Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает осуществление мер, направленных на совершенствование системы управления учреждениями высшего профессионального образования, развитие его государственно-общественного характера, повышение эффективности кадровой политики в сфере высшего профессионального образования.
Установленный статьей 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" порядок избрания и утверждения ректоров высших учебных заведений практически устраняет государственные органы исполнительной власти и органы исполнительно-распорядительной власти городских округов, являющиеся учредителями государственных и муниципальных высших учебных заведений, от процесса подбора, выдвижения, обсуждения возможных кандидатур на должности ректоров. При кажущейся демократичности такого порядка на практике он открывает возможность бесконтрольного манипулирования общественным мнением, навязывания коллективу образовательного учреждения решений, отвечающих требованиям лоббирующих групп, иногда весьма далеких от интересов образования. Опыт последних лет, к сожалению, дает примеры подобных коллизий.
К тому же, при существующем порядке практически сводится на нет плановая работа по подбору и воспитанию соответствующего кадрового резерва, становится невозможным проведение разумной кадровой политики.
Проект предполагает за счет введения процедуры аттестации кандидатов на должности ректоров создание порядка, сочетающего свободное волеизъявление коллективов государственных и муниципальных высших учебных заведений при избрании на должности ректоров с участием учредителей и представителей общественных организаций в процессе обсуждения деловых и личных качеств возможных кандидатов на эти# должность.
Состав, положение об аттестационной комиссии по выборам ректора утверждается соответствующим уполномоченным органом исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти.
Проект не отменяет существующий порядок выдвижения кандидатов на должность ректора и процедуру проведения выборов.
Процедура повторного проведения общего собрания (конференции) высшего учебного заведения не подвергается изменениям.
Предлагаемое законопроектом создание соответствующей аттестационной комиссии дает возможность широкого привлечения экспертов, объективной оценки делового и творческого потенциала кандидата.
Содержащееся в законопроекте положение о введении должности президента вуза (по предложению коллектива вуза) направлено, с одной стороны, на дальнейшее развитие государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями, а с другой стороны - отвечает на запрос жизни, требующей законодательного закрепления распространившейся практики учреждения должности президента высшего учебного заведения, на которую, как правило, избираются бывшие ректоры высших учебных заведений, обладающие опытом руководящей и научной работы, пользующиеся заслуженным авторитетом в коллективе.
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" (с изменениями от 17.09.2001, 03.10.2002, 23.12.2002, 31.03.2003).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Представляемым законопроектом предусматривается возможность учреждения должности президента высшего учебного заведения. Расходы, связанные с введением в штатное расписание вуза должности президента, складываются из расходов на оплату труда президента вуза, в том числе должностного оклада, надбавок, начислений на заработную плату, а также расходов, связанных с обеспечением деятельности президента и условий его медицинского обслуживания.
По экспертным оценкам общая сумма расходов на одну штатную единицу составляет ориентировочно 80 000 рублей в месяц. В течение одного календарного года предполагаемая средняя численность должностей президентов вузов составит до 30 человек. Таким образом, принятие Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части установления должности президента вуза потребует финансирования из федерального бюджета в объеме до 30 миллионов рублей в год (80 000 х 30 х 12 = 28 800 000).
Процедура аттестации кандидатур на должности ректоров вузов в соответствии с концепцией законопроекта осуществляется аттестационными комиссиями на общественных началах и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.