Город Москва |
|
18 августа 2008 г. |
Дело N А40-10544/08-106-100 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Москвиной Л.А., Демидовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2008,
по делу N А40-10544/08-106-100, принятое судьей Богачевой Л.М.,
по заявлению Федеральной таможенной службы
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кодрик В.Н., по дов. от 06.05.2008, N 15-46/08-39д, паспорт 46 08 086908, Емшанова О.В., по дов. от 29.12.2007 N 15-54/07-103д, уд-ние ГС N 012064;
от заинтересованного лица (ответчика) - Кашина М.Н., по дов. от 30.01.2008 N ИА/1801, уд-ние N 2046.
УСТАНОВИЛ:
Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 06.12.2007 по делу N К-341/07 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов в части признания в действиях ФТС России нарушения части 4 статьи 25, частей 1, 2, 4 статьи 28, части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
ФТС России не согласилось с принятым решением, и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Полагает, что решение суда является незаконным и необоснованным, принятым при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.
В обоснование этого указывается, что конкурсной комиссией ФТС России соблюден порядок проведения открытого конкурса, установленный нормами Закона о размещении заказов. При проведении процедуры оценки и сопоставления заявок оценивались исключительно общие цены контрактов, предложенные участниками конкурса, но в случае с ЗАО "ТДВ-АВТО" за исключением арифметической ошибки, допущенной этим участником размещения заказа при формировании цены контракта. При этом согласно пункту 42 Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), предварительному квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсная документация), утвержденных приказом Минэкономики России от 30.09.1997 N 117, которыми предусмотрен порядок исправления арифметических ошибок, а именно, если существует расхождение между ценой единицы продукции и общей ценой, полученной в результате умножения цены единицы продукции, при этом общая цена будет скорректирована.
Указание в оспариваемом решении ФАС России на нарушение конкурсной комиссией ФТС России ч.4 ст.25, ч. 3 ст.29 Закона о размещении заказов является неправомерным, поскольку конкурсная комиссия принимает решения только на определенных стадиях проведения конкурса. Порядок подачи заявок на участие в конкурс и порядок заключения государственного заказа не относится к компетенции конкурсной комиссии. Ответственным за исполнение указанных норм Закона о размещении заказов является государственный заказчик - ФТС России.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом представлен не был.
В судебном заседании представитель ФТС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил судебное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Считает, что решение ФАС России не соответствует нормам Закона о размещении заказов, и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, ФТС России проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы.
Материалами дела установлено, что ФТС России проведен открытый конкурс на поставку в 2007 году автотранспортных средств (лот N 5 легковой автомобиль, двигатель объемом не менее 1780 куб. см., мощность не менее 123 кВт).
В соответствии с пунктом 6.1 протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 20.11.2007 N 132-05/2 участниками конкурса признаны ЗАО "ТДВ-АВТО" (предложенная цена контракта - 53 328 500 руб.) и ООО " Дженсер Ясенево" (предложенная цена контракта - 53 328 500 руб.).
Пунктом 3.3.4 конкурсной документации Заказчика предусмотрено, что если существует расхождение между предложением о цене Контракта и ценой, полученной в результате умножения цены единицы поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг и НДС за единицу на количество, предложение о цене Контракта будет приниматься исходя из стоимости единицы путем умножения цены за единицу и НДС за единицу на количество.
В соответствии с данным пунктом конкурсной документации комиссией ФТС России произведен перерасчет предложенной цены контракта ЗАО "ТДВ-АВТО", которая при перерасчете составила 53 328 498 руб., что на два рубля меньше цены контракта, предложенной ООО "Дженсер Ясенево" (п. 8.1 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 20.11.2007 N 132-05/3).
Согласно пункту 10 данного протокола ЗАО "ТДВ-АВТО" признан победителем конкурса, как участник, предложивший лучшие условия исполнения государственного контракта.
На основании жалобы ООО "Дженсер Ясенево" от 20.11.2007 N 30/11 на действия конкурсной комиссии ФТС России при проведении открытого конкурса N 08-550/38098 на поставку в 2007 году автотранспортных средств по лоту N 5 ФАС России возбуждено дело N К-341/07 о нарушении законодательства о размещении заказов, при рассмотрении которого Комиссией ФАС России были установлены в действиях государственного заказчика нарушения части 4 статьи 25, частей 1, 2, 4 статьи 28, части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов, поскольку выбор победителя конкурса ЗАО "ТДВ-АВТО" конкурсной комиссией произведен с нарушением положений Закона о размещении заказов.
Решением от 06.12.2007 по делу N К-341/07 ФАС России признала необоснованной жалобу ООО "Дженсер Ясенево", однако признала в действиях конкурсной комиссии ФТС России нарушения части 4 статьи 25, частей 1, 2, 4 статьи 28, части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя основаны на полной и всесторонней оценке имеющих значение для дела обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемое по настоящему делу решение принято полномочным органом. Данное обстоятельство заявителем не оспариваются.
Вместе с тем, ФТС России считает, что решение ФАС России не соответствует действующему законодательству, поскольку конкурсной комиссией ФТС России был соблюден порядок проведения открытого конкурса, установленный нормами Закона о размещении заказов. При проведении процедуры оценки и сопоставления заявок оценивались исключительно общие цены контрактов, предложенные участниками конкурса, но в случае с ЗАО "ТДВ-АВТО" произошло только уточнение общей цены контракта, поскольку ввиду наличия арифметической ошибки, исправленной конкурсной комиссией.
Как следует из текста оспариваемого решения, ФАС России установило факт нарушения части 4 статьи 25 Закона о размещении, указав, что формой 5 "Предложение о цене контракта" раздела III конкурсной документации, Заказчиком предусмотрено требование к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе сведений о цене за единицу поставляемого товара с выделением НДС и без выделения НДС.
Частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что не допускается требовать от участника размещения заказа иное, чем предусмотрено настоящей статьей закона, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 указанной статьи документов и сведений.
В частности, пунктом 2 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено общее правило, что в заявке на участие в конкурсе указывается предложение о цене контракта и установлен ограниченный перечень случаев, когда может быть указана цена единицы товара (услуги).
Заявитель считает, что указание цены единицы товара необходимо для отражения порядка формирования цены контракта, поскольку это установлено статьей 22 Закона о размещении заказов.
Действительно, указанной нормой установлены требования к содержанию конкурсной документации и, в частности, пунктом 5 части 4 указанной нормы предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота).
Вместе с тем, в этой же норме законодатель раскрыл, что включено в понятие формирования цены контракты, а именно, с учетом и без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. Данный перечень является ограниченным и связан с отражением влияющих на цену контракта факторов и не предусматривает указание цены единицы товара (услуги).
Таким образом, судебная коллегия считает, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе сведений о цене за единицу поставляемого товара, изложенное в форме 5 "Предложение о цене контракта" раздела III конкурсной документации, обоснованно признано ФАС России нарушением ч.4 ст.25 Закона о размещении заказов.
Частью 9 статьи 25 Закона о размещении заказов предусмотрено, что заявка может быть изменена только участником размещения заказа, подавшим такую заявку до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе. Изменение заявки (цены контракта) Заказчиком Законом о размещении заказов не предусмотрено.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Вместе с тем, несмотря на то, что предложение ООО "Дженсер Ясенево" не отличается от предложения ЗАО "ТДВ-АВТО", в соответствии с пунктом 10 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 20.11.2007 N 132-05/3 ЗАО "ТДВ-АВТО" конкурсной комиссией ФТС России признан победителем конкурса, как участник, предложивший лучшие условия исполнения государственного контракта.
Заключение государственного контракта на иных условиях, чем предусмотрено в заявке на участие в конкурсе является нарушением части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов.
Таким образом, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном, судебная коллегия считает, что конкурсной комиссий ФТС России необоснованно произведен перерасчет предложенной цены контракта ЗАО "ТДВ-АВТО" и произведена последующая оценка заявок участников конкурса, что свидетельствует о нарушениях частей 1,2,4 ст. 28 Закона о размещении заказов,
Ссылка ФТС России на пункт 42 Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), предварительному квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсная документация), утвержденных приказом Минэкономики России от 30.09.1997 N 117, которыми предусмотрен порядок исправления арифметических ошибок, а именно, если существует расхождение между ценой единицы продукции и общей ценой, полученной в результате умножения цены единицы продукции, при этом общая цена будет скорректирована, ошибочна, поскольку применительно к спорным правоотношениям Федеральным Законом о размещении заказов, который принят позднее указанных Методических рекомендаций и имеет большую юридическую силу, не предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе сведений о цене за единицу поставляемого товара (за исключением отдельных случаев) и, соответственно, такой перерасчет цены контракта применяться не может.
Автор апелляционной жалобы обращает внимание на то, что в оспариваемом решении сделан вывод о нарушении конкурсной комиссией ФТС России ч.4 ст.25, ч. 3 ст.29 Закона о размещении заказов, однако порядок подачи заявок на участие в конкурс и порядок заключения государственного заказа не относится к компетенции конкурсной комиссии, поскольку ответственным за исполнение указанных норм Закона о размещении заказов является государственный заказчик - ФТС России.
Судебная коллегия в связи с этим полагает необходимым отметить следующее.
Из текста оспариваемого решения ФАС России следует, что ФАС России выявлено нарушение ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов именно Заказчиком (ФТС России).
То обстоятельство, что в резолютивной части решения указано на нарушение указанных норм самой конкурсной комиссией ФТС России, не может свидетельствовать о незаконности вынесенного решения, поскольку данные нормы указаны в совокупности с нормами, которые относятся к нарушениям, относящимся к компетенции комиссии и все приведенные нормы связаны с необоснованным перерасчетом и последующей оценкой заявок участников конкурса именно конкурсной комиссией.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2008 по делу N А40-10544/08-106-100оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.Л Захаров |
Судьи |
О.В. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10544/08-106-100
Истец: Федеральная таможенная служба
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба