г. Москва |
Дело N А40-32809/08-22-278 |
09 октября 2008 г. |
N 09АП-12212/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей В.Р.Валиева, И.В. Разумова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А.Глуховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мосэнерго" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2008 по делу N А40-32809/08-22-278, принятое судьёй Кудиной Е.С., по иску открытого акционерного общества "Мосэнерго" к государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" о взыскании 20 960 рублей 73 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Букатина Е.В. (доверенность N 12-07/001-21 от 21.04.2008),
от ответчика - извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Мосэнерго" (далее - истец, ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" (далее - ответчик, ДЕЗ) о взыскании 20 960 рублей 73 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2008 в удовлетворении иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что тепловая энергия в горячей воде потреблена населением, истец был обязан применить тариф по группе "население".
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, согласно договору энергоснабжения, заключенному между истцом и ответчиком в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО "Мосэнерго" подает, а ДЕЗ потребляет тепловую энергию в горячей воде; покупаемую тепловую энергию ответчик использует для оказания коммунальных услуг населению - потребителю услуг; ДЕЗ является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является оказание коммунальных услуг и получение прибыли; обязанной стороной по оплате потребленной тепловой энергии является ДЕЗ; договорные отношения между ОАО "Мосэнерго" и населением отсутствуют, в связи с чем ДЕЗ не имел оснований рассчитываться с истцом по тарифам, предусмотренным для населения. ОАО "Мосэнерго", в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы (далее - РЭК) от 12.12.2005 N 86, применен тариф, относящийся к категории "Организации и индивидуальные предприниматели, в управлении которых находятся многоквартирные дома (управляющие организации)", поскольку ДЕЗ не может быть отнесен к иной категории.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2008 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.09.2005 между истцом и ответчиком заключен договор N 0707012 энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде; расчет стоимости потребленной тепловой энергии производится по тарифу, установленному органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов, для соответствующих групп потребителей. ДЕЗ является управляющей организацией государственного жилищного фонда. Согласно постановлению РЭК города Москвы от 12.12.2005 N 86 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Мосэнерго" потребителям города Москвы в 2006 году", населению, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья установлен тариф 388 рублей/Гкал; организациям, в управлении которых находятся многоквартирные дома - 458 рублей/Гкал.
По мнению истца, ответчик не в полном объеме оплатил потребленную тепловую энергию за январь, октябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, декабрь 2007 года на общую сумму 18 916 рублей 80 копеек; по мнению ответчика, изложенному в отзыве на исковое заявление, задолженности по оплате он не имеет, указанная истцом сумма составляет разницу приведенных выше тарифов для различных групп потребителей, которая должна быть возмещена префектурой ЦАО.
В соответствии с распоряжениями Правительства Москвы от 16.04.2004 N 712-РП "О возмещении разницы в тарифах на тепловую энергию в 2004 году" и от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением", префектурам административных округов города Москвы переданы полномочия по финансированию расходов, связанных с возмещением разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, проживающего в домах государственного жилищного фонда, находящихся в управлении жилищных организаций; на префектуры возложена обязанность обеспечить финансирование расходов на возмещение разницы на тепловую энергию на основании документов, подтверждающих фактическую поставку тепловой энергии; финансирование указанных расходов осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен при продаже товаров населению", на префектуры возложены полномочия главных распорядителей бюджетных средств по указанной статье расходов; утверждена типовая форма регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, управляющих и теплоснабжающих организаций в процессе расходования средств бюджета города Москвы по долевому финансированию целевых расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен на тепловую энергию, поставляемую населению города Москвы.
В соответствии с типовым регламентом, участниками бюджетного процесса являются финансовый орган города Москвы, префектура как получатель бюджетных средств, ДЕЗ и теплоснабжающая организация; действие регламента распространяется на расчеты за поставку тепловой энергии для бытовых нужд населению, проживающему в многоквартирных домах; теплоснабжающая организация (истец) обязана осуществлять раздельный учет тепловой энергии, поставляемой населению и другим категориям потребителей; получатель бюджетных средств должен ежемесячно представлять в финансовый орган график планового финансирования указанных расходов на предстоящий месяц исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной в аналогичном месяце предыдущего года, перечисление средств по графику должно производиться в месяце, на который составлен график, получатель бюджетных средств в месяце, следующем за отчетным кварталом представляет в финансовый орган отчет о фактическом объеме потребленной тепловой энергии за отчетный квартал, ежеквартально между получателем бюджетных средств и теплоснабжающей организацией осуществляется выверка расчетов, после чего средства перечисляются получателем бюджетных средств с учетом фактического объема поставленной тепловой энергии.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Мосэнерго" обязано было применить тариф по группе "Население", поскольку конечным потребителем поставленной тепловой энергии явилось население.
Вместе с тем, судом первой инстанции не приняты во внимание приведенные выше нормативные акты, не дана надлежащая оценка возложенной на префектуры административных округов обязанности по финансированию расходов, связанных с возмещением разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения.
Приняв решение об отказе во взыскании суммы задолженности с ответчика, суд первой инстанции фактически отменил установленную нормативными актами Правительства Москвы обязанность префектуры ЦАО обеспечить финансирование разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, в то время как один из участников бюджетного процесса (префектура ЦАО) не был привлечен к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по инициативе суда может быть привлечено к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Суд первой инстанции не привлек в качестве третьего лица префектуру ЦАО, на которую может быть возложена обязанность по финансированию разницы в тарифах на тепловую энергию. Принятие решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 той же статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Решение суда первой инстанции от 08.08.2008 подлежит отмене, а дело следует рассмотреть по правилам суда первой инстанции.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству по правилам судопроизводства в суде первой инстанции, апелляционная инстанция считает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, префектуру Центрального административного округа города Москвы, а также обязать истца направить ему копию искового заявления, предложив префектуре ЦАО подготовить отзыв на иск.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1, пунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2008 по делу N А40-32809/08-22-278 отменить.
Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, префектуру Центрального административного округа города Москвы.
Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на 06 ноября 2008 года на 10 часов 15 минут в помещении суда по адресу: город Москва, проезд Соломенной сторожки, дом 12, зал судебных заседаний N 7.
Обязать истца направить вновь привлеченному третьему лицу копию искового заявления, доказательства представить в суд.
Предложить третьему лицу представить мотивированный отзыв с приложением необходимых доказательств.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
А.И. Трубицын |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32809/08-22-278
Истец: ОАО "Мосэнерго"
Ответчик: ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники"
Третье лицо: Префектура ЦАО г.Москвы