"Культура "команды" более эффективна по сравнению с культурой "звезд"
(интервью с Х. Верриер, управляющим партнером
московского офиса White & Case)
"УП": По данным Ассоциации менеджеров, вы вошли в топ-1000 самых успешных менеджеров России. Что стало основой успеха, благодаря кому или чему это стало возможным?
- Оценка профессионализма менеджера зависит от того, насколько эффективно функционирует компания, которую он возглавляет. В основе моего подхода к управлению юридической компанией лежит идея, которая широко применялась в средневековых гильдиях мастеров: всеобщая заинтересованность профессионалов в процветании друг друга и отрасли.
Успешное существование компании, практикующей данную модель управления, строится на взаимном соблюдении интересов сотрудников и работодателя, а также на их отношении к работе в компании как к деятельности союза профессионалов. Работодатель и сотрудники, подобно мастерам и подмастерьям, помогают друг другу совершенствоваться во благо общего дела.
"УП": От чего, по-вашему, зависит профессиональный успех юриста?
- Чтобы стать профессиональным юристом, необходимо относиться к своей профессии как к искусству и постоянно совершенствоваться в этом искусстве. В этом плане мы можем многому научиться у музыкантов, атлетов, танцоров или, например, шахматистов. Все они, прежде чем добиться успеха, долгое время день за днем развивают свои профессиональные навыки. Я считаю, что работоспособность и стремление к совершенству помогут добиться успеха в любом деле.
Я хотел бы вновь обратиться к образу гильдии. Успех здесь приходит к тем, кто умеет находить вдохновение в том, что он делает. Многие люди воспринимают работу как необходимое зло и идут работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Если юрист относится к своей профессии всего лишь как к работе, которую он делает под давлением обстоятельств, продукт его труда никогда не будет востребован клиентами. Юриспруденция - это призвание, а не вынужденный способ заработка.
Еще одна характерная черта хорошего юриста - любовь к своей стране. Законодательство влияет на развитие всего государства, и от того, насколько эффективно работают законы, во многом зависит благополучие его граждан. Если юрист задумывается о том, что хорошо для его страны, он задумывается и о том, как заставить законодательство работать эффективнее. Это, безусловно, стимулирует его профессиональный рост.
"УП": Как вы решаете проблему подбора кадров?
- Юридический бизнес относится к категории профессиональных услуг. В таком бизнесе важно постоянно развивать навыки взаимодействия с людьми. В сотрудниках мы особенно ценим умение добиться взаимопонимания с клиентами и коллегами, а также действовать во благо общих интересов профессии, компании, общества.
Для нас важно, чтобы новые сотрудники придерживались ценностей фирмы и ее стандартов работы. Решение о приеме кандидата на работу во многом зависит от его способности и готовности принять для себя основы нашей корпоративной культуры: умение работать в команде и приверженность своему делу. В русском языке есть еще два названия качеств, не имеющих точного эквивалента в английском языке, но, как мне кажется, прекрасно отражающих идею профессионализма: целеустремленность и оперативность.
Принимая на работу молодого юриста, мы учитываем не только его академические успехи, но и участие в учебных программах и конкурсах, работу в студенческих ассоциациях и благотворительных организациях. Академические успехи демонстрируют способность человека работать и добиваться результатов самостоятельно, а социальная активность свидетельствует о том, что человек умеет эффективно общаться и подготовлен для работы в коллективе. Поскольку мы являемся международной фирмой, мы приветствуем наличие у кандидата опыта межкультурного общения, а также владение иностранными языками помимо английского.
"УП": Какую роль в успехе компании играют "ключевые люди"?
- Общий успех компании складывается из действий всех ее сотрудников, поэтому требования к качеству нашей работы одинаковы для всего персонала. Важно, чтобы на всех уровнях организации люди действовали согласно высоким профессиональным стандартам. Мы не разделяем людей на "ключевых" и "неключевых", а обращаемся со всеми сотрудниками как с "ключевыми". Это приводит к становлению в компании культуры "команды", которая мне кажется более эффективной по сравнению с культурой "звезд".
То же относится и к юристам. Каждый из них является для наших клиентов лицом фирмы. Когда клиенту необходимо заключить сделку, он выбирает не просто юридическую фирму, а человека, который поможет ему со сделкой. Человеческий фактор очень важен в нашем бизнесе, поэтому мы относимся к каждому из юристов как к ключевой составляющей бизнеса.
"УП": Как вы развиваете ваш персонал?
- Мы в White & Case уважаем профессионализм наших сотрудников и стремимся поддерживать их во всех начинаниях, даже тех, что не связаны с работой напрямую. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники развивали свои таланты и достигали успеха во всех делах, которые им интересны. Это помогает им более полно раскрыть свою личность, а значит, идет на пользу нашей фирме и нашему искусству - юриспруденции.
Атмосфера гильдии также способствует развитию персонала. Открытость и совместная работа помогают людям учиться не только самостоятельно, но и друг у друга. Такое обучение помогает сотрудникам достигнуть большего, чем если бы они учились в одиночку. И, конечно, сама работа тоже помогает развиваться - подобно тому, как музыканты совершенствуют себя и свое искусство через репетиции и выступления.
Мы предлагаем сотрудникам широкий спектр возможностей для образования. Любой сотрудник может пройти тренинг, необходимый ему для профессионального развития. Тренинги организуются как внутри офиса более старшими и опытными коллегами, так и вне офиса специальными компаниями. Мы также уделяем много внимания управлению знаниями и развитию системы know-how. У нас существует специальный департамент know-how, который собирает полезную информацию, поддерживает информационные базы данных, систематизирует накопленные фирмой знания, унифицирует юридические документы и обеспечивает своевременный доступ сотрудников к знаниям и документам.
"Управление персоналом", N 5, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.