город Москва |
|
13 мая 2009 г. |
N А40-71484/08-71-242 |
Резолютивная часть объявлена 5 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2009 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Барановской Е. Н.
судей Трубицына А. И., Солоповой А. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Авериной Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2009 года
по делу N А40-71484/08-71-242,
принятое судьей Бугаевой Г. М.
по иску Федерального государственного предприятия "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение"
к Департаменту имущества города Москвы
3-и лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве
о признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы и признании права федеральной собственности
при участии:
от истца: Курников В. А. по доверенности N 4 от 05.04.2009 г., Шилов Ю. В. по доверенности N 2 от 31.03.2009 г.
от ответчика: Раздобудько А. Е. по доверенности N Д08/5361 от 23.12.2008 г.
от 3-их лиц: от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Рязанова Е. В. по доверенности N 22-17/13488 от 17.11.2008 г.
В судебное заседание не явились: 3-е лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Москве - извещено.
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное предприятие "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение" (далее - ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту имущества города Москвы о признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на нежилые помещения общей площадью 1893,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, Земляной вал, д. 38-40/15 стр.9, под кадастровыми (условными) номерами: 273307, 273305, 187543, 77-77-01/001/2005-792, 77-77-01/054/2005-050, а также о признании права федеральной собственности на указанные помещения.
В процессе рассмотрения настоящего дела истец уточнил исковые требования и просит признать недействительным зарегистрированное право собственности города Москвы на нежилые помещения общей площадью 1714,3 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, Земляной вал, д. 38-40/15 стр.9, под кадастровыми (условными) номерами: 273307 (170,9 кв.м.), 273305 (541,4 кв.м.), 187543 (304,2 кв.м.), 77-77-01/001/2005-792 (252,3 кв.м.), 77-77-01/054/2005-050 (445,5 кв.м.), в части признания права федеральной собственности на данные помещения от исковых требований отказался. Данное заявление истца судом было принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства в качестве 3-его лица с самостоятельными требованиями на предмет спора в дело вступило Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), которым заявлены исковые требования о признании права федеральной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 38-40/15, ст. 9, общей площадью 1893, 7 кв.м.
В судебном заседании Росимущество уточнило исковые требования и просит признать право федеральной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 38-40/15, ст. 9, общей площадью 1763, 8 кв.м.: помещение N 1 комнаты с 1 по 4; помещение 11 комнаты 1, 1а; помещение Ш комнаты с 1 по 8, 2а, 3а, 5а; помещение 1 комнаты с 1 по 8, 8а, с 9 по 23, 23а, с 24 по 32; помещение 11 комнаты 1б, с 8 по 22; помещения 11а комнаты 1, 2, 5, 5а, 5б, 6, 7, 7а, что судом было принято в соответствии со ст.ст. 49, 50 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2009 года по делу N А40-71484/08-71-242 требования, заявленные ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение" и Росимуществом, удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик - Департамент имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное выше решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик утверждает, что спорные помещения в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 до 2002 года являлись федеральной собственностью и как ведомственный жилой фонд Министерства путей сообщений были закреплены на праве хозяйственного ведения за истцом. 31.12.2002 г. указанное недвижимое имущество в установленном законом порядке было передано в собственность города Москвы по акту приема-передачи основных средств N 39 с оформлением АВИЗО. Между тем, указанным обстоятельствам суд первой инстанции дал ненадлежащую правовую оценку.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента имущества города Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение" и Росимущества доводы апелляционной инстанции отклонили вследствие необоснованности. Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
3-е лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Москве, будучи надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, 3-его лица и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст.ст. 214, 215 ГК РФ субъектами права государственной собственности является Российская Федерация в целом, либо субъект Российской Федерации; субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст.4 ФЗ РФ "О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 г. N 3020-1 " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РСФСР N 3020-1).
В частности, в Приложениях N 1, N 2 и N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР N 3020-1 закреплены соответственно перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
Согласно п.4 раздела 1У Приложения N 1 к названному выше Постановлению предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта входят в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, приказом Министерства путей сообщения СССР от 03.01.1989 г. N 2-у создано Ремонтно-эксплуатационное объединение Хозяйственного управления МПС СССР, в состав которого было включено домоуправление N 2 г. Москвы.
Согласно инвентарной карточке N 12 учета основных средств домоуправления N 2 дом, расположенный по адресу: г. Москва, Воронцово поле, д. 15, стр.9, находился на балансе названного домоуправления.
В соответствии со справкой МосгорБТИ указанный выше дом, в котором находятся спорные объекты недвижимости, имеет несколько альтернативных номеров: г. Москва, Воронцово поле, д. 15, стр.9, г. Москва, Воронцово поле, д. 15/38-40, стр.9, г. Москва, Воронцово поле, д. 15, г. Москва, ул. Земляной Вал, д.38/40, стр. 9. Официальным адресом объекта является адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д.38-40/15, стр. 9.
Таким образом, спорное недвижимое имущество, находившееся в ведении предприятия, относящегося к ведомственной подчиненности Министерству путей сообщения СССР, на момент разграничения собственности в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР N 3020-1 относилось к исключительно федеральной собственности.
На основании указания МПС РФ от 13.01.2000 г. N Ш-37у спорные нежилые помещения, являющиеся федеральной собственностью, были закреплены за праве хозяйственного ведения за ГУП "Ремонтно-эксплуатационное объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации" (истцом по делу), государственная регистрация права хозяйственного ведения которого на вышеназванные нежилые помещения осуществлена Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.08.2001 г. (свидетельство о праве 77 НН 342387).
Как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения из владения истца не выбывали, иным лицам не отчуждались.
Между тем, в процессе судебного разбирательства было установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности города Москвы на нежилые помещения, являющиеся предметом спора по настоящему делу.
Ответчик утверждает, что указанное выше недвижимое имущество в установленном законом порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и Распоряжением Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" было передано в собственность города Москвы по акту приема-передачи основных средств N 39 от 31.12.2002 г. с оформлением АВИЗО.
Данный довод ответчика судебной коллегией исследовался и не может быть принят по следующим основаниям:
Так, указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 установлено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 114-рп.
В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" для передачи объектов в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов, которые подлежат согласованию с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты, и утверждению соответствующим Советом народных депутатов, после чего перечни предоставляются в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом для регистрации. Перечни объектов, соответствующие требованиям, установленным названным Положением, в трехнедельный срок со дня регистрации направляются в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о их передаче или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
Между тем, указанный выше, установленный Распоряжением Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 114-рп порядок передачи спорных объектов из федеральной собственности в собственность города Москвы соблюден не был: в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены перечни объектов, подлежащих передаче в собственность Москвы, доказательства их направления Правительству Российской Федерации для принятия соответствующего решения и решение Правительства о передаче спорного недвижимого имущества из собственности Российской Федерации в собственность города Москвы.
Ссылка ответчика на Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 г. N 848, как на основание для распоряжения Министром путей сообщения России спорным недвижимым имуществом, несостоятельна, поскольку указанным актом право распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим предприятиям железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения, посредством изменения формы собственности Министру путей сообщения не предоставлено.
Более того, пунктом 2 Распоряжения Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" установлен запрет на включение в перечни объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, объектов отнесенных исключительно к федеральной собственности в соответствии с Приложением 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР N 3020-1.
Судебная коллегия также отмечает, что спорные нежилые помещения к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащим передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 114-рп и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, не относятся.
При таких обстоятельствах, основания полагать, что спорное недвижимое имущество в установленном порядке передано из федеральной собственности в собственность города Москвы у судебной коллегии отсутствуют.
Следовательно, спорные нежилые помещения являются собственностью Российской Федерации и государственная регистрация права собственности города Москвы на данную недвижимость осуществлена неправомерно.
Указанные обстоятельства обоснованно приняты Арбитражным судом города Москвы как основания для удовлетворения требований, заявленных истцом и 3-им лицом.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что право собственности - вещное право, его объектом является индивидуально-определенное имущество. Вещи, определяемые родовыми признаками, объектами вещных прав не являются.
Однако суд первой инстанции при удовлетворении требований, заявленных Росимуществом, не указал индивидуально-определенные признаки нежилых помещений, право федеральной собственности на которые признал, сославшись лишь на площадь помещений и их месторасположение, тогда как Росимущество в процессе судебного разбирательства уточняло индивидуально-определенные признаки помещений, право собственности Российской Федерации на которые просило признать, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 105, 176, 266 - 268, 269 п.2, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2009 года по делу N А40 - 71484/08-71-242 изменить.
Признать право федеральной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 38-40/15, ст. 9, общей площадью 1763, 8 кв.м.: Подвал: помещение N 1 комнаты с 1 по 4; помещение 11 комнаты 1, 1а; помещение Ш комнаты с 1 по 8, 2а, 3а, 5а; Этаж 1: помещение 1 комнаты с 1 по 8, 8а, с 9 по 23, 23а, с 24 по 32; помещение 11 комнаты 1б, с 8 по 22; помещения 11а комнаты 1, 2, 5, 5а, 5б, 6, 7, 7а.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
Е. Н. Барановская |
Судьи |
А. А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71484/08-71-242
Истец: ФГП "Ремонтно-эксплуаационное объединение"
Ответчик: Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7492/09
06.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6248/12
12.01.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-71484/08
12.10.2011 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5214/09
21.09.2011 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25324/11
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/6381-11
19.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16433/09
07.04.2010 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7492/09
25.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16433/09
27.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16433/09
27.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/8247-09
13.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5214/2009