г.Москва |
|
19.11.2008
|
N 09АП-14176/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2008
Дело N А40-40365/08-92-386
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Пронниковой Е.В., Поташовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Халиной Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Шарина Ю.М. по доверенности от 11.02.2008, паспорт 45 06 645999;
от заинтересованного лица: Дунаев А.В. по доверенности от 10.01.2008, удостоверение 77N 0253;
от третьих лиц: от Министерства обороны РФ - Воронин Т.М. по доверенности от 24.09.2008, паспорт 45 09 199726, от Министерства финансов РФ - не явился, извещен.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 2 при Федеральном агентстве специального строительства",
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.10.2008 по делу N А40-40365/08-92-386, судьи Уточкина И.Н.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 2 при Федеральном агентстве специального строительства"
к Специализированному отделению Управления Федерального Казначейства по г.Москве
третьи лица: Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ
об оспаривании уведомления о возвращении исполнительного документа от 14.04.2008 N 376,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02.10.2008, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 2 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "УССТ N 2 при Спецстрое России") о признании незаконным уведомления Специализированного отделения Управления Федерального Казначейства по г.Москве (далее - Спецотделение УФК по г.Москве) от 14.04.2008 N 376 о возвращении исполнительного документа и об обязании заинтересованного лица принять к исполнению и исполнить исполнительный лист N 651069 по делу N А40-62968/07-55-550 на сумму 13 161 736,27 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что денежные средства подлежали взысканию с публично-правового образования - Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, таким образом, полномочиями по исполнению судебного акта наделено Министерство финансов РФ, а не Спецотделение УФК по г.Москве.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что изложенные в оспариваемом уведомлении основания для возвращения исполнительного документа являются незаконными. Считает, что заинтересованному лицу представлена надлежащим образом заверенная копия судебного акта. Указывает, что Министерство обороны РФ выступало в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета по иску о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений от имени Российской Федерации. Настаивает на том, что в данном случае подлежит применению порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, который установлен ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ.
Представители заинтересованного лица, третьего лица - Министерства обороны РФ поддержали обжалуемое судебное решение, считают его законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Министерства финансов РФ. Располагая доказательством надлежащего извещения его о месте и времени рассмотрения дела, в отсутствие возражений явившихся сторон, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое судебное решение подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2008 по делу N А40-62968/07-55-550 взыскано с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП "УССТ N 2 при Спецстрое России" в порядке субсидиарной ответственности 13 161 736,27 руб. задолженности ГУ 43 ОКС КЭУ Москвы ГлавКЭУ МО РФ. Определением суда от 04.04.2008 по делу N А40-62968/07-55-550 исправлена опечатка в резолютивной части решения суда от 19.02.2008.
03.04.2008 Арбитражным судом г.Москвы по делу N А40-62968/07-55-550 выдан исполнительный лист N 651069, который в последующем с приложением соответствующих документов направлен заявителем в Спецотделение УФК по г.Москве (заявление от 10.04.2008 N 33/9-10/2).
Уведомлением Спецотделения УФК по г.Москве от 14.04.2008 N 376 исполнительный лист Арбитражного суда г. Москвы N 651069 возвращен ФГУП "УССТ N 2 при Спецстрое России". Основаниями для возвращения послужили основания: 1) представленная копия определения суда от 04.04.2008 по делу NА40-62968/07-55-550 не заверена надлежащим образом в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента Верховного суда РФ от 29.04.2003 N36; 2) исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.
Не согласившись с уведомлением от 14.04.2008 N 376, ФГУП "УССТ N 2 при Спецстрое России" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности уведомления от 14.04.2008 N 376 ошибочными и сделанными на основании неправильного применения норм материального права по следующим основаниям.
Как установлено ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с п.2 ст.242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
При этом при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения с указанием причины возврата.
Основаниями для возврата исполнительного документа в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Кодекса, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Требования к надлежащему заверению копий судебных актов арбитражных судов РФ изложены в п.3.33 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), утвержденной Приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.03.2004 N 27, согласно которой на выдаваемой копии судебного акта делается отметка о дате вступления его в законную силу или о том, что в законную силу он не вступил.
Как пояснил представитель заинтересованного лица, на приложенной к заявлению от 10.04.2008 N 33/9-10/2 копии определения суда от 04.04.2008 по делу N А40-62968/07-55-550 отсутствовала отметка о вступлении судебного акта в законную силу.
Указанный довод суд апелляционной инстанции считает несостоятельным. Из материалов дела усматривается, что определение суда от 04.04.2008 по делу N А40-62968/07-55-550 поступило в Спецотделение УФК по г.Москве в надлежащем образом оформленном виде с отметкой о дате вступления его в законную силу. На определении имеется штамп Спецотделения УФК по г.Москве вх.618 от 10.04.08. Оригинальная копия определения от 04.04.2008 была представлена заявителем суду апелляционной инстанции на обозрение. Даная копия соответствует имеющейся в материалах дела копии.
Следует также признать неправомерной ссылку в оспариваемом уведомлении на Инструкцию по делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента Верховного суда РФ от 29.04.2003 N 36. Указанная Инструкция разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности районного суда, а, следовательно, не распространяет свое действие на систему арбитражных судов.
По вопросу порядка исполнения судебного решения о взыскании спорной суммы задолженности суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Исполнительные листы, выданные на основании судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) документы, указанные в п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.
В соответствии с п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Из судебного решения 19.02.2008 по делу N А40-62968/07-55-550, в рамках которого выдан исполнительный лист N 651069, следует, что основная задолженность взыскана с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности, поскольку Министерство обороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств.
Министерство обороны РФ является получателем средств федерального бюджета, ему открыты лицевые счета в органах Спецотделения УФК по г.Москве, использование и обслуживание которых осуществляется в установленном законодательством порядке. Спецотделение УФК по г.Москве осуществляет кассовое обслуживание Министерства обороны РФ.
В силу п.10 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, исполнительный лист должен исполняться Спецотделением УФК по г.Москве, а не Министерством финансов РФ.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В нарушение ч.2 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения (уведомления) о возвращении исполнительного листа.
Учитывая, что оспариваемое уведомление о возвращении исполнительного листа вынесено с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, а также прав и законных интересов заявителя, судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение Арбитражного суда г.Москвы по настоящему делу подлежит отмене. При этом суд апелляционной инстанции полагает возможным принять по делу новый судебный акт.
На основании п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ суд апелляционной инстанции обязывает заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в порядке ст.110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.10.2008 по делу N А40-40365/08-92-386 отменить.
Признать недействительным уведомление Специализированного отделения Управления Федерального Казначейства по г.Москве от 14.04.2008 N 376 о возвращении исполнительного документа.
Обязать Специализированное отделение Управления Федерального Казначейства по г.Москве принять к исполнению и исполнить исполнительный лист N 651069, выданный Арбитражным судом г.Москвы по делу N А40-62968/07-55-550.
Взыскать со Специализированного отделения Управления Федерального Казначейства по г.Москве в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специализированного строительства по территории N 2 при Федеральном агентстве специального строительства" госпошлину по заявлению в сумме 2000 рублей и госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40365/08-92-386
Истец: ФГУП "УССТ N 2 при Спецстрое России"
Ответчик: Специализированное отделение Управления Федерального Казначейства по г. Москве
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14176/2008