"1С:Предприятие 8.0" на судостроительном заводе
Завод ОАО "Окская судоверфь" (Нижегородская обл., г. Навашино) был основан в 1907 г. Основными видами деятельности верфи являются судостроение, мостостроение, а также модернизация и ремонт судов. Предприятие принимает активное участие в программе строительства серии сухогрузных судов проекта 00101 типа "Русич" для компаний "Волжское пароходство" и "Северо-Западное пароходство". Кроме того, "Окская судоверфь" выиграла тендер на строительство корабля для ВМФ России.
В 2004 г., после вхождения "Окской судоверфи" в крупный холдинг ОАО "Волго-Балтийская компания", на предприятии значительно увеличился поток заказов и вырос объем производства. Однако в то время в области автоматизации учета и управления верфь находилась в ситуации, типичной для многих производственных предприятий. В компании использовались многочисленные программы, позволяющие автоматизировать отдельные участки - "Снабжение", "Реализация", "Склад" и "Расчеты с клиентами и поставщиками". Отдел бухгалтерии численностью 12 человек обрабатывал полученные данные практически вручную. Бюджетирование выполнялось с помощью таблицы Excel, в которую часть данных выгружалась из различных программ, при этом значительный объем данных вводился вручную. Руководство предприятия получало в свое распоряжение набор отчетов из различных источников, часто противоречащих друг другу.
Значительная доля ручного труда и "лоскутная" автоматизация приводили к многократному вводу данных, ошибкам и потерям информации, а отсутствие достоверной и оперативной информации - к росту издержек.
В результате руководство приняло решение о создании единого информационного пространства с помощью внедрения интегрированной системы управления, сочетающей функции учета и планирования, в которой были бы детально реализованы управленческие аспекты и адекватно отражены потребности сложного производства. Внедрение системы должно способствовать решению важнейших вопросов бюджетирования и контроля над расходованием поступающих финансовых ресурсов, а также повышению производительности и качества труда.
По мнению руководства, новая автоматизированная система должна избавить работников от многократного ввода данных, поддерживать учет производства длительного цикла и обеспечить ведение учета затрат в разрезе производственных заказов, а также формирование отчетов о производственных затратах не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Типовое прикладное решение "1С:Управление производственным предприятием 8.0" было признано оптимальным для выполнения поставленных задач. Данное решение позволяло в комплексе автоматизировать учет производственных затрат, расчет себестоимости и кадровый учет, а также обеспечивало решение задач управленческого планирования в части планирования денежных средств, бюджетирования и отслеживания исполнения бюджетов.
Работа над проектом автоматизации выполнялась работниками IT-отдела завода в сотрудничестве c представителями проектной группы компании "Апрель Софт" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Нижний Новгород).
В процессе обследования, проведенного специалистами "Апрель Софт", было получено представление о деятельности подразделений завода, выполнено описание его существующих бизнес-процессов, определены рабочие места и структура основных справочников системы, выработаны идеология и правила их заполнения. На основе анализа деятельности предприятия было принято решение о поэтапном вводе системы в эксплуатацию с последовательным подключением подсистем. Кроме того, были назначены ответственные за внедрение сотрудники и подготовлены должностные инструкции для пользователей.
Компания "Апрель Софт" провела обучение сотрудников предприятия работе в системе. Сотрудники IT-отдела "Окской судоверфи" прошли в Центре сертифицированного обучения "Апрель Софт" курс по основам конфигурирования в системе "1С:Предприятие 8.0".
В настоящее время в эксплуатацию запущены подсистемы "Управление продажами", "Управление денежными средствами", "Бюджетирование", "Учет реализации", "Учет материальных запасов" и "Управление персоналом".
Внедрение "1С:Управление производственным предприятием 8.0" предоставило работникам управленческого аппарата широкие возможности для анализа, планирования и гибкого управления ресурсами завода.
В результате работы, проведенной специалистами компании "Апрель Софт" совместно с сотрудниками IT-отдела завода и ключевыми пользователями, в системе реализованы однократный ввод информации, что позволило добиться существенной экономии рабочего времени, а также возможность обмена платежными документами с программами "клиент-банк". Бюджет движения денежных средств удалось сформировать в первый день месяца, следующего за отчетным, а не в пятый, как было предусмотрено в техническом задании.
Были проработаны и связаны в единую систему справочники по статьям доходов и расходов, а также по элементам затрат. В результате продуманного структурирования информации финансисты теперь ясно и детально видят все затраты и больше не получают в конце месяца "сюрпризы" в виде появившейся новой информации о расходах.
Благодаря внедрению подсистем управления денежными средствами и бюджетирования финансово-экономическому отделу завода представилась возможность контролировать финансовые потоки и точно прогнозировать процессы, происходящие на нем. Руководители предприятия получили быстрый доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений. Сейчас они могут в режиме реального времени оценивать состояние дел на предприятии, анализировать исполнение бюджета и сравнивать итоги по факту с плановыми показателями. Функциональные возможности программного продукта позволяют финансовой службе своевременно определять подразделения и бизнес-линии предприятия, генерирующие наибольшие денежные потоки, а также устанавливать оптимальную стоимость и срок привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Полностью автоматизирован процесс продажи продукции - от оформления заказа до оперативного учета готовой продукции. Система позволяет в режиме реального времени быстро и в различных разрезах анализировать информацию о продажах, движении материальных средств по заказам, а также управлять всем циклом движения ТМЦ. Ранее информация о движении ТМЦ по заказам формировалась только после бухгалтерской обработки данных с задержкой до месяца.
Оптимизирован кадровый учет. В отделе кадров автоматически формируются табель, личная карточка сотрудника по унифицированной форме Т-2. В данной форме также отражаются введенные на этого сотрудника приказы о приеме на работу, приказы на отпуск и увольнение. Организовано планирование отпусков. Реализована возможность составления штатного расписания, учета движения персонала, оформления приема на работу, увольнения и перемещения работников.
Все кадровые оперативные отчеты по сотрудникам формируются в системе на основании типовых отчетов "Список работников организации", "Перемещения работников" и "Кадровая статистика". По данным проведенных аттестаций составляется отчет "Оценка компетенций работников".
Успешное сотрудничество компаний "Апрель Софт" и "Окская судоверфь" по внедрению "1С:Управление производственным предприятием 8.0" продолжается. В ближайшее время планируется перейти к внедрению блока учета производственных затрат и расчета себестоимости.
М. Кратенко,
1С:Франчайзи "Апрель Софт"
Контактный телефон (8312) 78-30-40
"Финансовая газета", N 16, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71