г. Москва |
|
"04" июня 2009 г. |
Дело N А40-88576/08-137-812 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" июня 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мартыновой Е. Е.
Судей Кузнецовой И.И., Смирнова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чигриной С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бондаренко Анатолия Алексеевича, Бондаренко Дмитрия Анатольевича, Прокоповой Раисы Ивановны, Колесниковой Ольги Викторовны, Рудикова Виктора Александровича, Бабанина Владимира Викторовича, Прокопова Якова Алексеевича, Прокопова Михаила Алексеевича, Кононова Юрия Анатольевича, Шварева Ивана Андреевича, Петрушкина Анатолия Николаевича, Синяк Софии Андреевны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2009г.
по делу N А40-88576/08-137-812, принятое в составе судьи Лобко В.А., арбитражных заседателей Куркова О.В., Морозова В.А.,
по иску Бондаренко Анатолия Алексеевича, Бондаренко Дмитрия Анатольевича, Прокоповой Раисы Ивановны, Колесниковой Ольги Викторовны, Рудикова Виктора Александровича, Бабанина Владимира Викторовича, Прокопова Якова Алексеевича, Прокопова Михаила Алексеевича, Кононова Юрия Анатольевича, Шварева Ивана Андреевича, Петрушкина Анатолия Николаевича, Синяк Софии Андреевны
к ОАО "Холдинговая компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ", ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат"
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки
при участии в судебном заседании:
от истцов:
от Бондаренко Анатолия Алексеевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 06.06.2008г. N 8470; от Бондаренко Дмитрия Анатольевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 06.02.2008г. N 1-1174/08; от Прокоповой Раисы Ивановны - Бондаренко А.А. по доверенности от 27.06.2008г. N 10267; от Колесниковой Ольги Викторовны - Бондаренко А.А. по доверенности от 04.07.2008г. N 10696; от Рудикова Виктора Александровича - Бондаренко А.А. по доверенности от 01.07.2008г. N 10380; от Бабанина Владимира Викторовича - Бондаренко А.А. по доверенности от 28.06.2008г. N 10308; от Прокопова Якова Алексеевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 30.12.2008г. N 18777; от Прокопова Михаила Алексеевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 27.06.2008г. N 10269; от Кононова Юрия Анатольевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 27.06.2008г. N 1023; от Шварева Ивана Андреевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 26.06.2008г. N 10071; от Петрушкина Анатолия Николаевича - Бондаренко А.А. по доверенности от 26.06.2008г. N 10090; от Синяк Софии Андреевны - Бондаренко А.А. по доверенности от 06.06.2008г. N 8468;
от ответчиков:
от ОАО "Холдинговая компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" - Емельяненко А.В. по доверенности от 01.01.2009г. N 2;
от ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" - Куценко А.Н. по доверенности от 03.04.2009г. N 01/Д-122;
УСТАНОВИЛ
Бондаренко Анатолий Алексеевич, Бондаренко Дмитрий Анатольевич, Прокопова Раиса Ивановна, Колесникова Ольга Викторовна, Рудиков Виктор Александрович, Бабанин Владимир Викторович, Прокопов Яков Алексеевич, Прокопов Михаил Алексеевич, Кононов Юрий Анатольевич, Шварев Иван Андреевич, Петрушкин Анатолий Николаевич, Синяк София Андреевна (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "Холдинговая компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ", ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" (далее - ответчики) о признании сделки по выкупу у истцов принадлежащих им обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" недействительной и применении последствий недействительности сделки путем обязания ОАО "Холдинговая компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" возвратить в собственность истца 2767 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2009г. в удовлетворении заявленных требований истцам отказано, с Кононова Юрия Анатольевича, Рудикова Виктора Александровича, Колесниковой Ольги Викторовны, Прокоповой Раисы Ивановны взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3.900 руб. с каждого.
При этом суд первой инстанции мотивировал свои выводы тем, что истцы не представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие о незаконности процедуры принудительного выкупа у них акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Не согласившись с принятым решением, истцы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что ответчиками грубо нарушена процедура выкупа акций, арбитражным судом первой инстанции не произведена оценка правильности определения цены выкупаемых акций, ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" при направлении требования о выкупе остальным акционерам не имело права предлагать цену выкупа ниже, чем 9992 руб. за одну акцию, поскольку на эту стоимость указано в итоговом разделе отчета оценщика от 21.08.2007г. - ЗАО "Гориславцев и Ко. Оценка", ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" по состоянию на 01.07.2006г. вместе со своими аффилированными лицами владело более чем 95 % общего количества обыкновенных акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", то есть ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" должно было производить процедуру принудительного выкупа с учетом норм ст. 7 ФЗ от 05.01.2006г. N 7-ФЗ, заявленная выкупная цена за одну акцию 6.606 руб. 10 коп. на момент выкупа акций не была подтверждена экспертизой саморегулируемой организацией оценщиков при проведении экспертизы отчета, из данных отчета эмитента усматривается, что по состоянию на 01.07.2006г. 95,794% обыкновенных акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" были подконтрольны ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" и его аффилированным лицам, к требованию о выкупе не были приложены резолютивная часть отчета оценщика, рекомендации совета директоров ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", результаты экспертизы отчета оценщика, которая должна быть проведена саморегулируемой организацией.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что взыскание с Кононова Юрия Анатольевича, Рудикова Виктора Александровича, Колесниковой Ольги Викторовны, Прокоповой Раисы Ивановны дополнительно государственной пошлины в размере 3.900 руб. противоречит нормам ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ, поскольку при обращении в суд первой инстанции они уже уплатили государственную пошлину в размере, соответствующему действующему законодательству.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истцов поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, считает обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, просил решение от 20.03.2009г. отменить.
Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда считают законным и обоснованным, просили оставить решение суда от 20.03.2009г. без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" указывает, что судом были исследованы представленные сторонами документы, в результате чего было установлено, что процедура проведения оценки рыночной стоимости выкупаемых акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" осуществлена с соблюдением требований законодательства, положения ст. 7 ФЗ от 05.01.2006г. N 7-ФЗ к действиям по выкупу ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" применяться не должны, процедура принудительного выкупа ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" проведена в полном соответствии с требованиями закона "Об акционерных обществах", требование содержало всю информацию, предусмотренную п. 2 ст. 84.8 закона "Об акционерных обществах", направление обязательного предложения до направления добровольного предложения о приобретении акций открытого общества законом "Об акционерных обществах" не предусмотрено.
ОАО "Холдинговая компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что процедура выкупа акций у миноритарных акционеров ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" по требованию о выкупе произведена ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" в полном соответствии с требованиями федерального законодательства, ответчиками соблюден порядок направления требования о выкупе владельцам акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2009г. подлежит изменению в части распределения расходов по государственной пошлине.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 84.7 ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества стало владельцем более 95% акций открытого общества, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого акционерного общества по требованию их владельцев. Лицо, владеющее более 95% акций, в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
Согласно пункту 4 статьи 84.7 ФЗ "Об акционерных обществах" владельцы ценных бумаг на основании такого уведомления вправе предъявить требования о выкупе принадлежащих им ценных бумаг.
Право владельцев ценных бумаг, подлежащих выкупу, на предъявление лицу, владеющему более 95% акций, требования о выкупе принадлежащих им ценных бумаг, закреплено также пунктом 8 статьи 84.7 вышеуказанного Закона и возникает в случае неисполнения лицом, владеющим более 95% акций, обязанности по направлению уведомления о праве требования выкупа ценных бумаг.
Вместе с тем, пунктом 9 статьи 84.7 ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что лицо, владеющее более 95% акций, вместо исполнения обязанностей, указанных в пунктах 1-7 статьи 84.7 названного Закона, в том числе и обязанности по направлению уведомления о праве требования выкупа, вправе направить в открытое акционерное общество требование о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 Закона
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, владеющее более 95% акций, вправе выкупить ценные бумаги у остальных акционеров такого открытого общества путем направления им через открытое общество требования о выкупе,
Согласно пункту 6 статьи 84.8 данного Закона владелец выкупаемых ценных бумаг вправе направить лицу, владеющему более 95 % акций, заявление, которое содержит реквизиты своего счета в банке, на который должны быть перечислены денежные средства за выкупаемые ценные бумаги, или адрес для осуществления почтового перевода денежных средств за выкупаемые ценные бумаги. При неполучении в установленный срок заявлений от указанных владельцев ценных бумаг или отсутствии в этих заявлениях необходимой информации о банковских реквизитах либо об адресе для осуществления почтового перевода денежных средств лицо, владеющее более 95% акций, обязано перечислить денежные средства за выкупаемые ценные бумаги на депозит нотариуса по месту нахождения открытого общества.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, выкуп акций у их владельцев лицом, владеющим более 95% акций, осуществляется в принудительном порядке, то есть только на основании требования такого лица.
ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" в первом полугодии 2007 г. на основании добровольного предложения о приобретении акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" приобрело 16,67% акций общества, в результате чего стало акционером ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", владеющим в общей совокупности 95,77% обыкновенных акций общества (мажоритарным акционером).
Поскольку в результате реализации добровольного предложения о выкупе акций ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" стало владельцем более чем 95% от общего количества обыкновенных акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" направило в порядке, предусмотренном ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах", требование от 10.09.2007г. о выкупе ценных бумаг ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" у их владельцев (миноритарных акционеров).
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" требование о выкупе ценных бумаг направляется владельцам выкупаемых ценных бумаг через открытое общество.
Согласно пункту 2 статьи 84.8 указанного Закона в требовании о выкупе ценных бумаг должны быть указаны: имя или наименование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения; имя или наименование акционеров открытого общества, являющихся аффилированными лицами лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи; количество акций открытого общества, принадлежащих лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированным лицам; вид, категория (тип) выкупаемых, ценных бумаг; цена выкупаемых ценных бумаг и сведения о соответствии предлагаемой цены требованиям пункта 4 настоящей статьи; дата, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг и которая может быть установлена не ранее чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в открытое общество, порядок оплаты выкупаемых ценных бумаг, в том числе срок их оплаты, который не может быть более чем 25 дней со дня составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг; сведения о нотариусе, в депозит которого будут перечислены средства в случае, предусмотренном пунктом настоящей статьи.
В требовании о выкупе ценных бумаг должна содержаться сделанная федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.
К требованию о выкупе ценных бумаг, направляемому в открытое общество, должна прилагаться копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.
Пунктом 1 статьи 84.9 ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 настоящего Федерального закона, и требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 настоящего Федерального закона, до направления их в открытое общество представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее - предварительное уведомление).
В момент представления указанных документов федеральный орган исполнительной власги по рынку ценных бумаг обязан сделать отметку о дате представления ему предварительного уведомления на экземпляре соответствующего документа, остающемся у лица, представившего указанные документы
По истечении 15 дней с момента представления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предварительного уведомления лицо, которое имеет намерение подать добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 настоящего Федерального закона, либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 настоящего Федерального закона, вправе направить соответствующее предложение, указанные уведомление или требование в открытое общество, если до истечения этого срока федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не направит предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
Во исполнение положений пункта 1 статьи 84.9 ФЗ "Об акционерных обществах" ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" предоставило 13.09.2007г. в Федеральную службу по финансовым рынкам России требование от 10.09.2007г. о выкупе ценных бумаг ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" у их владельцев, и поскольку Федеральная служба по финансовым рынкам России в 15-дневный срок, предусмотренный пунктом 1 вышеуказанной статьи, не направило в адрес ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" предписания о несоответствии требования о выкупе ценных бумаг у их владельцев закону, ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" направило указанное требование ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Требование ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" о выкупе ценных бумаг ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" у других акционеров поступило в адрес ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" 28.09.2007г. и впоследствии было направлено обществом владельцам выкупаемых ценных бумаг.
Требование от 10.09.2007г. полностью соответствовало форме, установленной письмом Федеральной службы по финансовым рынкам от 08.08.2006г. N 06-ОВ-03/12471, а также содержало информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах".
В соответствии с положениями статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" к требованию была приложена копия отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости одной акции ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Указанные выше обстоятельства подтверждаются ответом Федеральной службы по финансовым рынкам России N 07-БХ-04-5/23063 от 12.11.2007г., согласно которому каких - либо нарушений положений статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах", а также Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России N06-76/пз-н от 13.07.2006г,, в отношении требования ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" от 10.09.2007г. о выкупе ценных бумаг общества у их владельцев не выявлено.
Согласно пункту 3 статьи 84.8 и пункту 2 статьи 84.3 ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество в течение 15 дней с даты получения добровольного или обязательного предложения обязано направить указанное предложение вместе с рекомендациями совета директоров (наблюдательного совета) открытого общества всем владельцам ценных бумаг, которым оно адресовано, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для направления сообщения о проведении общего собрания акционеров. В случае, если функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание акционеров, открытое общество обязано направить полученной добровольное или обязательное предложение владельцам ценных бумаг которым оно адресовано, в течение пяти дней с даты его получения.
ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" во исполнение положений пункта 1 статьи 52 ФЗ "Об акционерных обществах" и пункта 12.6 Устава общества, утвержденного общим собранием акционеров, опубликовало в газете "Электросталь" N 38 (1469) от 05.10.2007г. требование ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" от 10.09.2007г. о выкупе ценных бумаг общества у их владельцев.
При этом отсутствующие при публикации в вышеуказанной газете сведения о сделанной Федеральной службой по финансовым рынкам России отметке, свидетельствующей о дате представления ей требования, а также резолютивная часть отчета независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг общества, были опубликованы ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" в газете "Электросталь" N 49 (1480) от 21.12.2007г.
Указанные обстоятельства установлены постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009г. по делу N А08-2553/08-30-29-30.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, Арбитражный суд г. Москвы отметил в обжалуемом судебном акте, что истцы (кроме Кононова Ю.А.) не воспользовались своим правом на представление в адрес ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" соответствующих заявлений с указанием реквизитов для перечисления денежных средств, в связи с чем денежные средства были перечислены им на депозит нотариуса 05.12.2007г.
Довод апелляционной жалобы о том, что ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" должно было производить процедуру принудительного выкупа с учетом норм ст. 7 ФЗ от 05.01.2006г. N 7-ФЗ признается несостоятельным по следующим основаниям.
Действия акционеров, не владевших на 01.07.2006г. более чем 95 % общего количества акций открытого акционерного общества и приобретших указанное количество акций после 01.07.2006г. в результате добровольного или обязательного предложения, регулируются ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах".
В соответствии с п.4 ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком. При этом указанная цена не может быть ниже цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании добровольного предложения, в результате которого мажоритарный акционер стал владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества и наибольшей цены, по которой мажоритарный акционер или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного предложения.
Таким образом, Девятый арбитражный апелляционный суд поддерживает позицию Арбитражного суда г. Москвы о том, что данный акционер не мог осуществлять процедуру выкупа акций в порядке ст. 7 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 05.01.2006г. N 7-ФЗ, поскольку ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" по состоянию на 30.06.2006г. владело только 71,02 % акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" и приобрело более 95 % акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" лишь в первом полугодии 2007 года в результате добровольного предложения в соответствии со статьей 84.1 ФЗ "Об акционерных обществах".
Довод заявителей апелляционной жалобы о не проведении саморегулируемой организацией оценщиков экспертизы рыночной стоимости акций, определенной независимым оценщиком ЗАО "Гориславцев и Ко.Оценка" в отчете от 21.08.2007г. N 521/1, также подлежит отклонению, поскольку ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" по состоянию на 01.07.2006г. не являлось лицом, осуществляющим выкуп акций в порядке ст. 7 ФЗ от 05.01.2006г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", для которого предусмотрена обязанность проведения такой экспертизы.
В силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998г. N 135-ФЗ и п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005г. N 92 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом об оценочной деятельности, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Арбитражный суд г. Москвы обоснованно пришел к выводу о том, что выкуп акций был произведен ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" по цене 6.606 руб. 10 коп. за акцию в соответствии с положениями п.4 ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах", а рыночная стоимость одной акции ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", определенная в отчете от 21.08.2007г. N 521/1 независимым оценщиком ЗАО "Гориславцев и Ко.Оценка" является достоверной рыночной оценкой, предусмотренной ФЗ "Об акционерных обществах" и ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998г. N 135-ФЗ.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы истцов о том, что ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" при направлении требования о выкупе остальным акционерам не имело права предлагать цену выкупа ниже, чем 9.992 руб. за одну акцию, поскольку на эту стоимость указано в итоговом разделе отчета оценщика от 21.08.2007г. - ЗАО "Гориславцев и Ко. Оценка" по следующим основаниям.
Из ст. 9 отчета оценщика от 21.08.2007г. N 521/1 "Согласование результатов и итоговая стоимость одной акции" следует что, стоимость одной акции в оцениваемом миноритарном пакете акций составляет 6.606 руб. 10 коп., что также подтверждается содержащимися в резолютивной части отчета заключением о стоимости и сопроводительным письмом.
Порядок определения цены выкупа указан в пункте 6.1.2 требования, согласно которому цена выкупаемых акций соответствует требованиям п. 4 ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах", а именно: цена выкупа за одну акцию равна рыночной стоимости одной акции, определенной в отчете независимого оценщика об оценке рыночной стоимости акции ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" N 521/1 от 21.08.2007г.; цена выкупа за одну акцию больше цены, по которой указанные акции приобретались на основании добровольного предложения, в результате которого ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" стало владельцем более 95% общего количества акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Цена приобретения по добровольному предложению составила 6.271 руб. 20 коп. за одну акцию, по которой указанные акции приобретались на основании добровольного предложения в результате которого ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" стало владельцем более 95% общего количества акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
После истечения 22.06.2007г. срока принятия добровольного предложения, в результате которого ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" стало владельцем более 95% общего количества акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", акции ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" не приобретались ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" или его аффилированными лицами.
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В то же время, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательств, должным образом подтверждающих правовую позицию истцов в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено ни в Арбитражный суд г. Москвы, ни в Девятый арбитражный апелляционной суд.
Таким образом, Арбитражный суд г. Москвы правомерно отказал истцам в удовлетворении заявленных исковых требований, так как выкуп акций ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" произведен в полном соответствии с положениями ФЗ "Об акционерных обществах", требование ЗАО "ГАЗМЕТАЛЛ" содержит все необходимые сведения, требование направлено с соблюдением установленного законом порядка и срока применительно к положениям ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах".
Между тем, Девятый арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом Арбитражного суда г. Москвы о взыскании с Кононова Юрия Анатольевича, Рудикова Виктора Александровича, Колесниковой Ольги Викторовны, Прокоповой Раисы Ивановны государственной пошлины в размере 3.900 руб. с каждого.
Согласно ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 рублей.
На основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из заявленных требований, Кононову Ю. А., Рудикову В. А., Колесниковой О. В., Прокоповой Р. И. следует уплатить государственную пошлину по 2000 руб. с каждого, а не по 3900 руб.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит изменению в части распределения расходов по государственной пошлине.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд истцами была уплачена государственная пошлина в общем размере 4.800 руб., а в соответствии с положениями ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть в сумме 1000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителям жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2009г. по делу N А40-88576/08-137-812 в части распределения расходов по государственной пошлине изменить.
Взыскать с Кононова Юрия Анатольевича в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Рудикова Виктора Александровича в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Колесниковой Ольги Викторовны в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Прокоповой Раисы Ивановны в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по иску.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2009г. по делу N А40-88576/08-137-812 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Бондаренко Анатолию Алексеевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Бондаренко Дмитрию Анатольевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Прокоповой Раисе Ивановне государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 917 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Колесниковой Ольге Викторовне государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 917 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Рудикову Виктору Александровичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 917 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Бабанину Владимиру Викторовичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Прокопову Якову Алексеевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Прокопову Михаилу Алексеевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Кононову Юрию Анатольевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 917 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Швареву Ивану Андреевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Петрушкину Анатолию Николаевичу государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Возвратить Синяк Софии Андреевне государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 17 руб. как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий -судья: |
Е.Е. Мартынова |
Судьи |
И.И. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88576/08-137-812
Истец: Шварев И.А., Синяк С.А., Рудиков В.А., Прокопова Р.И., Прокопов Я.А., Прокопов М.А., Петрушкин А.Н., Кононов Ю.А., Колесникова О.В., Бондаренко Д.А., Бондаренко А.А., Бабанин В.В.
Ответчик: ОАО "Холдинговая компания "Металлоинвест", ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7988/2009