город Москва |
Дело N А40-36748/08-67-291 |
17 ноября 2008 г. |
N 09АП-13994/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Разумова И.В.,
судей Афанасьевой Т.К., Попова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Авериной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2008 по делу N А40-36748/08-67-291, принятое судьей Черенковой Г.В., по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" к государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" о взыскании задолженности по договору и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии представителей:
истца - Кривоносовой И.Ю. (по доверенности от 21.04.2008 N 12-07/441-61);
ответчика - Рогожиной Т.Ю. (по доверенности от 22.09.2008 N 1173),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - истец, ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" (далее - ответчик, ДЕЗ) о взыскании задолженности за потребленную в январе, октябре - декабре 2006 года тепловую энергию по договору от 01.01.2001 N 0701021 энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде в размере 48 070 рублей 16 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период от 10.02.2008 по 12.01.2007 на сумму долга без налога на добавленную стоимость по ставке 10,5 процента годовых, в размере 6 451 рубля 45 копеек.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что расчеты по сделке осуществлялись по согласованной сторонами договора группе потребителей ("население"), проведение ценового регулирования по спорному договору отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации - города Москвы, который как разъяснил порядок применения установленных тарифов, так и определил механизм компенсации возмещения истцу разницы в тарифах через префектуры административных округов города. Суд пришел к выводу о том, что ответчик надлежащим образом исполнил денежные обязательства по договору энергоснабжения от 01.01.2001 N 0701021 за спорный период.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд, отказав в иске, принял решение по неполно выясненным обстоятельствам дела и с нарушением норм материального права.
Представитель ОАО "Мосэнерго" в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда пояснил, что в полном объеме произвел расчеты за потребленную энергию, а также, что правовыми актами города Москвы установлен специальный механизм возмещения энергоснабжающим организациям доходов, выпадающих вследствие реализации энергии населению, а лицом обязанным производить выплату бюджетных средств в виде субсидий на компенсацию разницы в тарифах является Префектура Центрального административного округа города Москвы.
Давая объяснения в апелляционном суде по вопросу о том, затронуты ли права и законные интересы Префектуры Центрального административного округа города Москвы обжалованным решением, представители сторон какой-либо определенной позиции не высказали.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном порядке законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд находит его подлежащим отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено апелляционным судом, между истцом как энергоснабжающей организацией и ответчиком как абонентом заключен договор от 01.01.2001 N 0701021 энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с которым истец обязался подавать тепловую энергию в согласованном объеме, а ответчик обязался принимать и оплачивать энергию.
Во исполнение принятых обязательств истец отпускал в спорный период тепловую энергию, что участвующими в деле лицам не оспаривается.
Истец находит, что в январе, октябре - декабре 2006 года часть энергии не оплачена, задолженность составила 48 070 рублей 16 копейки.
Возражая по иску, ответчик указал, в частности, на то, что правовыми актами субъекта Российской Федерации - города Москвы - установлен специальный механизм выплаты за счет средств бюджета компенсации за энергию, подаваемую для нужд населения. В отношении истребуемой за январь, октябрь - декабрь 2006 года задолженности обязанным лицом по ее выплате если и является какое-либо лицо, то это Префектура Центрального административного округа города Москвы, а не ответчик, который свои обязательства исполнил.
В подтверждение своей позиции ответчик сослался на:
- пункт 1 распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением", в силу которого финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению";
- пункт 1 распоряжения Правительства Москвы от 16.04.2004 N 712-РП "О возмещении разницы в тарифах на тепловую энергию в 2004 году", которым с 01.04.2004 префектурам административных округов и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы переданы полномочия по финансированию расходов, связанных с возмещением разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, проживающего в домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории соответствующего округа и находящихся в управлении жилищных организаций, осуществляющих эти функции по договору с органом исполнительной власти.
При этом пунктом 3 распоряжения Правительства Москвы от 17.07.2003 N 1258-РП "О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" Префекту Центрального административного округа предписано обеспечить финансирование расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию непосредственно на счета организаций - поставщиков тепловой энергии на основании документов, подтверждающих фактическую поставку тепловой энергии, представляемых в финансово-казначейское управление административного округа.
Следовательно, разногласия сторон спора касаются, в том числе, разных подходов к определению надлежащего должника.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, принял во внимание возражения ответчика, сославшись, в том числе, на упомянутые акты Правительства Москвы.
Таким образом, суд фактически констатировал, что за спорный период ОАО "Мосэнерго" должны были перечисляться из регионального бюджета субсидии для покрытия убытков истца.
Следовательно, обжалуемое решение затрагивает права и законные интересы назначенного городом Москвой распорядителя бюджетных средств, выделяемых на покрытие убытков теплоснабжающих организаций - Префектуры Центрального административного округа города Москвы.
Несмотря на это компетентный участник бюджетного процесса к участию в деле не привлекался, о месте и времени разрешения спора не извещался, его позиция относительно предмета спора судом не изучалась и не оценивалась.
С учетом изложенного, решение следует отменить на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое о правах и об обязанностях Префектуры Центрального административного округа города Москвы, не привлеченной к участию в деле.
Дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 5 статьи 270 Кодекса).
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с учетом конкретных обстоятельств дела апелляционный суд после отмены решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может провести некоторые подготовительные действия, если посчитает целесообразным.
Апелляционная инстанция считает целесообразным при подготовке дела к судебному разбирательству по правилам судопроизводства в суде первой инстанции привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Префектуру Центрального административного округа города Москвы и Региональную энергетическую комиссию города Москвы, а также обязать истца направить им копию искового заявления, предложив вновь привлеченным лицам подготовить отзыв на иск.
Руководствуясь статьями 266, 288, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2008 по делу N А40-36748/08-67-291 отменить.
Привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Префектуру Центрального административного округа города Москвы и Региональную энергетическую комиссию города Москвы.
Назначить дело к судебному разбирательству по правилам судопроизводства в суде первой инстанции в помещении Девятого арбитражного апелляционного суда по адресу: 127994, город Москва, проезд Соломенной Сторожки, дом 12, зал N 8 (кабинет 202), на 01 декабря 2008 года на 10 часов 30 минут.
Истцу направить копию искового заявления вновь привлеченным третьим лицам.
Предложить вновь привлеченным лицам представить мотивированный отзыв на иск.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
И. В. Разумов |
Судьи |
Т.К.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36748/08-67-291
Истец: ОАО "Мосэнерго", ОАО " Мосэнерго"
Ответчик: ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники"
Третье лицо: Региональная энергетическая компания, Префектура ЦАО г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13994/2008