Письмо УФНС России по г. Москве от 30 июля 2006 г. N 19-11/58920
Вопрос: В каком порядке организация-продавец и организация-покупатель должны учитывать для целей налогообложения прибыли премии (скидки), предоставленные продавцом покупателю?
Ответ: Скидки можно разделить на две группы. Во-первых, продавец может предоставить скидки путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи. В данном случае следует учитывать, что в статье 424 ГК РФ предусмотрена возможность изменения установленной соглашением сторон цены договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
Например, договор может предусматривать изменение цены единицы товара при возникновении обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.
В случае изменения цены единицы товара организация-продавец и организация-покупатель на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносят изменения в данные налогового учета о стоимости проданных (приобретенных) товаров.
При этом согласно статье 54 НК РФ как организация-продавец, так и организация-покупатель должны внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, заполняемой в отношении тех периодов, в которые реализовывались (приобретались) товары, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Во-вторых, продавец может предоставить скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара.
В данном случае организация-продавец пересматривает сумму задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные товары в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров.
На основании статьей 572 и 574 ГК РФ указанная скидка является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем. Премию (скидку), выплаченную (предоставленную) продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество.
Следовательно, до 2006 года в соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ сумма скидки или премии не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
При этом с 1 января 2006 года согласно пункту 17 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах" к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.
Если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку) (то есть пересмотрит задолженность покупателя перед продавцом), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ. Данное положение распространяется на названные выше премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января 2006 года, так и после.
Основание: письмо Минфина России от 14.11.2005 N 03-03-04/1/354.
Руководитель |
Н.В. Синикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 30 июля 2006 г. N 19-11/58920
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 20, октябрь 2006 г.