Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22 августа 2008 г. N 09АП-8323/2008
г. Москва |
|
22.08.2008
|
N 09АП-8323/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2008
Дело N А40-69020/07-152-454
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.,
Судей: Пронниковой Е.В., Бекетовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: председательствующим судьей,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Степанова М.В. по доверенности от 04.02.2008 N БЕ1.13-286, паспорт 45 09 509039.
от третьих лиц: от ОАО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" - Лазарев Б.М. по доверенности от 13.05.2008, паспорт 45 99 763638, от ЗАО "Транспортная Клиринговая Палата" - Филимонов Л.Е. по доверенности от 14.05.2008 N 2/1-1-4265.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Аэропорт Якутск"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.05.2008 по делу N А40-69020/07-152-454, судьи Рогова А.Н.,
по заявлению ГУП "Аэропорт Якутск"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
третьи лица: ОАО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА", ЗАО "Транспортная Клиринговая Палата"
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2008, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ГУП "Аэропорт Якутск" о признании незаконным решения Федерального агентства воздушного транспорта от 26.10.2007 о внесении в расписание регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов регулярных рейсов ООО "Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" ЦК 691 и ЦК 692, изложенного в телетайпограмме за подписью руководителя Федерального агентства воздушного транспорта РФ Бачурина от 26.10.2007 N 261427.
В обоснование принятого решения суд указал, что оспариваемое решение соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на отсутствие у ответчика полномочий для принятия оспариваемого решения, и как следствие, нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Федерального агентства воздушного транспорта в судебном заседании изложенные в апелляционной жалобе доводы не признал, просит оставить решение суда без изменения. При этом указал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, так как принято в пределах компетенции уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Представитель ЗАО "Транспортная Клиринговая Палата" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что заявитель необоснованно отказал ОАО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" в согласовании слотов (временных интервалов) совершения регулярных рейсов.
Представитель ОАО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что действия ответчика по изданию оспариваемого решения направлены на недопущение ограничения прав ОАО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" при выполнении регулярных рейсов.
Представитель ГУП "Аэропорт Якутск", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, 26.10.2007 Федеральным агентством воздушного транспорта принято решение о включении в расписание регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов регулярных рейсов ООО "Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" ЦК 691 и ЦК 692 в интервалы времени прибытия в аэропорт "Якутск" 05.00 и отправления из аэропорта "Якутск" 07.00 (слоты) по 5,7 и 1,6 дням недели.
12.11.2007 Центром расписания и тарифов ЗАО "Транспортная Клиринговая Палата внесено соответствующее изменение в расписание, что подтверждается соответствующей расшифровкой ЦРТ_РДС_ОКР_720002465, о чем ГУП "Аэропорт Якутск" поставлен в известность телетайпограммой 12.11.2007 N 121510 ООО "Авиакомпания "ИНТЕРАВИА".
В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396, Росавиация в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 N 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" Авиакомпания "Интеравиа" получила 07.09.2007 лицензию N 01 37 80 на выполнение внутренних регулярных перевозок пассажиров по воздушной линии Москва - Якутск.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации: установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 23.06.2007 N 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок", допуск перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в порядке, утвержденном Министерством транспорта Российской Федерации с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Лицензия ООО "ИНТЕРАВИА" выдана на основании заявления и представленного пакета документов. Экспертиза указанных документов не выявила оснований для отклонения заявления.
Для начала выполнения регулярных рейсов в соответствии с расписанием по конкретной воздушной линии Авиакомпания, получившая лицензию в установленном порядке, должна согласовать с аэропортами временные интервалы прилета/вылета воздушных судов (слоты).
В связи с обращением Авиакомпании "ИНТЕРАВИА" по отказу Аэропорта Якутск в выделении слотов в сезоне "Зима-2007" для регулярных рейсов ЦК-691/692 по маршруту Москва-Якутск, Росавиацией предложено Авиакомпании "Интеравиа" и ГУП "Аэропорт Якутск" пересогласовать время прибытия/отправления рейсов с целью недопущения срыва полетов Авиакомпании "ИНТЕРАВИА".
Аэропортом Якутск осуществлялось обслуживание рейсов по данному маршруту при выполнении чартерных полетов Авиакомпании "ИНТЕРАВИА".
После отказа Аэропорта Якутск выделить слот (временной интервал) Авиакомпании "ИНТЕРАВИА" в сезоне "Зима-07/08" для выполнения регулярного рейса ЦК-691/692, Росавиацией была направлена повторно телеграмма, где было предложено руководителю Аэропорта Якутск обеспечить прием и обслуживание ВС с целью выполнения Авиакомпанией "ИНТЕРАВИА" регулярного рейса Москва - Якутск - Москва в заявленное время.
В соответствии с п.5.4.2. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, Росавиация осуществляет согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов (за исключением транзитных полетов иностранных воздушных судов через воздушное пространство Российской Федерации) в случаях, предусмотренных международными соглашениями.
На основании данной нормы Росавиацией издано распоряжение от 11.10.2005 N АЮ-256-р "О реализации Федеральным агентством воздушного транспорта полномочий авиационных властей".
Порядок формирования, согласования и утверждения расписания, в общем, и согласование слотов с аэропортами, в частности, установлен приказом Федеральной авиационной службы России от 06.05.1996 N ДВ-50. Указанным приказом определена процедура разрешения спорных ситуаций, возникающих между авиакомпанией и аэропортом при согласовании слотов. Решение принималось Росавиацией по результатам проверки Центром расписания и тарифов фактической загруженности аэропорта на предмет ее соответствия заявленной пропускной способности.
Однако в апреле 2007 года Приказ ДВ-50 был отменен. Альтернативный документ, обязательность которого определена Постановлением Правительства РФ от 23.06.2007 N 397, находится на стадии согласования.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.06.1996 N 904 "О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации" государственное регулирование деятельности предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации включает в себя: разработку свода авиационных правил, определяющих требования к деятельности авиакомпаний, аэропортов, других предприятий указанной сферы и персонала гражданской авиации; проведение сертификации всех юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанной с безопасностью полетов; лицензирование деятельности и инспектирование всех авиаперевозчиков, действующих на территории Российской Федерации, с учетом способности обеспечения процесса перевозок, обязательного страхования и выполнения обязательств, вытекающих из Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, других международных договоров Российской Федерации; государственный контроль деятельности естественных монополий в системе гражданской авиации; государственный надзор за безопасностью полетов и соблюдением авиационных правил на территории Российской Федерации.
Согласно ст.24 Воздушного кодекса РФ государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами.
В соответствии с п.2.1 Распоряжения Росавиации от 07.09.2004 N ШН-35-l-p "Об утверждении положения о лицензионной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта и формы бланка лицензии на перевозку воздушным транспортом пассажиров и перевозку воздушным транспортом грузов" основной задачей лицензионной комиссии является предоставление права юридическим лицам осуществлять виды деятельности, при выполнении которых требуется лицензия, и через процедуры лицензирования производить государственное регулирование и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, касающихся международных соглашений (договоров) о воздушном сообщении и договоренностей авиационных властей, законов Российской Федерации, подзаконных актов в области гражданской авиации и отраслевых нормативных документов с целью обеспечения эффективного функционирования рынка авиационных перевозок, работ и услуг, а также защиты интересов потребителей и поставщиков этих услуг.
Таким образом, оспариваемое решение, изложенное в телетайпограмме от 26.10.2007 N 261427 за подписью руководителя Федерального агентства воздушного транспорта РФ Бачурина, принято компетентным органом и в соответствии с предоставленными полномочиями в области воздушных перевозок.
В соответствии со ст.198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя. При этом суд обоснованно указал отсутствие предусмотренных законодательством мер ответственности за неисполнение заявителем рекомендаций ответчика, а также принял во внимание то обстоятельство, что на момент судебного разбирательства действие телеграммы телетайпограмме от 26.10.2007 N 261427 закончилось.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2008 по делу N А40-69020/07-152-454 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69020/07-152-454
Истец: ГУП "Аэропорт Якутск"
Ответчик: Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации
Третье лицо: ООО "ИНТЕРАВИА", ЗАО "Транспортная Клиринговая Палата"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8323/2008