Москва |
|
20 мая 2009 г. |
N 09АП-7062/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2009.
Полный текст постановления изготовлен 20.05.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Веклича Б.С.
Поташовой Ж.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кальщиковой А.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 по делу N А40-93136/08-94-649 судьи Ерохина А.П.,
по заявлению ЗАО "Лайнпроминвест"
к Федеральной таможенной службе
о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе возвратить суммы излишне уплаченных таможенных сборов и об обязании возвратить на счет сумму излишне уплаченных таможенных платежей
при участии:
от заявителя: Колосков Е.А. по дов. от 28.11.2008 б/н, паспорт 45 01 877686; Ульянов П.В. по дов. от 28.11.2008 б/н, паспорт 45 06 019779
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 было удовлетворено заявление ЗАО "Лайнпроминвест" (далее - Общество) о признании незаконными действий Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС), выразившиеся в отказе возврата излишне уплаченных сумм таможенных сборов за таможенное оформление товаров по полным грузовым таможенным декларациям N 10006003/200905/0001151, N 10006003/201005/0001268, N 10006003/201005/0001269, N 10006003/211105/0001389, N 10006003/190606/0000932, N 10006003/180706/0001051, N 10006003/180706/0001052, N 10006003/180806/0001226 и N 10006003/180806/0001227 в размере 900 000 рублей и об обязании Федеральной таможенной службы России возвратить на счет ЗАО "Лайнпроминвест", указанный в заявлении N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 от 10.09.2008, сумму излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 900 000 руб.
ФТС России не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение незаконным, необоснованным и в соответствии со статьей 270 АПК России подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права: судом применены нормы ТК России, не подлежащие применению, неправильно истолкованы нормы ТК России.
Просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств по делу по исследованным доказательствам, представленным сторонами по делу, с правильным применением норм материального и процессуального права, а апелляционную жалобу ФТС России - необоснованной, незаконной и не подлежащей удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ФТС России, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Считает, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче ВГТД является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении ПГТД.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Лайнпроминвест" в период с августа 2005 года по июль 2006 года как экспортер вывозило в таможенном режиме экспорта природный газ и уплачивало таможенные платежи в порядке периодического временного декларирования. Таможенные сборы уплачивались как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии между ФТС России и ЗАО "Лайнпроминвест" от 19.01.2005 N КН-63 и от 23.01.2006 N КН-78 при уплате последним суммарных платежей в централизованном порядке через счет ФТС России Общество обязывалось ежемесячно обеспечивать путем перечисления авансовых платежей наличие на счете ФТС России суммы денежных средств, необходимой для оплаты различных действий таможенных органов, связанных с таможенными процедурами Общества (таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы).
При декларировании товара Обществом были уплачены:
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/210705/0100164 - 100 000 руб., по дополнительной ВГТД N 10006003/250805/0100188 - 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/200905/0001151 в сумме 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/300805/0100190 - 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/201005/0001268 - 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/120905/0100194 - 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/201005/0001269 - 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/290905/0100220 - 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/211105/0001389 - 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/250406/0000700 - 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/190606/0000932 - 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/190506/0000794 - 20 000 руб., по дополнительной ВГТД N 10006003/010606/0000855 в сумме 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/180706/0001051 в сумме 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/190506/0000795 - 100 000 руб., по дополнительной ВГТД N 10006003/070606/0000856 - 50 000 руб., по ПГТД N 10006003/180706/0001052 - 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/200606/0000968 - 100 000 руб., по дополнительной ВГТД N 10006003/190706/0001084 - 50 000 руб., по ПГТД N 10006003/180806/0001226 - 100 000 руб.;
- таможенные сборы по ВГТД N 10006003/200606/0000967 - 100 000 руб., по дополнительной ВГТД N 10006003/190706/0001083 - 100 000 руб., по дополнительной ВГТД N 10006003/240706/0001129 - 100 000 руб., по ПГТД N 10006003/180806/0001227 - 100 000 руб.
10.09.2008 Общество обратилось в ФТС России с заявлениями N ЛПИ-01/125, N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 о возврате в порядке ст.ст. 355, 357.8 ТК РФ излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в общей сумме 15 072 500 руб. по Соглашениям от 19.01.2005 N КН-63 и от 23.01.2006 N КН-78. К заявлению были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.
Письмом ФТС России от 13.10.2008 N 05-12/42499 ЗАО "Лайнпроминвест" в возврате излишне уплаченных сумм таможенных сборов за таможенное оформление было отказано исходя из того, что уплаченные в 2005-2006 годах Обществом таможенные сборы в размере 900 000 руб. излишне уплаченными не являются.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действия ФТС России, выразившиеся в отказе возвратить ЗАО "Лайнпроминвест" сумму излишне уплаченных в 2005-2006 гг. таможенных сборов в размере 900 000 руб., оформленные письмом от 13.10.2008 N 05-12/42499, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст.138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
В соответствии со ст.357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.
Согласно ст.357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В ст.357.7 ТК РФ установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 357.8 ТК РФ предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК РФ).
В связи с этим, суд правильно констатировал, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Согласно ч.1 ст.355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Правильно установив факт излишней уплаты таможенных платежей, суд правомерно указал на то, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика в порядке, установленном приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", пунктом 3 которого установлено, что плательщик должен представить в таможенный орган, в том числе, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных п.1 ст.356 ТК РФ.
Исследуя материалы дела, суд обоснованно отметил, что согласно перечня прилагаемых документов к заявлению ЗАО "Лайнпроминвест" N ЛПИ-01/125, N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 от 10.09.2008 о возврате денежных средств, заявитель представил в таможенный орган документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.
Оценивая ссылку ответчика на письмо ФТС России от 08.10.2008 N 01-11/41807 "О таможенных сборах за таможенное оформление" как на основание для отказа ЗАО "Лайнпроминвест" в возврате сумм таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, суд правомерно признал ее несостоятельной, поскольку данное письмо ФТС России является разъяснением порядка действия должностных лиц при взимании и возврате таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленной ст. 138 ТК РФ, и не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
При этом суд правильно руководствовался п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, при этом на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Исходя из положений п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ, предусматривающих обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, суд обоснованно обязал ФТС России возвратить ЗАО "Лайнпроминвест" как излишне уплаченную в 2005-2006 гг. сумму таможенных сборов в размере 900 000 руб. в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 по делу N А40-93136/08-94-649 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93136/08-94-649
Истец: ЗАО "Лайнпроминвест"
Ответчик: Федеральная таможенная служба