г.Москва |
Дело N А40-24387/07-79-163 |
23 сентября 2008 г. |
N 09АП-11208/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.09.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Страхования компания АСКО-Фролово"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2008
по делу N А40-24387/07-79-163 судьи Дранко Л.А.
по заявлению ООО "Страхования компания АСКО-Фролово"
к Федеральной службе страхового надзора,
третье лицо - Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу
об оспаривании приказа о приостановлении действия лицензии,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Юнусова М.Ф. по доверенности от 08.08.2008, удостоверение N 2475,
представителя ответчика Головиной Е.А. по доверенности от 22.01.2008, паспорт 60 01 712015;
представителей третьего лица: Головиной Е.А. по доверенности от 14.01.2008, паспорт 60 01 712015, Шерстнева А.В. по доверенности от 27.12.2007, паспорт 46 02 863193,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Страховая компания АСКО-Фролово" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы страхового надзора от 27.04.2007 N 405 в части приостановления действия лицензии от 18.12.2006 N С0900 34 (новой лицензии от 20.04.2007 N С0900 34).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.09.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 указанное решение оставлено без изменения.
Названные судебные акты отменены постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.03.2008 N КА-А40/1849-08, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях Инспекции страхового надзора по Южному федеральному округу, которая не была привлечена к участию в деле.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2008, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что заявителем не было исполнено в полном объеме предписание от 12.01.2007 N ИН-3-40/3-55-900, выданное Обществу по результатам проведенной в отношении него проверки. Суд указал, что данное предписание не было снято, как и не было признано недействительным, в связи с чем у ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого приказа.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. При этом податель жалобы указывает на то, что Обществом исполнены все требования, содержащиеся в указанном выше предписании. Кроме того, ссылается на отсутствие доказательств выявления нарушений субъектами страхового дела, приводит доводы о том, что Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу на момент вынесения предписания не имела полномочий на его выдачу.
Представитель ответчика в судебном заседании и письменных пояснениях на жалобу настаивает на непредставлении заявителем документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме. Ссылается на то, что оспариваемый по настоящему делу приказ о приостановлении лицензии на осуществление страховой деятельности принят Инспекцией в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также указывает, что предписание не признано недействительным в установленном порядке, в связи с чем подлежало исполнению.
Третье лицо в своих письменных пояснениях на апелляционную жалобу поддержало правовую позицию ответчика в полном объеме, указывая на наличие у Инспекции полномочий на выдачу предписания.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы, представителей ответчика и третьего лица, просивших оставить решение без изменения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 27.04.2007 Федеральной службой страхового надзора издан Приказ N 405, в соответствии с которым в связи с неисполнением надлежащим образом в установленный срок предписания Инспекции страхового надзора по Южному Федеральному округу действие лицензии от 18.12.2006 N С 0900 34 ООО "СК "Аско-Фролово" приостановлено до устранения выявленных нарушений (том 1 л.д.32).
В соответствии со ст.32.6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" при выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном настоящим Законом.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, заявителю было выдано предписание от 12.01.2007 N Ин-3-40/3-55-900, которым Обществу предписано: прекратить страховую деятельность с нарушением страхового законодательства РФ, и в срок до 12.02.2007 представить объяснения по факту допущенных нарушений; действующие договоры страхования привести в соответствие с требованиями норм страхового законодательства; представить документы с указанием количества, номеров и дат подобно заключенных и действующих договоров страхования; привести журналы учета заключенных договоров страхования, учета убытков за 2004, 2005 годы, 1 полугодие 2006 года, а также отчетность за указанные периоды в соответствии с требованиями нормативных документов; произвести перерасчет страховых резервов на 31.12.2004, 31.12.2005, 30.06.2006, и представить исправленную отчетность; представить Правила N 252.2 страхования урожая и посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений сельхозпредприятий любой формы собственности (на основании которых заключались договоры страхования в 2004-2006 годах), и документы, подтверждающие направление данной(ых) редакции(й) Правил в орган страхового надзора в установленном порядке, а также использование их в работе; представить подробную информацию о выполнении настоящего предписания и о принятых мерах по недопущению нарушения действующего законодательства с приложением заверенных копий документов, подтверждающих выполнение предписания надлежащим образом по каждому пункту предписания и расшифровку управленческих расходов за 2005 год и 1 полугодие 2006 года по статьям затрат и сведения о намерениях страховой организации по сокращению указанных расходов (том 1, л.д.5-7).
Письмом от 09.02.2007 заявителем в Инспекцию страхового надзора по Южному федеральному округу были представлены пояснения по каждому пункту предписания, к которым были приложены затребованные документы, том числе журналы учета договоров страхования, учета убытков, бухгалтерская отчетность за 2004, 2005 годы, 1 полугодие 2006 года, расчет страховых резервов на 31.12.2004, 31.12.2005, 30.06.2006, расшифровка управленческих расходов за 2005 год и 1 полугодие 2006 года, статистическая отчетность форм 2С, 1С, реестр действующих договоров страхования, копии Правил. Согласно данным пояснениям, срок всех указанных в акте проверки договоров страхования истек в 2005-2006 годы; в Компании отсутствуют действующие договоры страхования, не соответствующие требованиям законодательства; Компанией внесены необходимые изменения и отражены в отчетности за проверяемые периоды.
В письме от 12.03.2007 Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу сообщила о неисполнении Обществом в полном объеме указанного выше предписания, указав, что Обществом не были представлены объяснения по факту допущенных нарушений в части нарушения условий Правил страхования, направленных в орган страхового надзора в установленном порядке, а также документы, подтверждающие заключение договоров страхования, указанных в акте проверки, до начала сева однолетних яровых сельскохозяйственных культур, журналы учета заключенных договоров страхования, учета убытков за указанные выше периоды, отчетность за 2004, 2005 годы, 1 полугодие 2006 года, не приведены в соответствии с требованиями нормативных документов, не произведен перерасчет страховых резервов на 31.12.2004, на 31.12.2005, 1 полугодие 2006 года и не представлена исправленная отчетность. При этом Обществу был установлен новый срок для исполнения предписания в полном объеме - до 12.04.2007 (том 1 л.д.11).
Общество письмом от 23.03.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением о снятии указанного предписания, в котором изложило свою позицию по факту вменяемых нарушений, считая, что указанные выше журналы учета, статистическая и бухгалтерская отчетность были приведены в соответствие с требованиями нормативных документов и представлены Инспекции. Кроме того, Общество указало на то, что из текста письма от 12.03.2007 не понятно, какие несоответствия требованиям нормативных документов имеются в исправленных и представленных Обществом документах (том 1 л.д.12).
Инспекция письмом от 19.04.2007 вновь сообщила Обществу о неисполнении им в полном объеме предписания от 12.01.2007, указав, что им не представлены журналы учета заключенных договоров страхования в соответствии с требованиями нормативных документов в части отсутствия обязательного реквизита "Дата, когда на сумму страховой премии (взносов) произведена сторнирующая запись способом "красное сторно"; сведения, содержащиеся в журналах учета заключенных договоров страхования, учета убытков за период 2004, 2005 годы, 1 полугодие 2006 года не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных к проверке документах; не приведена отчетность за указанный период и не произведен перерасчет страховых резервов на 31.12.2004, 31.12.2005, 30.06.2006 в соответствии с требованиями нормативных документов; Правила N 252.2 страхования урожая и посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений сельхозпредприятий, представленные в ответ на предписание, не соответствуют Правилам, представленным в орган страхового надзора в установленном порядке; не представлены документы, подтверждающие заключение договоров страхования, указанных в акте проверки, до начала сева однолетних сельскохозяйственных культур (том 1, л.д.13).
Поскольку заявителем в установленный предписанием от 12.01.2007 N ИН-3-40/3-55-900 срок - до 12.02.2007 не были представлены документы, подтверждающие исполнение предписания в полном объеме, ФССН 27.04.2007 издан оспариваемый приказ N 450 о приостановлении действия лицензий на осуществление страховой деятельности, в том числе, лицензии от 18.12.2006 N С0900 34 (новой лицензии от 20.04.2007 N С0900 34) страховой организации Общество с ограниченной "Страховая компания АСКО-Фролово".
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно указал на законность и обоснованность данного приказа в обжалуемой части.
Согласно статье 30 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе страхового надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 330, предусмотрено, что Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора по федеральному округу, утвержденного Приказом Минфина России от 28.12.2004 N 126н, Инспекция является территориальным органом Службы и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности на территории соответствующего федерального округа.
Проверки осуществления субъектами страхового дела страховой деятельности и соблюдения страхового законодательства производятся Инспекцией в соответствии с годовыми планами проверок, утверждаемыми Службой. При этом Инспекция вправе проводить внеплановые проверки по согласованию со Службой или по указанию Службы (пункт 7 Положения N 126н).
Согласно статье 32.6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" при выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора выдается предписание об устранении нарушения.
Полномочия Инспекции страхового надзора по федеральному округу по выдаче предписаний установлены пунктом 5.3 вышеназванного Положения (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), в связи с чем доводы подателя жалобы об отсутствии полномочий Инспекции на выдачу предписания не приняты судом апелляционной инстанции как неправомерные.
При таких обстоятельствах предписание, в связи с неисполнением которого издан оспариваемый по настоящему делу приказ, принято Инспекцией в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 приведенной выше статьи 32.6 Закона субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном настоящим Законом (пункт 4).
В настоящем случае, как правомерно установлено судом первой инстанции, предписание Инспекции исполнено заявителем не в полном объеме.
Так, усматривается, что реквизиты журналов учета заключенных договоров страхования и учета убытков не приведены заявителем в соответствие с требованиями пункта 13 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н, поскольку в журналах учета заключенных договоров страхования и учета убытков отсутствуют предусмотренные указанными Правилами обязательные реквизиты, а именно: размер страховой премии (взносов), по которой произведена сторнирующая запись способом "красное сторно"; дата, когда на сумму страховой премии (взносов) произведена сторнирующая запись способом "красное сторно"; дата возврата страховой премии (взносов), в связи с чем информация отражается в них неверно.
Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями журнала учета договоров страхования и учета убытков, в которых отсутствуют указанные сведения (том 2, л.д.117-147).
В предписании было указано на необходимость представления подробной информации о выполнении предписания и о принятых мерах по недопущению нарушения действующего законодательства с приложением заверенных копий документов, подтверждающих выполнение предписания надлежащим образом по каждому пункту предписания.
В силу п.1 ст.65, п.3 ст.189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о неисполнении заявителем в полном объеме предписания об устранении выявленных нарушений страхового законодательства.
Между тем наличие у страховой организации неисполненного предписания об устранении выявленных органом страхового надзора нарушений является формальным, необходимым и достаточным основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии страховой организации на осуществление страховой деятельности.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что указанное предписание заявителем не обжаловалось и в установленном порядке недействительным не признано.
При таких обстоятельствах приказ ФССН от 27.04.2007 N 450 в оспариваемой части является законным, обоснованным и соответствует нормам Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований является законным и обоснованным.
Исходя из сказанного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2008 по делу N А40-24387/07-79-163 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24387/07-79-163
Истец: ООО "Страховая компания АСКО-Фролово"
Ответчик: Федеральная служба страхового надзора
Третье лицо: ООО "СК "АСКО - Фролово", Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу