовать защите прав участников игр.
6. Проект нуждается в существенной редакционной доработке. Это касается уточнения названий статей, исключения ссылок на ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 2 ч. 1 ст. 6) и законодательство об интеллектуальной собственности (ч. 2 ст. 15), устранения дублирования отдельных положений, унификации используемых терминов и др.
7. В целом предлагаемые законопроектом требования, предъявляемые к деятельности игорных заведений, по нашему мнению, недостаточно защищают участников игр от злоупотреблений со стороны работников игорных заведений, а также слабо препятствуют росту преступности и развитию игровой зависимости. Необходимо, по нашему мнению, установление ограничений на продолжительность игры и контроль за их соблюдением. Особую опасность представляет неконтролируемое распространение наркотиков в игорных заведениях. Предусмотренное законопроектом укрупнение игорных заведений не достаточно для решения этой проблемы. Необходимо дополнить права и обязанности организатора игорного заведения (ст. 7) и конкретизировать положения ч. 6 ст. 10 и ч. 3 ст. 12, касающиеся обязанности организатора "обеспечить условия личной безопасности участников азартных игр". Необходимо также законодательно установить предельное количество игорных заведений по отношению к численностью населения, в противном случае, в местах, соответствующих требованиям закона в части удаленности от организаций социальной сферы, будут концентрироваться игорные заведения и общее их количество, а также количество игровых автоматов может существенно не сократиться.
Учитывая вышесказанное, Комитет по безопасности поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, но рекомендует учесть указанные замечания при его подготовке к первому чтению.
Первый заместитель |
М.И. Гришанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.