Какие льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу могут быть предоставлены органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления организации при реализации инвестиционных проектов в следующих регионах РФ:
Московская область;
Санкт-Петербург и Ленинградская область;
Тульская область;
Владимирская область;
Краснодарский край;
Новосибирская область;
Свердловская область?
При определении понятий "инвестиционный проект" и "инвестиционная деятельность" для целей применения льгот следует руководствоваться положениями ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Также необходимо учитывать, является ли лицо, осуществляющее инвестиции, резидентом РФ. Кроме того, специальные определения инвестиционной деятельности закреплены в законах, принятых на территории конкретного субъекта.
Согласно п. 1 ст. 12 НК РФ налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Из перечисленных в вопросе налогов к федеральным относится налог на прибыль, к региональным - налог на имущество, к местным - земельный налог.
Порядок установления льгот для всех видов налогов закреплен в ст. 56 НК РФ, в соответствии с которой самые широкие полномочия по предоставлению льгот принадлежат федеральным органам представительной власти.
Помимо этого, органы представительной власти субъектов РФ и муниципальных образований могут предоставлять налогоплательщикам дополнительные льготы только в отношении налогов соответствующего уровня.
По региональным налогам (в том числе налогу на имущество) дополнительные льготы устанавливаются представительными органами субъектов РФ.
Установление дополнительных льгот в отношении местных налогов (в том числе земельного) находится в компетенции представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Санкт-Петербурге и Москве - представительных органов этих городов).
По общему правилу региональное законодательство не может предоставлять налогоплательщикам дополнительные преимущества по федеральным налогам (в том числе налогу на прибыль). Однако в силу прямого указания в п. 1 ст. 284 НК РФ субъекты РФ могут понижать ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, до 13,5%.
Однозначный вывод о возможных льготах для организаций по земельному налогу сделать нельзя, поскольку во всех регионах, кроме городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, дополнительные льготы по этому налогу устанавливаются правовыми актами отдельных муниципальных образований, соответственно зависят от конкретной территории, на которой организация планирует осуществлять инвестиции, и могут различаться в рамках одного субъекта. Далее рассмотрим возможность предоставления льгот в регионах РФ по налогу на имущество и налогу на прибыль.
Московская область
Согласно ст. 9 и 10 Закона Московской области от 31 декабря 1998 г. N 65/98-ОЗ "О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области" инвестор получает право на налоговую льготу в соответствии с перечнем приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Московской области, утвержденным Московской областной Думой.
Конкретные льготы, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности, закрепляются в Законе Московской области от 28 июля 1997 г. N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". В настоящее время перечень льгот Московской областной Думой не утвержден.
Санкт-Петербург
Законодательство Санкт-Петербурга предусматривает широкий перечень налоговых и неналоговых льгот, предоставляемых инвесторам на территории города.
Налоговые льготы. В настоящее время на территории Санкт-Петербурга не действуют дополнительные льготы в отношении налога на прибыль и налога на имущество организаций. Законом Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11 "О налоговых льготах" установлены лишь льготы по земельному налогу.
1. Организации, созданные с участием Санкт-Петербурга и иностранных инвесторов на основании международных соглашений Санкт-Петербурга с правительствами зарубежных стран, освобождаются от уплаты земельного налога на семь лет или иной срок, предусмотренный в международном соглашении.
Обязательным условием для получения данной льготы является вклад иностранного инвестора в уставный капитал создаваемого юридического лица (не менее 1 млн дол. США) и прямые капитальные вложения в отрасли материального производства Санкт-Петербурга (не менее 10 млн дол. США).
2. Для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга, не подлежат обложению земельным налогом земельные участки, используемые для осуществления нового строительства и (или) реконструкции расположенных на них объектов недвижимого имущества с момента фактического начала капитальных вложений (на период всего срока строительства и (или) реконструкции в соответствии с проектом и в течение двух лет после окончания данного срока).
Обязательными условиями для получения данной льготы являются:
осуществление капитальных вложений в размере не менее 5 млн дол. США;
перечисление налоговых платежей в бюджет Санкт-Петербурга в размере не менее суммы налогов и сборов, перечисленных в бюджет в базовом году (году, когда были осуществлены капитальные вложения);
постановка на учет в налоговом органе Санкт-Петербурга.
В случае ликвидации налогоплательщика или снятия его с учета в налоговом органе Санкт-Петербурга в течение пяти лет после окончания срока льготного периода сумма неуплаченного земельного налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Неналоговые льготы. Законом Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 г. N 185-36 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга" предусмотрены следующие виды неналоговых льгот:
займы из бюджета Санкт-Петербурга (порядок выдачи определяется бюджетным законодательством);
компенсационные выплаты для обеспечения достаточной нормы доходности - для организаций с расчетной отрицательной приведенной аккумулированной прибылью, реализующих приоритетные для Санкт-Петербурга инвестиционные программы;
льготы по арендной плате - инвесторам, арендующим земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, и осуществляющим на этих участках новое строительство и (или) реконструкцию, на период выполнения соответствующих работ.
Ленинградская область
Налоговые льготы. Областным Законом Ленинградской области от 22 июля 1997 г. N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области "установлены следующие льготы:
пониженная ставка (13,5%) по налогу на прибыль в части, поступающей в областной бюджет, если объем инвестиций превышает 1 млн дол. США (действие льготы прекращается по истечении двух лет после фактической окупаемости проекта);
субвенции из областного бюджета (после внесения в закон об областном бюджете соответствующих изменений) в размере 100% подлежащей уплате суммы налога на прибыль при объеме инвестиций свыше 50 млн дол. США, а также в размере 33% суммы налога на прибыль при объеме инвестиций 10-50 млн дол. США (субвенции предоставляются на срок фактической окупаемости и в течение двух лет после ее завершения).
До недавнего времени лица, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, также освобождались от уплаты налога на имущество организаций, однако с 2004 г. инвесторы уплачивают данный налог в полном объеме.
Указанные льготы предоставляются на основании договора об осуществления инвестиционной деятельности, заключенного с губернатором Ленинградской области на основании заявки инвестора на предоставление режима наибольшего благоприятствования. Неотъемлемой частью договора является бизнес-план, содержащий расчет прогнозируемого срока фактической окупаемости инвестиционных затрат, осуществленный аккредитованной компанией.
Владимирская область
Налоговые льготы. Законом Владимирской области от 2 сентября 2002 г. N 90-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области" установлены:
пониженная ставка (13,5%) по налогу на прибыль в части, поступающей в областной бюджет, на срок фактической окупаемости инвестиционного проекта;
уменьшение налоговой базы по налогу на имущество на среднегодовую стоимость имущества, созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта (на срок окупаемости инвестиций).
Максимальный предел льгот законодательно не определен, но он в любом случае не может превышать объем осуществляемых инвестиций. Льготы предоставляются на основании договора об условиях реализации инвестиционного проекта, заключаемого с администрацией Владимирской области, после одобрения заявки и бизнес-плана. При этом условием получения льгот является направление высвободившихся средств на пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства.
К налоговым льготам, предоставляемым организациям, также относятся:
отсрочка или рассрочка по уплате налоговых платежей с начислением процентов на сумму задолженности в размере 1/2 ставки рефинансирования Банка России (условия пользования данной льготой устанавливаются законом об областном бюджете);
инвестиционный налоговый кредит на условиях, установленных законом об областном бюджете (размер процентов колеблется от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России).
Неналоговые льготы. В случае получения инвестором кредита в кредитной организации с целью реализации инвестиционного проекта ему могут быть предоставлены субсидии за счет средств областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по данному кредиту.
Тульская область
Налоговые льготы. Законом Тульской области от 26 марта 1997 г. N 46-ЗТО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тульской области" предусмотрена возможность предоставления налоговых льгот инвесторам, но никаких конкретных преференций на настоящий момент не установлено.
Неналоговые льготы. Законом Тульской области N 46-ЗТО предусмотрено бюджетное финансирование проектов, включенных в областную инвестиционную программу, однако четкие критерии включения (невключения) соответствующего проекта в программу отсутствуют.
Новосибирская область
Налоговые льготы. Льготы инвесторам предоставляются в соответствии с положениями главы 6 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 г. N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области". Согласно указанному Закону администрацией области проводится конкурс инвестиционных проектов, результаты которого отражаются в Приложении к Закону о налоговых льготах инвесторам, реализующим проекты, прошедшие конкурсный отбор.
Инвесторы, проекты которых прошли конкурс, на период окупаемости инвестиций:
освобождаются от уплаты налога на имущество;
могут снизить налоговую ставку по налогу на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, до 13,5% (если сумма произведенных капитальных вложений превышает 4% базы по налогу на прибыль за налоговые периоды с начала реализации проекта) или до 15,5% (если сумма капитальных вложений составляет 2-4% базы по налогу на прибыль).
Также ряд льгот при соблюдении определенных условий предоставляется инвесторам, не осуществляющим производственную деятельность по реализации прошедшего конкурс проекта.
Общая сумма налоговых льгот, предоставляемых инвесторам, не может превышать половину суммы инвестиций, направляемых для реализации инвестиционного проекта.
Неналоговые льготы. Инвесторам, арендующим для целей реализации инвестиционного проекта имущество, являющееся собственностью Новосибирской области, на период окупаемости проекта устанавливается 50%-ная льготная ставка арендной платы.
Субъектам инвестиционной деятельности могут предоставляться бюджетные кредиты из средств областного бюджета.
Инвесторам также предоставляются субсидии из средств областного бюджета на уплату процентов по банковским кредитам, полученным в целях развития производства. Субсидии предоставляются на срок не свыше трех лет в размере не более 1/2 ставки рефинансирования Банка России.
Краснодарский край
Налоговые льготы. В соответствии со ст. 3 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные Администрацией Краснодарского края, освобождаются от уплаты налога на имущество на период окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше трех лет. При этом льготируемое имущество должно быть создано или приобретено в целях реализации данного проекта и не должно входить в состав налогооблагаемой базы до начала реализации проекта.
Для того чтобы инвестиционный проект получил надлежащее одобрение, инвестору необходимо представить заявление, биснес-план, калькуляцию расчетного срока окупаемости проекта, бухгалтерский баланс и статистическую отчетность (для вновь созданных организаций - учредительные документы), экспертизу инвестиционного проекта и подтверждение отсутствия просроченной задолженности по платежам в краевой бюджет.
Необходимыми условиями для одобрения проекта являются:
достижение в результате реализации проекта одного или нескольких из следующих показателей:
- создание новых рабочих мест,
- создание нового производства,
- увеличение объема выпуска продукции,
- повышение качества и конкурентоспособности продукции;
неполное освоение стоимости инвестиционного проекта на момент подачи заявления;
отсутствие просроченной задолженности по платежам в краевой бюджет.
Организациям, реализующим инвестиционные проекты приоритетного направления, прошедшие конкурсный отбор и одобренные Администрацией Краснодарского края, предоставляется инвестиционный налоговый кредит в виде изменения срока уплаты налога на прибыль и региональных налогов на срок от одного года до пяти лет. Процентная ставка за пользование кредитом устанавливается от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
Неналоговые льготы. Организациям, реализующим на территории Краснодарского края инвестиционные проекты, на конкурсной основе могут предоставляться льготные кредиты из средств областного бюджета.
Организации, зарегистрированной на территории Краснодарского края и реализующей инвестиционный проект, одобренный Администрацией Краснодарского края, предоставляется субсидирование в размере 3/4 ставки рефинансирования Банка России по полученным кредитам.
Свердловская область
Законодательством Свердловской области не предусмотрено дополнительных льгот для субъектов инвестиционной деятельности.
Таким образом, организации, реализующие инвестиционные проекты, при соблюдении ряда условий могут воспользоваться налоговыми льготами*(1) в следующих регионах:
Санкт-Петербург - льгота по земельному налогу, льготы неналогового характера;
Ленинградская область - льгота по налогу на прибыль;
Владимирская область - льгота по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, отсрочка (рассрочка) уплаты налогов в бюджет, налоговый инвестиционный кредит, льготы неналогового характера;
Тульская область - финансирование инвестиционных проектов из средств областного бюджета;
Новосибирская область - льгота по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, льготы неналогового характера;
Краснодарский край - льгота по налогу на имущество организаций, льготы неналогового характера.
Отметим, что право на реализацию многих льгот предоставляется при соблюдении большого количества условий. Налоговые органы тщательно проверяют выполнение условий (многие из которых сформулированы достаточно абстрактно), а их нарушение ведет к доначислению налогов и применению штрафных санкций.
Кроме того, при рассмотрении возможностей использования льгот необходимо учитывать и предоставленные законом гарантии на случай изменения законодательства. Федеральными законами от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусмотрено, что в случае внесения изменений в федеральное законодательство, ухудшающих положение инвестора (например, отмена льготы), эти изменения не применяются на протяжении срока окупаемости инвестиционного проекта.
Указанные гарантии не распространяются на льготы, предусмотренные региональным и местным законодательством. С учетом этого при выборе региона необходимо учитывать наличие и условия предоставления таких гарантий региональным законодательством (в ряде случаев гарантии закреплены в договорах, что не является надлежащим механизмом их установления и не учитывает интересов инвесторов).
И.Ю. Семенова и
Ю.А. Воробьев,
ответ подготовили
налоговые юристы компании "ФБК"
1 ноября 2005 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как уже отмечалось, льгота по земельному налогу (за исключением Санкт-Петербурга) не рассматривалась.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru