Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по экономической политике, предпринимательству и туризму от 19 мая 2006 г. N вн. 3.8-13/558а
по проекту федерального закона N 279547-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части введения государственной монополии на оборот этилового спирта), внесенному депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и Ю.Г. Медведевым
Проектом федерального закона N 279547-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части введения государственной монополии на оборот этилового спирта), внесенным депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и Ю.Г. Медведевым, предусматривается введение комплекса как административных, так и рыночных механизмов контроля за оборотом сырья для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции - этилового спирта.
Положения законопроекта направлены на решение актуальных задач государственного регулирования алкогольного рынка - охрану здоровья и жизни граждан, уплату в полном объеме недополучаемых в бюджет средств от алкогольного рынка, защиту конкурентоспособности легальных участников алкогольного рынка.
Федеральными законами от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ, от 31 декабря 2005 года N 209-ФЗ наряду с иными мерами государственного регулирования алкогольного рынка заложены законодательные основы Единой государственной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вводимой в действие с 1 июля 2006 года на основе электронно-цифрового учета и контроля в непрерывном режиме производства и оборота указанной продукции. Однако в силу информационного характера этой системы центром ее контроля преимущественно является уже произведенная с использованием этилового спирта готовая продукция. Комплекс предлагаемых законопроектом механизмов государственного контроля за оборотом этилового спирта согласуется с уже принятыми мерами, дополняя их преимущественно мерами административного контроля в начальном звене функционирования алкогольного рынка.
Предусмотренные законопроектом формирование баланса производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, государственный контроль за производственными мощностями в производстве этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции и разрешительный порядок купли-продажи этилового спирта с предоставлением установленных федеральным законом документов представляют собой в отличие от используемого до 2006 года механизма квотирования закупок этилового спирта целостную, логически замкнутую систему государственного администрирования оборота этилового спирта, предоставляющую государству оправданную возможность полной регламентации начального звена алкогольного рынка. Предоставление государству такой возможности свидетельствует не столько о снижении уровня правового регулирования данных отношений, сколько об усилении административной составляющей в их регулировании.
Законопроект прямо не определяет форму осуществления государством предлагаемых мер регулирования и контроля, не исключая их закрепление за единым федеральным органом исполнительной власти и в то же время не затрагивая компетенции соответствующих органов государственной власти по определению этой формы.
Введение механизмов предоплаты либо банковской гарантии посредством перечня представляемых документов при закупке этилового спирта из расчета максимальной ставки акциза на алкогольную продукцию дополняет комплекс административных мер контроля рыночными механизмами, призванными обеспечить полную уплату в бюджет акцизов с алкогольной продукции.
Положение об утверждении Правительством Российской Федерации минимальных отпускных оптовых и розничных цен на реализуемую на территории Российской Федерации алкогольную продукцию не выходит за рамки концепции законопроекта, поскольку контроль за легальностью оборота этилового спирта находит свое продолжение и в ценообразовании готовой продукции.
Предлагаемое законопроектом введение контроля за производством и оборотом изделий медицинского назначения, содержащих этиловый спирт, согласуется с нормой пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и не противоречит другим его положениям. При этом, с учетом определения изменяемым федеральным законом понятия "спиртосодержащая продукция", в данном случае речь идет только о спиртосодержащих медицинских изделиях. Данное нововведение оправданно масштабами нецелевого использования этилового спирта и спиртосодержащих изделий медицинского назначения. Вместе с тем возможно уточнение объема распространения норм изменяемого федерального закона на производство и оборот спиртосодержащих изделий медицинского назначения.
Предусмотренный законопроектом институт аккредитации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции вводит дополнительный контроль на федеральном уровне за оптовым оборотом указанной продукции, принципиально отличный от упраздняемого с 1 июля 2006 года института аккредитации на региональном уровне.
Вместе с тем необходимо согласование с положениями Налогового кодекса Российской Федерации положения законопроекта в части установления единой ставки акциза на этиловый спирт. Такое согласование возможно и в рамках подготовки ко второму чтению проекта федерального закона N 294451-4 "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (об индексации ставок акцизов и изменении порядка налогообложения акцизами нефтепродуктов), внесенного Правительством Российской Федерации.
По мнению Комитета, необходимо также уточнение отдельных положений законопроекта для более полной их внутренней согласованности. Отмеченные замечания, юридико-технические недостатки законопроекта могут быть устранены ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 279547-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части введения государственной монополии на оборот этилового спирта), внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и Ю.Г. Медведевым.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.