Правовое регулирование участия трудящихся в управлении компанией в
Европейском Союзе
С целью укрепления социальной солидарности, обеспечения более справедливого распределения общественного дохода между разными социальными слоями населения (прежде всего, наемными рабочими и собственниками предприятий - "трудом" и "капиталом"), повышения заинтересованности работников в делах предприятия, большинство западноевропейских стран в последние десятилетия приняли законодательные акты, предусматривающие создание рабочих советов, иных форм участия трудящихся в управлении предприятием и доходами от его деятельности.
Уже более двадцати лет Европейская Комиссия пытается принять директивы и регламенты, устанавливающие принцип участия работников в управлении и принятии решений предприятия. Ситуация осложняется тем, что законодательства государств - членов в этой области сильно различаются. Помимо общеизвестных профсоюзных организаций, существует ряд общественных организаций и объединений, берущих на себя функции представительства интересов работников, в основном базирующихся на предприятии или рабочем месте.
При этом под "участием" понимается совокупность средств, которыми располагают трудящиеся для того, чтобы влиять на решения, принимаемые предприятием, на котором они работают.
Для обозначения привлечения трудящихся к управленческой деятельности используются различные термины.
В монографиях немецких авторов-правоведов применяется выражение Mitbestimmung - "соучастие" или "совместное решение"; во французском законодательстве и доктрине используются термины participation ("участие") и congestion - "соруководство" или "соуправление"; в Англии употребляют выражение codetermination - "совместное решение".
Ввиду отсутствия на уровне Европейского Союза единой правовой базы и четкого правового регулирования участия работников в управлении предприятием в ЕС функционирует двухуровневая система правового регулирования участия работников в управлении предприятием: на национальном уровне и на общеевропейском (наднациональном) уровне.
Регулирование участия работников в управлении предприятием на уровне
Европейского Союза
На уровне ЕС право работников на информирование и консультации на предприятии - важнейшая гарантия обеспечения прав трудового коллектива на управление предприятием - закреплено в ст. 27 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.
Указанное право включает в себя право работников и их представителей на соответствующем уровне быть осведомленными о делах организации, а также право работников и их представителей на соответствующем уровне быть заслушанными при принятии решений администрацией в случаях и на условиях, предусмотренных правом Сообщества, национальным законодательством и сложившейся практикой в государстве - члене. Причем такая информация должна быть предоставлена, а соответствующие консультации проведены администрацией своевременно.
Координация усилий и гармонизация законодательства государств - членов Европейского Союза в этой области осуществляется Сообществом, которое в соответствии с § 1 ст. 137 Учредительного договора обязано "поддерживать и дополнять деятельность" стран ЕС в отношении "информации и консультации работников". В принятой Советом в 1992 г. рекомендации*(1) государствам - членам предлагается принять дополнительные меры по обеспечению прав работников на участие в управлении и прибылях компаний, в частности разработать и ввести в действие эффективные правовые формы распределения доходов предприятий, предоставлять налоговые и иные льготы по схемам "рабочего участия". Гармонизации порядка проведения информирования и консультаций на предприятиях в государствах - членах посвящена Директива 2002/14/ЕС об установлении общих положений об информировании и консультировании работников в ЕС*(2). Директива 2002/14/ЕС устанавливает минимальные стандарты реализации рассматриваемого права и применяется (по усмотрению государства - члена) в отношении организаций численностью не менее 50 человек либо экономической единицы численностью не менее 20 человек.
Директива 2002/14/ЕС дает дефиниции понятиям "информирование" и "консультирование". В соответствии с ней "информированием" является передача работодателем представителям работников данных в целях необходимого для них ознакомления с соответствующей проблемой и ее изучения. Под "консультированием" Директива понимает обмен точками зрения или проведение диалога между работодателем и представителями работников.
Непосредственно правовым регулированием со стороны Сообщества охватывается "информация и консультация работников" в компаниях "европейского масштаба", которой посвящена принятая 22 сентября 1994 г. Советом Директива 94/45/ЕС об учреждении в организациях и группах организаций, действующих в масштабе ЕС, европейского комитета предприятия или процедуры в целях информирования работников и проведения с ними консультаций*(3).
В соответствии с Директивой 94/45/ЕС к упомянутой выше категории организаций относятся компании или группы компаний, отвечающие двум критериям:
совокупная численность работников не менее 1000 человек;
наличие у компании (группы компаний) подразделений (филиалов и т.п.) на территории двух и более государств - членов, в каждом из которых занято не менее 150 работников.
Директивой также охватываются компании (группы компаний), в которых руководящие органы и принадлежащие им предприятия расположены в различных государствах - членах. В каждой из данных компаний должен быть учрежден "специальный переговорный орган", инициатором создания которого может быть руководство компании или группа работников (не менее 100 человек). Право Европейского Союза также устанавливает общие правила относительно привлечения работников к управлению в наднациональных юридических лицах, создание которых предусмотрено европейским законодательством. В настоящее время такие правила установлены для европейского акционерного общества и для европейского кооперативного общества.
Соответственно, этому посвящены Директива Совета 2001/86/ЕС от 8 октября 2001 г. о дополнении Устава европейского акционерного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению*(4), и Директива Совета 2003/72/ЕС от 22 июля 2003 г. о дополнении Устава европейского кооперативного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению*(5).
Обе директивы схожи по содержанию, они закрепляют стандартные положения о привлечении работников к управлению, проведении коллективных переговоров, а также примерные правила относительно информирования и консультаций работников. Статья 2 Директивы 2001/86/ЕС и ст. 2 Директивы 2003/72/ЕС определяют понятие "участие в управлении" как влияние, которое орган, представляющий работников, и/или представители работников оказывают на функционирование общества:
путем реализации права избирать или назначать часть состава наблюдательного или административного органа общества;
путем реализации права рекомендовать к назначению или возражать против назначения части или всего состава членов наблюдательного или административного органа общества.
Кроме того, необходимо отметить, что с 1972 г. в рамках Сообщества существует проект Пятой Директивы*(6) (последнее изменение было внесено в 1991 г.), основанный на ст. 44 (бывшая ст. 55) Договора о ЕС (Римского договора 1957 г.). Данная статья предусматривает, что в целях осуществления свободы учреждения и экономической деятельности применительно к определенной сфере экономической активности Совет после консультаций с экономическим и социальным комитетом осуществляет регулирование посредством директив. В этой связи Совет и Комиссия осуществляют ряд функций, среди которых координация и обеспечение эквивалентности гарантий, требуемых от компаний государств - членов, имеется в виду обеспечение интересов их участников и третьих лиц.
Проект Пятой Директивы предлагает возможность выбора модели участия работников в управлении.
В частности, речь идет о дуалистической структуре (или "немецкой" модели), предполагающей наличие "контролирующего органа" и "руководящего органа", и о монистической структуре (или "французской" модели), характеризующейся наличием единого "управляющего органа".
Регулирование участия работников в управлении предприятием на
национальном уровне государств - членов Европейского Союза
В большинстве стран ЕС существует широко распространенная система косвенного или представительского участия работников на уровне компании или рабочего места: это избираемые "советы предприятия" или схожие с ними органы. Сформированные системы советов предприятий, базирующиеся на законодательстве или применяющихся коллективных соглашениях, существуют в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге, Голландии, Португалии и Испании. В этих странах "советы предприятия" избираются работниками (иногда из списков профсоюзов) и обладают рядом прав по информированию и консультированию и даже правом по "совместному принятию решении" по определенным вопросам в некоторых странах (например, в Германии) - по широкому спектру вопросов, касающихся финансовой и экономической ситуации компании, вопросов управления персоналом, условий занятости. В Швеции законодательство предоставляет схожие права профсоюзам в компаниях.
Наряду с переговорами, информирование и консультации формируют принципиальную основу систем представительства работников:
на добровольной основе, за исключением случаев коллективных сокращений и переводов на другую работу в Великобритании, Ирландии и Исландии;
на обязательной или общей основе во всех остальных странах.
Усиление процедур информирования и консультирования происходит во Франции, где существует право на запрос информации. Здесь советы предприятия обладают практически такими же правами доступа к необходимой информации, как аудитор компании, в целях проведения ежегодной проверки счетов компании, консолидированных счетов и проектных счетов.
Представляется, что финские и шведские системы оказывают наиболее ограничительное влияние на полномочия администрации компании в том, что касается основных экономических и финансовых решений. Уровень членства в профсоюзах в этих странах превышает 80%, и здесь можно легко наложить запрет на решения руководства компании, принятые без проведения переговоров с представителями профсоюзов.
Только в Ирландии и Великобритании не существует общей, постоянной системы органов типа "советов предприятий". Здесь степень влияния работников на рабочих местах ограничивается в основном признанием профсоюзов и добровольным учреждением представительских структур (путем соглашения или по инициативе менеджмента), за исключением специфических обстоятельств, когда порядок диктуется директивами ЕС.
Учитывая требования, предъявляемые к объему работы, необходимо представить краткую характеристику существующих моделей участия работников в управлении предприятием*(7):
1) представительство работников посредством органа, представляющего их интересы на предприятии (например, модель участия работников в управлении предприятием во Франции);
2) коллективный трудовой договор (данная система действует в Англии и предусматривает участие работников в управлении предприятием посредством заключения коллективных договоров между профсоюзом и предприятием);
3) участие работников в органах управления предприятия:
а) немецкая модель, при которой наблюдательный совет состоит на одну треть из представителей работников и на две трети из представителей акционеров;
b) голландская модель, при которой члены наблюдательного органа избираются путем кооптации (пополнение новыми членами состава какого-либо выборного органа собственным решением без проведения новых органов). При этом общее собрание акционеров или представители работников имеют право на представление возражений по поводу кооптации*(8).
А.Р. Ризаева,
первый секретарь Посольства Азербайджанской
Республики в РФ, аспирант кафедры европейского права МГИМО,
специалист в области европейского права
"Право и экономика", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) OJ 1992 L 245.
*(2) Директива Европейского Парламента и Совета 2002/14/ЕС от 11 марта 2002 г. об установлении общих положении об информировании и консультировании работников в Европейском Сообществе (OJ 2002 L 080/29).
*(3) OJ 1994 L 254.
*(4) OJ 2001 L 294/22.
*(5) OJ 2003 L 207/25.
*(6) См.: Полковников Е.В. Английское право о Компаниях: Закон и практика. М.: НИМП, 2000.
*(7) Более подробно см.: Fromont M. Droit du travail allemande. L.G.D.J. 1997.; Javillier J. - C.D roit du travail. L.G.D.J. 1997.
*(8) Некоторые авторы выделяют эту модель как самостоятельную. См.: Rodiere P. Droit social international et europen. L.G.D.J. Paris, 2002.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование участия трудящихся в управлении компанией в Европейском Союзе
Автор
А.Р. Ризаева - первый секретарь Посольства Азербайджанской Республики в РФ, аспирант кафедры европейского права МГИМО, специалист в области европейского права
Родилась 9 июля 1978 г. в г. Баку. В 1999 г. окончила факультет международных отношений МГИМО. С 1999 по 2001 г. обучалась в магистратуре Института Европейского права МГИМО.
"Право и экономика", 2006, N 4