Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 ноября 2008 г. N 09АП-14482/2008
г.Москва |
Дело N А40-49438/08-21-459 |
27 ноября 2008 г. |
N 09АП-14482/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей Якутова Э.В., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Специализированного отделения Управления Федерального казначейства по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.09.2008
по делу N А40-49438/08-21-459 судьи Каменской О.В.
по заявлению ФГУП "УССТ N 2 при Спецстрое России"
к Специализированному отделению Управления Федерального казначейства по г.Москве,
третье лицо - Министерство финансов РФ,
о признании уведомления о возвращении исполнительного документа незаконным,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя Столяров А.А. по дов. от 30.10.2008 уд-ние N АА 0106476;
представитель УФК по г.Москве не явился, извещен;
представитель Минфина РФ не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.09.2008, принятым по данному делу, признаны незаконными действия Специализированного отделения Управления Федерального казначейства по г.Москве (Спецотделение УФК по г. Москве) по возврату без исполнения исполнительного листа N 665522, выданного Арбитражным судом г.Москвы по делу NА40-11230/08-42-112. Суд также обязал Спецотделение УФК по г. Москве в течение 45 дней со дня принятия судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что действия Управления Федерального казначейства по г.Москве противоречат нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) и нарушают права заявителя, как препятствующие исполнению судебного акта о взыскании в его пользу денежных средств и использованию их в его предпринимательской деятельности.
Не согласившись с данным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении требований заявителя. При этом податель жалобы указывает на то, что исполнительный документ правомерно возвращен без исполнения взыскателю в соответствии со статьями 242.1 и 242.2 БК РФ, на том основании, что лист ошибочно направлен в Спецотделение УФК по г.Москве. Считает, что в рассматриваемом случае обязательства по оплате долгов возникли в порядке субсидиарной ответственности у публично-правового образования - Российской Федерации, и должны взыскиваться с казны, распоряжаться которой в соответствии со ст.165 БК РФ вправе Минфин РФ. Указывает, что у него отсутствуют полномочия по исполнению судебных актов по искам к РФ.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в соответствии со ст.123,156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Представил на обозрение суда письмо Минфина РФ от 17.09.2008.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения, основываясь на следующем.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.04.2008 по делу N А40-11230/08-42-112 с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 2 при Федеральном агентстве специального строительства" взыскано в порядке субсидиарной ответственности 294 717,42 руб. задолженности Государственного учреждения 43 отдела капитального строительства квартирно-эксплутационного управления г.Москвы Главного квартирно-эксплутационного управления Министерства обороны Российской Федерации.
На основании данного решения выдан исполнительный лист N 665522, воспроизводящий приведенную резолютивную часть судебного акта. Названный исполнительный документ был направлен для исполнения в Спецотделение УФК по г. Москве, и уведомлением от 07.07.2008 N 678 возвращен без исполнения как ошибочно направленный со ссылкой на необходимость направления данного исполнительного документа в Минфин РФ.
Признавая указанные действия УФК по возврату исполнительного документа без исполнения незаконными, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют нормам Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ на органы Федерального казначейства возложены функции по организации исполнения требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Как установлено ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с п.2 ст.242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
При этом при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения с указанием причины возврата.
Основаниями для возврата исполнительного документа в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Кодекса, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Исполнительные листы, выданные на основании судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) документы, указанные в п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.
В соответствии с п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Из судебного решения, в рамках которого выдан исполнительный лист N 665522, следует, что основная задолженность взыскана с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности, поскольку Министерство обороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств.
Министерство обороны РФ является получателем средств федерального бюджета, ему открыты лицевые счета в органах Спецотделения УФК по г.Москве, использование и обслуживание которых осуществляется в установленном законодательством порядке. Спецотделение УФК по г.Москве осуществляет кассовое обслуживание Министерства обороны РФ.
В силу п.10 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в установленном порядке.
В настоящем случае денежные средства в размере 294 717,42 руб. взысканы с главного распорядителя федерального бюджета.
При этом в решении суда первой инстанции по делу N А40-11230/08-42-112 указано, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств относительно подведомственных учреждений.
Таким образом, исполнительный лист должен исполняться Спецотделением УФК по г.Москве, а не Министерством финансов РФ.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что настоящий исполнительный лист подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации, несостоятелен и не основан на законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ в Министерство финансов РФ направляются исполнительные листы о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).
В настоящем случае, как указывалось выше, Министерство обороны РФ несет субсидиарную ответственность по долгам подведомственного учреждения - ГУ 43 отдела капитального строительства квартирно-эксплутационного управления г.Москвы Главного квартирно-эксплутационного управления Министерства обороны РФ.
В соответствии с п.2 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п.3 ст.242.1 данного Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Органы федерального казначейства вправе возвратить исполнительные документы только по основаниям, указанным в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
В нарушение ч.2 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения (уведомления) о возвращении исполнительного листа.
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что действия Спецотделения УФК по г. Москве противоречат положениям статей 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса РФ и нарушают права заявителя, как препятствующее исполнению судебного акта о взыскании в его пользу денежных средств.
В связи с изложенным является законным и обоснованным вывод суда о признании незаконными действий Спецотделения УФК по г.Москве, выразившихся в возврате уведомлением от 07.07.2008 N 678 исполнительного листа N 665522, выданного 28.04.2008.
В соответствии с п.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Следовательно, решение суда в части обязания Спецотделения УФК по г.Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя также законно и обоснованно.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.09.2008 по делу N А40-49438/08-21-459 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49438/08-21-459
Истец: ФГУП "Управление специализированного строительства по территории N 2 при Федеральном агентстве специального строительства"
Ответчик: Специализированное отделение Управления Федерального казначейства по г. Москве
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14482/2008