Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г. N 07АП-1009/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1009/11 |
21 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яцкевич О.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Манита А.В. по доверенности от 12.05.2010г. (до 31.05.2011г.)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (г.Москва)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11824/2010 (судья Титаева Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровский хладокомбинат" (ОГРН 1024200713932, ИНН 4206007303)
к Федеральной службе государственной регистрации, картографии и кадастра Российской Федерации (г.Москва), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г.Москва), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (г.Кемерово)
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверными результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действия,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Кемеровский хладокомбинат" (далее- ОАО "Кемеровский хладокомбинат", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:102 площадью 86826, 28 кв.м. в сумме 393945592,83 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 537.17 руб. за кв.м.; 42:24:0201003:199 площадью 11340 кв.м. в сумме 57354091,2 руб. и в виде удельного показателя в сумме 5 057, 68 руб. за кв.м.; 42:24:0201003:200 площадью 12039 кв.м. в сумме 60889409, 52 руб. и в виде удельного показателя в сумме 5 057, 68 руб. за кв.м.; 42:24:0201003:201 площадью 23859 кв.м. в сумме 129671187,12 руб. и в виде удельного показателя в сумме 5 057,68 руб. за кв.м.; 42:24:0201003:202 площадью 13998 кв.м. в сумме 70797404, 64 руб. и в виде удельного показателя в сумме 5 057, 68 руб. за кв.м; 42:24:0201003:203 площадью 25689 кв.м. в сумме 129926741,52 руб. и в виде удельного показателя в сумме 5 057, 68 руб. за кв.м. , проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки N 2 от 24.11.2008г. о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости спорных земельных участков; признании незаконными действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г.Москва), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков; обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости данные о кадастровой стоимости и удельном показателе спорных земельных участков с учетом объединения определением суда от 07.10.2010г. в одно производство требований по делам N А27-11823/10, N А27-11824/10.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в заявленном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Росреестр (г.Москва), Управление Росреестра по Кемеровской области подали совместную апелляционную жалобу, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; ссылаясь на надлежащую проверку отчета об определении кадастровой стоимости спорных земельных участков; акт органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результата государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость; акт проверки N 2 от 24.11.2008г. не нарушает прав и законных интересов заявителя,
ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра (г.Москва).
Представитель ОАО "Кемеровский хладокомбинат" в суде апелляционной инстанции просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, приводимым в суде первой инстанции.
Заинтересованные, третье лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили; ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Определив в соответствии с ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст.156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных и третьего лиц, при имеющихся материалах дела и явке представителя заявителя; проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьей 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя (отзыв на апелляционную жалобу не представлен), апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель до 17.07.2009г. владел на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 42:24:0201003:102, площадью 86826,28 кв.м.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке кадастровая стоимость составляет 393945592, 83 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4 537, 17 руб. за кв.м.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:102 являлся ранее учтенным, оценен по 9-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного, сбыта и заготовок", из которого выделены пять земельных участков, по которым кадастровая стоимость определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок на площадь земельного участка.
Общество, ссылаясь на значительность размера кадастровой стоимости названного участка, на то, что Управление допустило нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также на внесение недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заинтересованными лицами расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка (первоначального с кадастровым номером 42:24:0201003:102 в соответствии с Методическими указаниями N 39, о проведении кадастровой оценки без учета статистического анализа рыночных цен, без соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной рыночной информации; о не проведении государственным органом работ по определению кадастровой стоимости; при этом, признавая определение кадастровой стоимости выделенных пяти земельных участков в соответствии с пунктом 2.13 Методических указаний N 222, суд указал, на использование при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования, рассчитанного ФГУП ФКЦ "Земля" по основному земельному участку с нарушением требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. N 39.
В силу положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) для признания незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решения или действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Методическими указаниями N 39, утверждены Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8,9,10,11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) на основании заключенного с Управлением государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
При разрешении спора арбитражным судом не установлено, что в данном случае не была построена статистически значимая модель (с использованием установленных факторов) для последующего расчета кадастровой стоимости.
Использование в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" единственного фактора стоимости; отсутствие сведений об использовании информации из базы данных риэлтерских, рекламных организаций, сети интернет, методов массовой оценки рыночной стоимости не может свидетельствовать о недостоверности результатов утвержденной в установленном порядке оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков; так рыночная информация была собрана из источников, указанных в перечне источников информации, сведения о которых приведены в Таблице 6 приложения 7 Отчета.
В силу статьи 13 Федерального Закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта , указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 30.05.2005г. N 92 разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Правовые последствия кадастровой оценки земель для собственников и владельцев земельных участков связаны с ее результатами оценки, а не с процедурой оценки, результаты же государственной кадастровой оценки земель не могут быть оспорены вне рамок акта органа исполнительной власти, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
В соответствии с предоставленными Административным регламентом полномочиями по исполнению государственной функции, Управление Роснедвижимости провело проверку отчета, выполненного ФГУП "ФКЦ "Земля", на соответствие требованиям технического задания, что отражено в акте проверки от 24.11.2008 N 2.
Согласно пункту 10 Правил N 316, пунктам 4, 9 Административного регламента, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов; утвержденные результаты государственной кадастровой оценки вносятся в государственный кадастр.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
В силу предоставленных полномочий Коллегия администрации Кемеровской области принятыми постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила соответственно средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти результатов государственной кадастровой оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
В материалы дела заинтересованными лицами представлены сведения об определении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" с учетом информации о рыночной стоимости, выводы суда в части представления не достаточных сведений об используемых данных, которые позволили бы оценить их достоверность и объективность, носят предположительный характер, не мотивированы обстоятельства, по которым суд первой инстанции отклонил данные сведения.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО "Симплекс" от 16.07.2010г. N 10-258/2 не может являться таким доказательством, поскольку оценка проведена на иную дату (01.01.2009г.), не в целях определение кадастровой стоимости, а в целях расчета рыночной стоимости рациональными методами оценки.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка первоначального земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:102 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, в дальнейшем выделение из него пяти земельных участков и определения их удельного показателя кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2.13 Методический указаний N 222 (к указанному выводу пришел суд первой инстанции), суд сделал не основанный на материалах дела вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные Общества.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке.
В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 АПК РФ для признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков, недействительным пункта 7 решения, оформленного актом проверки N 2 от 24.11.2008г. о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков действующему законодательству, незаконными действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости спорных земельных участков в государственный земельный кадастр.
Повторно рассмотрев дело (ч.1 ст. 268 АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ОАО "Кемеровский хладокомбинат".
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 подлежат отмене, как основанное на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Кемеровский хладокомбинат" требований.
Судебные расходы по апелляционной инстанции по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ОАО "Кемеровский хладокомбинат".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11824/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Кемеровский хладокомбинат", отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Кемеровский хладокомбинат" (ОГРН 1024200713932, ИНН 4206007303) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64365/08-138-517
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД" филиал Росжелдорснаб
Ответчик: ОАО "Сургутнефтегаз"
Третье лицо: ООО "Сургутэкс", ООО "Кинеф"
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3673/2009