Комментарий к письму Министерства финансов РФ от 13.02.2006
N 03-06-04-02/02 "По вопросу начисления пеней за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу"
С 1 января 2006 года вступили в действие поправки в главу 28 Налогового кодекса "Транспортный налог", внесенные Законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ. Нововведения поставили точку в споре между региональными властями и организациями по некоторым вопросам, касающимся уплаты авансовых платежей и самого налога. В опубликованном письме специалисты налогового управления по г. Москве доводят до сведения столичных инспекций позицию Минфина по поводу того, в каком порядке фирмы должны представлять отчетность и платить налог в связи с указанными изменениями.
Прошлогодние пени можно не платить
В течение всего 2005 года перед большинством организаций стоял вопрос: платить или не платить пени по транспортному налогу? Дело в том, что транспортный налог отнесен законодателями к региональным (п. 3 ст. 14 НК РФ). В статье 356 Налогового кодекса указано, что субъекты РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по налогу в пределах, установленных кодексом.
В старой редакции статьи 360 Налогового кодекса был закреплен только налоговый период, равный году. Об отчетных периодах в статье не было сказано ни слова. Получалось, что рассчитывать базу организациям необходимо было только по итогам года.
Однако власти некоторых субъектов РФ решили собрать налог "побыстрее" и установили для него в региональных законах авансовые платежи. В результате возникла ситуация, когда в одних регионах России организации обязаны были платить налог раз в год, а в других - перечислять еще и аванс (кто раз в год - по итогам полугодия, а кто и три - за I квартал, полугодие и 9 месяцев).
Если компании авансовые платежи в отчетные периоды не платили, инспекции начисляли им пени. Так продолжалось до тех пор, пока в середине прошлого года финансисты не разъяснили ситуацию (письмо Минфина России от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23). В своих выводах работники финансового ведомства опирались на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5. В упомянутом письме финансисты заметили, что пени за просрочку уплаты авансовых платежей могут быть взысканы только в том случае, если фирма обязана перечислять авансовый платеж, исходя из налоговой базы за отчетный период. А ее в свою очередь бухгалтер должен определять в соответствии с Налоговым кодексом. Кроме того, региональные законодатели не вправе самостоятельно устанавливать свой порядок расчета. Об этом сказано в пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса.
Что же касается главы 28 "Транспортный налог", то ни отчетных периодов, ни порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей, ни сроков представления расчетов по авансовым платежам она на тот момент не предусматривала. Следовательно, организации имели полное право рассчитываться по налогу до конца года. Да и начислять пени за то, что организация не платила авансовых сумм, контролеры также не имели права.
Опоздал с авансом - придется платить пени...
В доведенном до сведения столичных инспекций письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 сотрудники финансового ведомства указали, что с 2006 года организации, которая несвоевременно внесет авансовые платежи по транспортному налогу, придется заплатить пени за каждый день просрочки.
Ведь с 1 января текущего года в соответствии с внесенными поправками отчетными периодами по транспортному налогу являются I, II и III кварталы. Правда, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды. Однако если они не воспользуются предоставленным правом, то налогоплательщикам необходимо будет отчитываться по транспортному налогу каждый квартал.
Обратите внимание: в ближайшее время появятся новые формы отчетности по налогу.
...Но не всегда
Организациям, которые являются плательщиками транспортного налога, следует взять на заметку и другие недавние разъяснения специалистов Минфина России - письмо от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08*, в котором рассмотрена ситуация, когда авансовые платежи можно не платить. В пункте 2 статьи 360 Налогового кодекса установлены отчетные периоды. Однако далеко не во всех региональных законах предусмотрен аналогичный порядок. И здесь возникает вопрос: как быть организациям в тех субъектах, где авансовые платежи не предусмотрены?
По мнению работников Минфина, если в нормативном акте субъекта РФ отчетные периоды не установлены, фирма не должна перечислять авансовые платежи. Заметим также, что региональные власти могут предусмотреть право не уплачивать авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков. Это положение содержится в пункте 6 статьи 362 Налогового кодекса.
Другой спорный вопрос, который затронули финансисты в этом же письме, касается сроков представления декларации и уплаты налога по итогам года. В Налоговом кодексе зафиксировано, что подавать декларацию нужно не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Но в некоторых региональных законах установлены более поздние даты. Минфин считает, что в таком случае организация обязана отчитаться до 1 февраля, поскольку власти субъекта РФ не уполномочены вводить свои сроки сдачи годовой декларации. Что же касается уплаты налога за год, то срок, закрепленный кодексом, (не позднее 1 февраля), и более ранние сроки региональные власти устанавливать не вправе.
М.П. Подорящая,
налоговый консультант
"Московский бухгалтер", N 9, май 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Документ опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" N 7, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007