Город Москва |
|
24 ноября 2008 г. |
Дело N А40-19827/08-152-193 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2008.
Полный текст постановления изготовлен 24.11.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Попова В.И., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Дутовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Аристова Р.А. на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2008 по делу N А40-19827/08-152-193 судьи Рогова А.Н.
по заявлению предпринимателя Аристова Р.А.
к Комитету рекламы, информации и оформления г. Москвы
о признании незаконным решения и обязании совершить действия
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Попова О.С. по дов. от 03.04.2008, паспорт 46 05 849244;
от ответчика: Зубова Е.А. по дов. от 12.03.2008 N 14, паспорт 65 02 680920;
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Аристова Р.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд город Москвы с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом N 02-10-4300/7-1 от 21.02.2008 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы, вынесенного Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, в отношении кронштейна на несветовой опоре (стрелка на о/с опоре), размером 20 на 90 см, площадью стороны 0, 38 кв.м., с внутренним подсветом, общей площадью 0,76 кв.м., расположенному по адресу: г. Москва, ул. Зацепский вал, д.5, между 2-й и 3-й световой опорой после Павелецкого проспекта, принадлежащего на праве собственности Аристову Ринату Андреевичу и об обязании ответчика оформить разрешение на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы - кронштейна на несветовой опоре (стрелка на о/с опоре), размером 20 на 90 см, площадью стороны 0, 38 кв.м., с внутренним подсветом, общей площадью 0,76 кв.м., расположенному по адресу: г. Москва, ул. Зацепский вал, д.5, между 2-й и 3-й световой опорой после Павелецкого проспекта.
Решением от 15.09.2008 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение тем, что оспариваемое решение Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предприниматель не согласился с принятым решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое решение ответчика является незаконным и необоснованным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку не позволяет ему рекламировать свою деятельность. Указал на наличие у заявителя паспорта рекламного места, а также на то, что стороны пролонгировали договорные отношения.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по жалобе, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Полагает, что оспариваемое решение ответчика полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Указал на отсутствие у заявителя договора на установку объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, а также на то, что паспорт рекламного места не является разрешением на установку рекламной конструкции
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснение сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела предприниматель с 2004 установил и эксплуатировал объект наружной рекламы - кронштейн на несветовой опоре (стрелка на о/с опоре), размером 20 на 90 см, площадью стороны 0,38 кв. м., с внутренним подсветом, общей площадью 0,76 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Зацепский вал, д. 5, между 2-й и 3-й световой опорой после Павелецкого проспекта.
Предприниматель своевременно осуществлял оплату размещения рекламной конструкции, никаких претензий к объекту наружной рекламы или исполнению заявителем своих обязательств от административного органа не поступало.
Как видно с 2004 года по сегодняшний день стороны пролонгировали свои договорные отношения, что подтверждается паспортом рекламного места N 19536, в особых условиях которого указано, что предпринимателю разрешается пролонгация объекта рекламы по письму N 2/2-247/4 от 17.05.2004 года. Протоколами - соглашениями о взаиморасчётах NN6-03775-19536 от 06.10.2005 года, от 23.01.2006 года, от 09.08.2006 года, от 02.11.2006 года, от 24.01.2007 года, 04.04.2007 года, от 09.08.2007 года, от 21.02.2008 года, расчётами N 6-03775-19536.400 от 15.11.2005 года, от 07.02.2006 года, от 24.08.2006 года, от 11.12.2006 года, от 05.02.2007 года, от 17.09.2007 года, платёжными поручениями NN5-6 от 15.02.2006 года, 13 от 09.02.2007 года, 19-20 от 21.05.2007 года, N 31 от 24.09.2007 года, N 31-32 от 24.09.2007 года, 17 от 29.02.2008 года, N16 от 04.03.2008 года.
Объект рекламы выполнен по индивидуальному заказу и соответствует техническим требованиям, что подтверждается заключением N 06К1587 от 09.03.2006 года по технической экспертизе конструкции СНРИ, Расчётом несущих конструкций на ветровую нагрузку, Проверочным расчётам параметров электроустановки схема электрическая.
Как видно из материалов дела предприниматель письмами исх. N 3 от 20.08.2007 года, N5 от 10.10.2007 года, N 2 от 04.01.2008 года обратился в административный орган с просьбой оформить всю необходимую разрешительную документацию на размещение объекта рекламы. Письмами N 02-10-4300/7 от 01.10.2007 года, N02-10-4300/7-1 от 08.11.2007 года, N02-10-4300/7-1 от 21.02.2008 года ответчик отказался пролонгировать разрешительную документацию на объект рекламы.
Не согласившись с решением административного органа, оформленного письмом N 02-10-4300/7-1 от 21.02.2008 года предприниматель обратился в арбитражный суд.
Вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о законности принятого решения основаны на полной и всесторонней оценке имеющих значение для дела обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" (далее Федеральный закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 9, 10, 21 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Порядок выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы установлен Правилами установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006г. N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна" (далее - "Правила").
В силу п. 1.2. Правил, их соблюдение обязательно для всех юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве.
В соответствии с п. 1.4. Правил установка объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения, выданного Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы в порядке, предусмотренном Правилами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил к разрешительным документам на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации относятся разрешение на установку объектов наружной рекламы и информации или разрешение на установку объекта информационного оформления предприятий и организаций обслуживания населения. Уполномоченным органом по оформлению разрешительных документов на установку объектов наружной рекламы и информации является Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы на территории города Москвы допускается при наличии разрешения на их установку по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо на основании заявления владельца объекта наружной рекламы и информации, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с п. 3.2.1. Правил собственники или иные законные владельцы соответствующего недвижимого имущества либо владельцы объектов наружной рекламы и информации обращаются в Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы с заявлением по установленной форме. В заявлении указываются сведения о территориальном размещении, технических параметрах и внешнем виде объекта наружной рекламы и информации. К заявлению прилагаются документы, необходимые для согласования при оформлении разрешительной документации и выдачи запрашиваемого документа заявителю.
Регламентом подготовки Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006г. N 908-ПП, установлено, что: заявление на установку объекта наружной рекламы и информации оформляется заявителем на бланке установленного образца (форма заявления содержится в Приложении N 2 к указанному Регламенту); заявление подается в службу "одного окна", которая является подразделением Комитета рекламы, информации и оформления Города Москвы, осуществляющим прием заявления и документов от заявителя, согласование и выдачу запрашиваемых документов заявителю либо выдачу ему мотивированного отказа; к заявлению прилагаются документы, перечень которых определен в Приложении N 1 к Регламенту в зависимости от типа конструкции, предполагаемого к установке, а также бланк технического паспорта рекламного места, заверенного ГУП "Горинфор", и документ, подтверждающего оплату госпошлины, с целью оформления разрешительной документации на установку объекта наружной рекламы и информации; если заявитель предоставляет право получения заключений уполномоченных организаций службе "одного окна", то он прикладывает к заявлению количество экземпляров документов, необходимое для отправки в уполномоченные организации. В случае обращения в службу "одного окна" уполномоченного заявителем лица необходимо представление соответствующей доверенности и паспорта, удостоверяющего личность.
В соответствии с п. 4 Перечня документов, необходимых для предоставления заявителем в службу "одного окна" Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы для оформления разрешения... (Приложение N 1 к указанному выше Регламенту) к заявлению о получении разрешения на установку кронштейна на несветовой опоре прилагаются: технический паспорт рекламного места - 2 шт; квитанция об оплате госпошлины; документ, подтверждающий права владения конструкцией; нотариально заверенная копия (или оригинал и копия) свидетельства о праве собственности на здание, сооружение, иной объект или договора с собственником либо с лицом обладающим вещными правами на имущество; карта-схема масштаба 1:2000 предполагаемого места размещения объекта (с привязкой в плане к ближайшей опоре освещения или капитальному сооружению); фотография места размещения объекта; для согласования рекламного места в УГИБДД ГУВД г. Москвы фотография должна быть выполнена по ходу движения транспорта с двух сторон, с обзором территории более 60 метров до объекта для возможности оценки дорожной обстановки; техническое заключение на соответствие места размещения объекта Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и схеме территориального планирования или генеральному плану; техническое заключение о соответствии предполагаемой установки объекта наружной рекламы и информации внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города с приложением утвержденного дизайн-проекта с привязкой конструкции по высоте к поверхности проезжей части, расстояния от края конструкции до проезжей части, с указанием предполагаемых надписей информационного поля и размеров шрифтов; заключение по технической экспертизе проектной документации и электроустановки конструкции объекта с оформленной в установленном порядке проектной документацией; информационное письмо установленной формы для УГИБДД ГУВД г. Москвы; схема организации движения транспорта при производстве работ по устройству объекта.
Подача заявления на размещение средств наружной рекламы и информации с соблюдением установленных указанными нормативными правовыми актами требований к форме, содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и порядку обращения в Комитет за получением разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации, является началом процедуры, направленной на получение разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и включающей прием и рассмотрение заявления, получение необходимых согласований уполномоченных органов, которая в случае соблюдения требований к заявлению и наличии положительных заключений уполномоченных органов заканчивается вынесением решения о выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации, а в случае наличия отрицательных заключений - решения об отказе в выдаче указанного разрешения.
При отсутствии договора с уполномоченными лицами, разрешительной документации размещение средств наружной рекламы противоречит Закону о рекламе, Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что предприниматель обращался в службу "одного окна" Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы с предусмотренным указанными выше нормативными правовыми актами, с заявлением, а из формы и содержания писем предпринимателя в адрес Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы N 3 от 20.08.2007г. N 5 от 10.10.2007г., N 2 от 04.01.2008г., следует вывод о несоответствии указанных писем установленным требованиям, Правил утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006г. N 908-ПП, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о законности вынесенного административным органом решения.
Поскольку предприниматель не обращался в установленном указанными Правилами порядке в службу "одного окна" у административного органа отсутствовала возможность принять ни одно из решений, предусмотренных Правилами, включая и решение о выдаче разрешения и об отказе в выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что рекламная (информационная) конструкция предпринимателя установлена и эксплуатируется с нарушением установленных правил, т.е. без предусмотренного ст. 19 Федерального закона и Правил разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации, выдаваемого Комитетом в порядке, предусмотренном Правилами.
Имеющийся у предпринимателя паспорт рекламного места не является разрешением на установку объекта наружной рекламы и информации.
В соответствии с п.3.1. Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП (далее - Правила), к разрешительным документам на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации относятся разрешение на установку объектов наружной рекламы и информации или разрешение на установку объекта информационного оформления предприятий и организаций обслуживания населения. Форма разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации установлена Правилами (Приложение N 3 к Регламенту подготовки Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы в режиме "одного окна" (приложение 2 к указанному Постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП).
Таким образом, паспорт рекламного места не соответствует ни по форме, ни по содержанию разрешению на установку.
Более того, в соответствии с Правилами технический паспорт рекламного места является документом, содержащим согласования уполномоченных органов в отношении конструкции на предмет ее соответствия техническим требованиям, что подтверждается, в частности, п.п.3.4., 3.6., 3.7. Регламента (приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП).
Так, согласно п.3.7. указанного Регламента, после получения положительных заключений уполномоченных организаций заявитель представляет технический паспорт с печатью уполномоченных организаций, подтверждающих положительное заключение, в службу "одного окна" для оформления на соответствующем бланке Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации (приложение 3) и договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы (приложение 4). Специалист службы "одного окна" подшивает технический паспорт (паспорта) с согласованием(ями) уполномоченной(ых) организации(й) в дело.
Довод предпринимателя на наличие договорных отношений с административным органом обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку исходя из норм гражданского законодательства, пролонгировать договорные отношения возможно при наличии между сторонами заключенного договора.
Согласно п. 1.4. Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г.Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006г. N 908-ПП (далее - "Правила") установка объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения, выданного Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы в порядке, предусмотренном указанными Правилами.
Однако как установлено, предприниматель в установленном порядке за получением разрешения не обращался.
Согласно п. 1.5. Правил при наличии разрешения установка и эксплуатация объекта наружной рекламы и информации на имуществе, принадлежащем городу Москве, осуществляется на основании договора с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, заключенного в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. При этом договор на установку объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы оформляется в соответствии с формой, содержащейся в Приложении N 4 к Регламенту.
Таким образом, основанием для заключения договора является указанное в Правилах разрешение.
Договор на установку между предпринимателем и административным органом не заключался, а несуществующие договорные отношения не могут быть пролонгированы.
Указанные предпринимателем протоколы-соглашения о взаиморасчетах договором на установку объекта наружной рекламы не являются.
Согласно статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом судебного оспаривания документы, которые не имеют властно- распорядительного характера, то есть не содержат обязательные предписания (распоряжения), влекущие определенные юридические последствия для заявителя,
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заявлении о признании решений и действий (бездействия) незаконными должны быть, в частности, указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением и действием (бездействием).
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 подпункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае несоответствие его закону или иным правовым актом и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предпринимателем не представлены доказательства того, что оспариваемое письмо, порождает для него гражданско - правовые последствия, также не представлены доказательства того, что оспариваемое письмо ограничивают его гражданские права и охраняемые законом интересы, или нарушают его права и охраняемые законом интересы.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2008 по делу N А40-19827/08-152-193 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19827/08-152-193
Истец: Представитель ИП Аристова Рината Андреевича: Попова Оксана Сергеевна, ИП Аристов Ринат Андреевич
Ответчик: Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14169/2008