Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 03АП-199/2011
г. Красноярск |
|
"14" марта 2011 г. |
Дело N А33-12872/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" марта 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.И. Бычковой
судей: Н.М. Демидовой, Л.А. Дунаевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Сызранцевой,
при участии: представителей открытого акционерного общества "Производственно-издательский комбинат "Офсет" (заявителя) Каплеева В.А., действующего на основании доверенности от 01.02.2010; Васильевой М.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2010; представителя Главного управления МЧС России по Красноярскому краю (третьего лица) Матушкиной Н.М., действующей на основании доверенности от 07.07.2010.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" ноября 2010 года по делу N А33-12872/2010, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Производственно-издательский комбинат "Офсет" (ИНН 2460066212 ОГРН 1052460000120) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ИНН 2466222186 ОГРН 1092468031479) о признании незаконным бездействия по неисключению из реестра федерального имущества нежилого помещения N 13, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, учтенного в реестре федерального имущества за номером П12250000448, и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае исключить из реестра федерального имущества нежилое помещение N 13, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, учтенное в реестре федерального имущества за номером П12250000448.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2010 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования, мотивировав свои доводы тем, что Арбитражный суд Красноярского края вышел за пределы заявленных требований, решение не соответствует нормам процессуального и материального права, со стороны ответчика отсутствует бездействие, защитные сооружения в силу Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности.
Представители ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, третье лицо по делу - агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)), своих представителей в судебное заседание не направили.
Теруправление представило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с тем, что судом первой инстанции рассматривается дело N А33-17703/2010, решение по которому может повлиять на результаты по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции определил отклонить ходатайство теруправления, так как считает, что выводы по делу N А33-17703/2010 не повлияют на результаты настоящего дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 февраля 2011 года объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 04 марта 2011 года (публичное извещение о перерыве в судебном заседании размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьего лица и ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Открытое акционерное общество "Производственно-издательский комбинат "Офсет" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460000120, расположено по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51.
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права серии 24 ДЩ за номером 000131 от 06.07.2005, открытому акционерному обществу "Производственно-издательский комбинат "Офсет" принадлежит на праве собственности нежилое помещение N 13 (лит. Б3, Б4) общей площадью 247 кв.м. с условным номером 24:50:000000:19384:13, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Республики, д. 51.
Основанием регистрации права собственности, согласно указанному свидетельству явились приказ управления имущественных отношений администрации Красноярского края N 06-470п от 27.04.2004, приказ управления имущественных отношений администрации Красноярского края N 06-1547 от 24.12.2004, передаточный акт от 15.01.2005.
Из экспликации к плану здания лит. Б3, Б4 домовладения N 51 по ул. Республики, являющейся приложением N 2а к выписке из технического паспорта нежилого здания, встроено- пристроенного помещения (для регистрации прав) N 51 по ул. Республики от 03.05.2001 , следует, что помещение N 13 общей площадью 247 кв.м. включает в себя коридор, венткамеру, подсобное помещение, два умывальника, четыре туалета, а также зал бомбоубежища площадью 185,4 кв.м.
Письмом от 02.08.2010 N 10-10-481 "О статусе помещения" директор краевого государственного бюджетного учреждения "Центр обеспечения полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края" информировал руководителя агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края об учете объекта - нежилого помещения N 13 (лит. Б3, Б4) общей площадью 247 кв.м., расположенного в г. Красноярске по ул. Республики, д. 51, принадлежащего открытому акционерному обществу "Производственно-издательский комбинат "Офсет", на основании журнала учета защитных сооружений гражданской обороны в фонде защитных сооружений ГО Красноярского края, как встроенного убежища, учтенного за инвентарным номером 554-24, предназначенного для укрытия работников указанного юридического лица в случае чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военного характера, а также сообщил об учете указанного защитного сооружения гражданской обороны в реестре федерального имущества за номером П12250000448.
Письмами от 09.08.2010 N 512 "Об исключении из госреестра нежилого помещения N 13 по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, 10.08.2010 N 517 открытое акционерное общество "Производственно-издательский комбинат "Офсет" просило руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае предоставить информацию о том, что числится ли в реестре федерального имущества за номером П12250000448 нежилое помещение N 13 (лит. Б3, Б4) общей площадью 247 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, д. 51, а также исключить из реестра федеральной собственности указанное нежилое помещение.
Отвечая на письмо заявителя от 09.08.2010 N 512, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае письмом от 11.10.2010 N 07-13284/18762 сообщило, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 13 (лит. Б3, Б4) общей площадью 247 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, д. 51, в реестре федерального имущества отсутствует, в связи с чем принять решение об исключении из реестра федерального имущества указанного нежилого помещения не представляется возможным.
Полагая, что вышеприведенное бездействие ответчика не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, открытое акционерное общество "Производственно-издательский комбинат "Офсет" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия по неисключению из реестра федерального имущества нежилого помещения N 13, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, учтенного в реестре федерального имущества за номером П12250000448, и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае исключить из реестра федерального имущества нежилое помещение N 13, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, учтенное в реестре федерального имущества за номером П12250000448.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Как следует из правил пункта 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 27.10.2010 N 1022/1, содержащей сведения о защитных сооружениях, основанием возникновения права собственности Российской Федерации на защитное сооружение с реестровым номером П12250000448 и датой его присвоения 31.03.2008, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, явилось Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Из пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
По пункту 2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
И, независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Однако, объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1-3 прямо не указаны.
Таким образом, существует возможность передачи указанных объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 N 639 "О передаче Красноярскому краю находящихся в федеральной собственности государственного предприятия и акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации" в собственность Красноярского края передано федеральное государственное предприятие "Производственно-издательский комплекс "Офсет".
Распоряжением первого заместителя Председателя Государственного комитета по управлению госимуществом от 16.08.1996 N 963-р Управлению федеральной собственности и управления государственными пакетами акций Госкомимущества России поручено обеспечить подготовку актов приема-передачи Красноярскому краю в лице Комитета по управлению государственным имуществом Красноярского края по объектам федеральной собственности согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению, а также сводный акт приема-передачи объектов федеральной собственности Красноярскому краю, составляемый на основе актов приема-передачи конкретных объектов, указано, что принимающей стороной по актам приема-передачи является Фонд имущества Красноярского края.
В приложении N 1 к распоряжению Госкомимущества России от 16.08.1996 N 963-р "Перечень объектов федеральной собственности, передаваемых Красноярскому краю" указано государственное предприятие "Производственно-издательский комплекс "Офсет".
Из материалов дела следует, что акт от 30.09.1996, подписан председателем Комитета по управлению государственным имуществом Красноярского края и заместителем Председателя Госкомимущества России, утвержден Председателем Госкомимущества России, и подтверждает исключение государственного предприятия "Производственно-издательский комплекс "Офсет" из реестра федеральной собственности и внесение его в реестр государственной собственности Красноярского края.
Законность передачи государственного предприятия из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации подтверждена решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 по делу N 6186/99.
Поскольку право собственности ОАО ПИК "Офсет" зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено сторонами при рассмотрении дела первой инстанции, это является доказательством права собственности ОАО ПИК "Офсет".
Как следует из пункта 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в двухнедельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган установленный пакет документов.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что вышеуказанные действия уполномоченным органом произведены не были, исключение спорного нежилого помещения из реестра федерального имущества не произведено.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дано понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которому государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции поддерживается вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании приказа Управления имущественных отношений администрации Красноярского края от 24.12.2004 N 06-1547-п "О приватизации государственного предприятия Красноярского края "Производственно-издательский комбинат "Офсет" государственное предприятие Красноярского края "Производственно-издательский комбинат "Офсет", расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Производственно-издательский комбинат "Офсет".
Согласно статье 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок рассмотрения указанного обращения составляет 30 дней с даты его регистрации.
Как следует из текста письма ответчика от 11.10.2010 N 07-13284/18762, письмо подготовлено в связи с обращением заявителя от 09.08.2010 N 512, поступившим на рассмотрение 12.08.2010, таким образом, судом обоснованно сделан вывод о бездействии ответчика.
Учитывая, что законность приватизации ОАО ПИК "Офсет" подтверждена судебными актами, спорное нежилое помещение N 13 передано в собственность общества и в установленном порядке зарегистрировано за обществом, на основании Указа Президента от 02.05.1996 N 639 и распоряжения Госкомимущества от 16.08.1996 N 963 передано из собственности Российской Федерации в собственность Красноярского края, то Теруправление обязано исключить из реестра соответствующую запись.
На момент обращения общества за исключением из реестра соответствующей записи право собственности зарегистрировано за обществом, данное обстоятельство не опровергнуто Теруправлением, следовательно, судом первой инстанции обосновано признано бездействие Теруправления незаконным.
В связи с указанным обстоятельством, довод апелляционной жалобы о выходе судом первой инстанции за пределы предмета спора не принимается судом апелляционной инстанции, так как в настоящем споре не рассматривается спор о праве, судом признано незаконным бездействие Теруправления по неисключению из реестра федерального имущества нежилого помещения N 13.
Исключение из реестра федерального имущества - это техническая процедура, которая основывается на юридических обстоятельствах (зарегистрированное право собственности и передача в собственность Красноярского края).
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" ноября 2010 года по делу N А33-12872/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12872/2010
Истец: ОАО ПИК Офсет
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ОАО ПИК Офсет
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-199/2011