Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2010 г. N 11АП-10882/2010
10 декабря 2010 г. |
Дело N А55-12924/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ООО "Спайк" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - представителя Авериной О.В., доверенность от 28 декабря 2009 года N 218/10,
от государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13 - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2010 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2010 года по делу N А55-12924/2010, судья Стенина А.В., принятое по заявлению ООО "Спайк", Самарская область, г.Жигулевск, к государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г.Самара, государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13, Самарская область, г.Жигулевск,
о признании незаконными действий по ограничению в возмещении средств, выплаченных в качестве пособия по беременности и родам и взыскании недоплаченной суммы в размере 92 674,28 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спайк" (далее - ООО "Спайк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, принятых судом, о признании незаконным решения директора государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13 (далее - Самарское региональное отделение ФСС РФ, заинтересованное лицо) от 24 марта 2010 года N 29, вынесенного на основании акта N 1695 от 09 февраля 2010 года камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, ООО "Спайк" просит взыскать с ответчика в пользу ООО "Спайк" сумму пособия по беременности и родам в той части, в которой фактически отказано в возмещении полной суммы расходов на указанные цели, в размере 92 674,28 руб., а также взыскать с ответчика в пользу ООО "Спайк" понесенные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
Решением суда от 27 августа 2010 года заявленные ООО "Спайк" требования удовлетворены. Решение государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13 от 24 марта 2010 года N 29, вынесенное на основании акта камеральной проверки N 1695 от 09 февраля 2010 года в отношении ООО "Спайк", признано незаконным. На государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13 по вступлении настоящего решения в законную силу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Спайк" путем возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 92 674,28 руб. С государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13, 445350, Самарская область, Жигулевск, Морквашинская,55, в пользу ООО "Спайк", 445354, Самарская область, Жигулевск, Репина,11-63, взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб. и госпошлина в размере 3 706,97 руб.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 13 (далее - ГУ - СРО ФСС РФ в лице филиала N 13) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, экономические необоснованное установление Шлычковой Л.С. зарплаты в размере в размере 25 000 рублей, отсутствие у Шлычковой Л.С. специального образования, достаточного опыта для выполнения трудовых обязанностей по профессии "бухгалтер", отсутствие бухгалтера после ухода Шлысковой Л.С. в отпуск по беременности и родам на протяжении более чем 1 месяц.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10 ноября 2010 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 30 мин 06 декабря 2010 года в связи с неявкой в судебное заседание представителя заявителя и непредставлением отзыва на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Самарского регионального отделения ФСС РФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Самарского регионального отделения ФСС РФ, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 09 февраля 2010 года ГУ - СРО ФСС РФ в лице филиала N 13 проведена камеральная проверка при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, результаты которой отражены в акте N 1695 (т.1, л.д. 46-48).
Самарским региональным отделением ФСС РФ в лице филиала N 13 вынесено решение от 24 марта 2010 года N 29 о выделении заявителю средств на осуществление расходов страхователя в сумме 21 456,52 руб. (т.1, л.д. 108-109).
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 9 Федерального закона N 165-ФЗ определено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Как установлено ст.22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Подпунктами 7 и 10 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе, единовременное пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ) определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных данным Законом и иными Федеральными законами.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 3 этой же статьи лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Исходя из пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособия застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособия территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
Страховщики (учреждения ФСС РФ) имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ).
Как видно из материалов дела, Шлычкова Л.С. работает в ООО "Спайк" по совместительству на 0,5 ставки с 01 октября 2009 года и ей был установлен оклад 45 000 руб., причем более высокий, чем по основному месту работы. По основному месту работы в ООО "Аудит-Плюс" Шлычкова Л.С. работает с января 2008 года, с 19 декабря 2008 года по 07 мая 2009 года находилась в отпуске по беременности и родам (оклад составлял 15000 рублей за полную ставку на момент ухода в отпуск по беременности и родам (ноябрь 2008 года), с 08 мая 2009 года по 31 августа 2010 года находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. Директор ООО "Спайк" принял Шлычкову Л.С. за 3 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам.
По мнению Самарского регионального отделения ФСС РФ, Шлычкова Л.С. была трудоустроена в ООО "Спайк" с высоким должностным окладом для того, чтобы она могла получить пособие по беременности и родам в завышенном размере.
Самарское региональное отделение ФСС РФ при этом исходило из того, что Шлычкова Л.С. не имеет специального профессионального образования и достаточного стажа работы, так как работает по основному месту работы в ООО "Аудит-Плюс" с января 2008 года. С декабря 2008 года находится в отпуске по беременности и родам, с мая 2009 года находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. На должность бухгалтера на время отпуска по беременности и родам (с 11 января 2010 года) Шлычковой Л.С. 15 февраля 2010 года принята Губарева Т.В., что свидетельствует о том, что с 11 января 2010 года по 14 февраля 2010 года обязанности бухгалтера ООО "Спайк" исполнял бухгалтер - стажер Коваленко B.C. с окладом 4700 руб.
В соответствии с вышеизложенными обстоятельствами заинтересованным лицом пособие по беременности и родам Шлычковой Л.С. (ВХ 0463452) было пересчитано исходя из оклада бухгалтера - стажера, согласно расчетной ведомости N 1 за январь 2010 года (4700 руб.).
Обосновывая правомерность данного пересчета, заинтересованное лицо ссылается на отсутствие такой специальности, как "бухгалтер-стажер" в законодательстве РФ.
Согласно ст.70 Трудового кодекса Российской Федерации, заключая трудовой договор, работодатель вправе предусмотреть условие об испытании работника. Срок испытания не может превышать трех месяцев. Таким образом, срок испытания Коваленко B.C. истек, но он на момент проверки работал бухгалтером-стажером и согласно своим должностным обязанностям (должностная инструкция бухгалтера (стажера) от 01 октября 2009 года) изучает правила ведения бухгалтерского учета в программе 1-С на основании первичных документов, изучает нормативные и правовые акты в системе "Гарант", выполняет распоряжения директора, бухгалтера, касающиеся деятельности организации и осуществляет обязанности курьера по доставке документов в различные ведомства и организации. А поскольку с 11 января 2010 года по 14 февраля 2010 года (после ухода Шлычковой Л.С. в отпуск по беременности и родам) в ООО "Спайк" в должности бухгалтера никто не работал, то правомерно был принят за основу оклад Коваленко В.С.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.
Согласно ч.4 ст.13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 (далее - Положение N 375).
Статьи 132, 143 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 37 Конституции Российской Федерации регулируют условия оплаты труда в соответствии с трудовым договором.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что органы ФСС РФ имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Заявитель был вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Данные обстоятельства заинтересованным лицом не оспариваются. Вместе с тем предметом спора является правомерность предъявления к зачету расходов общества в пользу застрахованного лица, которая не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя правомочий в сфере гражданско-правовых и трудовых отношений.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации вознаграждение за труд зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Как видно из материалов дела, Шлычкова Л.С., являясь по профессии поваром-кондитером 3 разряда, осуществляла свою трудовую деятельности с 01 ноября 2006 года по 21 марта 2007 года в качестве укладчика-упаковщика в ООО "Услада-Техно", с 22 марта 2007 года по 08 января 2008 года Шлычкова Л.С. нигде на работала. С 09 января 2008 года принята на должность бухгалтера без специального образования в ООО "Аудит-Плюс". С декабря 2008 года Шлычкова Л.С. находилась в отпуске по беременности и родам.
Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 21 августа 19998 года N 37, к квалификации бухгалтера предъявляются следующие требования: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее трех лет.
Основываясь на данных обстоятельствах, заинтересованное лицо правомерно посчитало, что Шлычкова Л.С. за столь краткий период времени, не имея специального профессионального образования, не приобрела достаточного опыта по профессии "бухгалтер", в связи с чем не могла профессионально выполнять трудовые обязанности бухгалтера. Следовательно, установление сравнительно (в сравнении с бухгалтером-стажером Коваленко В.С.) высокого должностного оклада работнику, не имеющему специального профессионального образования, за выполнение работы, которая требует этого образования или трехлетнего стажа работы по соответствующим направлениям (учет и контроль), не может быть признано обоснованным.
Общество не опровергло довод заинтересованного лица о том, что прием Шлычковой Л.С. на работу и установление ей экономически необоснованной заработанной платы произведено непосредственно (за три месяца) перед наступлением нетрудоспособности по беременности и родам на 0,5 ставки с необоснованно завышенным окладом. При этом заработная плата, установленная заявителем Шлычковой Л.С., использовалась в качестве основы для начисления пособия по беременности и родам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель не опроверг доводы о нецелесообразности установления заработной платы в размере 25000 рублей, установленная заявителем заработная плата Шлычковой Л.С. является экономически необоснованной.
В статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В данном случае спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов заявителя, произведенных в пользу застрахованного лица, и разрешение этого спора не может ставиться в зависимость только от наличия у заявителя полномочий в сфере гражданско-правовых и трудовых отношений.
Между тем в рассматриваемом деле должны приниматься во внимание не только правоотношения, складывающиеся между работодателем и работником, но и правовые отношения между работодателем как страхователем и Фондом социального страхования.
Возмещение страхователю средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Исходя из вышеизложенного арбитражный апелляционный суд, исследовав вышеуказанные взаимоотношения, в том числе применительно к положениям статьи 10 ГК РФ, на предмет злоупотребления страхователем предоставленным ему правом на возмещение из Фонда социального страхования, пришел к выводу о необоснованности исчисления и выплаты пособия по беременности и родам в оспариваемой сумме.
При таких обстоятельства арбитражный апелляционный суд полагает, что действия общества направлены на неправомерное возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации пособия по беременности и родам своему работнику, в связи с чем следует отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 27 августа 2010 года следует отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Спайк" отказать.
Судебные расходы по данному делу согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2010 года по делу N А55-12924/2010 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Спайк" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12924/2010
Истец: ООО "Спайк"
Ответчик: Самарское региональное отделение Фонда Социального Страхования РФ