Переговоры без правил на руку недобросовестным контрагентам
Предприниматели зачастую отдают предпочтение мирному разрешению конфликтов, внесудебному порядку, а не судебному разбирательству. Решение спора без обращения к государственным органам всегда предпочтительнее шумного конфликта, в который вовлечены десятки, а то и сотни людей, в том числе государственных служащих и должностных лиц. Тем более, что это дешевле обыкновенного суда. Однако мирные способы не всегда могут стать гарантией положительного результата. Все зависит от правильной регламентации "мирной" процедуры.
Третий - не лишний
В гражданском праве существует ряд институтов, цель которых заключается в мирном урегулировании конфликтов. В первую очередь - это институт третейского разбирательства, где спор разрешает не государственный судья или чиновник, а авторитетный специалист, избранный сторонами для разрешения возникшего между ними конфликта. Иногда наименование арбитража - это гарантия беспристрастного рассмотрения спора.
Пример 1
В начале 90-х годов в Иркутской области при участии областной администрации была создана многопрофильная компания "Байкалит". Эта организация заключила с иностранной фирмой договор на поставку товаров для населения. Особое и благоприятное впечатление произвело условие о рассмотрении споров Стокгольмским арбитражем. Иностранцы обязательств не выполнили. "Байкалит" решил судиться. Юристы истца посмотрели регламент Стокгольмского арбитража. Выяснилось, что издержки, связанные с рассмотрением спора (командировки в Швецию, арбитражный сбор), превышают убытки от неисполнения договора. Естественно, что о "серьезном" внешнеторговом контракте постарались забыть.
В любом случае государственный суд дороже, чем третейское разбирательство. Но при указанном разбирательстве требуется все же платить немалый третейский сбор, который включает в себя гонорар третейскому судье, расходы, связанные с организацией третейского разбирательства и пр. Чем выше авторитет судьи, тем престижнее третейский суд, в котором он практикует. Следовательно, тем выше размер сбора и гонорар. Также сумма гонорара зависит от цены иска, сложности спора и затраченного судьями времени на разбирательство (п. 3 ст. 15 Закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Если третейский суд является постоянно действующим, то стороны заплатят судье вознаграждение в соответствии со шкалой гонораров, принятой в данном конкретном учреждении. Если суд был созван специально для разрешения определенного спора, то гонорар определяется по соглашению сторон. Но участники могут не достичь соглашения по этому вопросу, тогда суд самостоятельно определяет гонорар с учетом пункта 3 статьи 15 Закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ.
Если предприниматель работает с иностранными контрагентами, то его спор может рассматривать Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Это третейский суд для тех, кто сотрудничает с зарубежными коллегами, а также с российскими юридическими лицами с иностранными инвестициями. За рассмотрение дела стороны заплатят арбитражный сбор, размер которого можно рассчитать по специальной шкале в зависимости от суммы иска.
Кстати, чтобы рассматривать спор в третейском суде, стороны соглашения должны оговорить этот способ заранее. Так, можно оформить приложение к основному договору (третейскую запись) или сделать оговорку в тексте основного соглашении. Третейскую запись можно оформить в качестве приложения к договору либо включить в текст договора. Несмотря на то, что условие о рассмотрении спора третейским судом считается связанным с договором, оно в определенном смысле самостоятельное, независимое от него. Например, ничтожность самого договора не влияет на действительность соглашения о том, что возникающие из договора и связанные с ним споры нужно решать в третейском суде. Но при этом третейское соглашение и договор все же связаны между собой. Уступка прав из договора, содержащего третейскую запись, влечет за собой обязательность рассмотрения споров об уступленном праве в третейском суде.
Но еще дешевле решить конфликт мирно, без официального обращения к третьему лицу. Этой цели служат институты переговоров и претензионного производства.
Переговоры
Предприниматели с удовольствием включают во многие договоры условие о мирном разрешении споров по данному соглашению. Они устанавливают, что все проблемы и недоразумения будут решаться путем переговоров. И только если стороны не придут к согласию на переговорах, то нужно передавать дело в суд.
Бизнесменам кажется, что это условие создает потенциальную возможность объясниться с недобросовестным контрагентом перед обращением в суд. Чаще всего они полагают, что переговоры - это личная встреча перед окончательным разрывом, которая может привести к новым взаимовыгодным результатам. При этом стороны не предусматривают в договоре правил проведения переговоров. Разве можно регламентировать личную, почти интимную встречу?
Но, предположим, при исполнении договора возникли проблемы. Заказчик не хочет платить за выполненную работу. Он просит подождать с деньгами и приступать к следующему этапу. А подрядчик не может ждать денег, ведь его работники требуют вознаграждения за труд. С одной стороны, жаль бросать выгодный объект и терять перспективного заказчика. А с другой стороны, нет возможности выплатить заработную плату.
Тогда предприниматель звонит ответственному работнику со стороны заказчика (куратору проекта). Но не получив вразумительного ответа о своевременной оплате, бизнесмен пытается попасть на прием к генеральному директору. Однако у руководителя забот хватает, и предприниматель остается наедине со своими претензиями. После этого бизнесмен решает направить в суд исковое заявление.
Претензии
Характеризуя переговоры как один из способов досудебного порядка разрешения споров, в литературе иногда отождествляют переговоры и претензионное производство. Это неправильно, потому что претензионное производство предполагает обмен претензиями, изложенными в письменной форме. В этих документах стороны сообщают о нарушении договора, доказательствах, подтверждающих изложенные в претензии факты.
Переговоры же предполагают личное общение, живое слово, а не формальную юридическую речь. В договор целесообразно включать условие о переговорах в тех случаях, когда лица, принимающие решения, действительно желают и готовы с вами встречаться, на самом деле могут найти время для общения. И, кроме того, обладают реальными полномочиями для решения интересующих вас вопросов. Например, они могут перечислить денежные средства, отдать распоряжение о выполнении ремонта, то есть способны удовлетворить ваши интересы.
Претензионное производство эффективно в тех случаях, когда какой-либо хозяйствующий субъект оказывает услуги, выполняет работы, продает товары (розничная торговля) одновременно множеству самых разных лиц. Руководство организации не имеет возможности встречаться с каждым из клиентов. Тогда эффективным способом разрешения конфликта станет претензия.
Ее рассмотрение позволяет быстро возместить причиненный ущерб за счет подразделения, допустившего ошибку, выявить и наказать виновных. Основание для привлечения "провинившихся" к дисциплинарной ответственности - претензия потребителя и результаты ее разбора. Иногда руководитель организации просто настаивает на получении претензии в свой адрес, чтобы затем "разобраться" с работниками, которые давно вызывают у него недовольство.
Читайте свой договор, прежде чем идти в суд
Вернемся к тому моменту, когда после неудачных переговоров предприниматель решил подавать исковое заявление. Судьи посмотрят бумагу и... оставят ее без движения. Дело в том, что арбитражный суд может принять к производству только исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых Арбитражным процессуальным кодексом РФ к его форме и содержанию (п. 2 ст. 127 АПК РФ).
Так, в заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (п. 2 ст. 125 АПК РФ). К иску нужно приложить документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (ст. 126 АПК РФ).
Если в договоре содержится условие о решении спорных вопросов путем переговоров, это означает, что стороны при заключении договора предусмотрели обязательный досудебный порядок решения конфликта. Познакомившись с данным условием соглашения, судья вынесет определение об оставлении искового заявления без движения. Ведь предприниматель не сможет приложить к иску документы о переговорах (ст. 128 АПК РФ), поскольку процедура переговоров не была регламентирована в договоре.
В определении судья попросит представить эти документы в указанный им срок. Если бумаги не будут представлены, то судья вынесет определение о возвращении искового заявления (ст. 129).
Бывает, что вопрос о досудебном порядке "всплывает" в предварительном заседании (ст. 136 АПК). Тогда суд оставляет исковое заявление без рассмотрения (ст. 148 АПК). Поскольку если в договоре был установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, то суд будет рассматривать дело только после соблюдения этой процедуры (п. 5 ст. 4 АПК РФ).
Это значит, что при подписании договора, текст которого предложен будущим контрагентом, нужно подумать над его условиями. Какой третейский суд будет рассматривать спор? Знаете ли вы этот суд? Знаете ли вы его арбитров? Если текст предусматривает решение споров путем проведения переговоров, то пишите в договоре процедуру проведения этих переговоров.
Основные правила переговоров
Прежде всего, следует определить участников переговоров, которых можно вызывать для их проведения. Часто работники, номинально исполняющие функции генеральных директоров и президентов, подписывающие деловые бумаги, документы, приказы, доверенности и договоры, фактическими полномочиями по принятию решений не обладают и деньгами не распоряжаются. Решения принимает сотрудник, на которого возложил такие полномочия собственник.
Также стороны должны прописать в договоре место проведения переговоров. Лучше всего, если это будет ваш офис. Или известный вам офис контрагента, с которым вы собираетесь вести переговоры. Не соглашайтесь на проведение переговоров на неизвестной или недоступной для вас территории. Известны случаи, когда переговоры назначались в закрытых воинских частях, в несуществующих домах или в несуществующих субъектах РФ (Санкт-Петербургской или Екатеринбургской областях).
Но недостаточно лишь провести переговоры. Нужно еще и доказать, что они действительно были и вы в них участвовали. Доказательством может стать протокол. Поэтому в текст договора необходимо включить условие о фиксации переговоров специальным протоколом. А также о том, кто должен вести протокол, кому предназначены его экземпляры, как и кто подписывает этот документ.
Как быть, если процедура досудебного порядка не прописана
Предположим, в тексте договора имеется указание на необходимость решения конфликтов путем проведения переговоров, но процедура не прописана.
Пример 2
В январе 2000 года к автору обратился некий предприниматель. Он попросил посмотреть подписанный им договор. Выяснилось, что по соглашению он обязался приобрести права требования овощной базы к ряду учреждений местной уголовно-исполнительной системы. Права требования подтверждались актами сверки взаиморасчетов. Эти права требования он должен был оплатить ценными бумагами. А ценные бумаги, в свою очередь, нужно было приобрести у компании, зарегистрированной в Москве. Для этого требовалось перевести на ее счет до истечения оговоренного срока довольно приличную сумму. С этой компанией и был заключен договор.
Текст содержал условия о рассмотрении всех споров в арбитражном суде областного центра и о предварительном решении всех споров путем переговоров. Однако договор не содержал всех существенных условий. То есть было не известно, какие именно ценные бумаги нужно приобрести и какие права требования будут получены взамен ценных бумаг. Конечно, такой договор ничтожен.
По адресу, указанному в договоре, было направлено письмо с просьбой прибыть на переговоры из Москвы в областной центр в назначенный день с документами, подтверждающими полномочия на ведение переговоров. Письмо вернулось обратно с пометкой, что фирма по указанному на конверте адресу не располагается.
Итак, необходимо вызывать на переговоры официальным письмом уполномоченных представителей другой стороны. Как было сказано выше, к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. Таковым документом может быть приглашение на переговоры. Неявку на переговоры по письменному приглашению можно расценить как молчаливое признание оппонентом собственной неправоты.
Именно такая оценка была дана бездействию контрагентов того молодого предпринимателя, не явившихся на переговоры по его приглашению и впоследствии попытавшихся понудить его неформальным образом исполнять обязательства, принятые им на себя по ничтожному договору о приобретении прав требования.
Не менее осторожными предприниматели должны быть, подписывая договоры с условиями о рассмотрении споров третейскими судами. Соглашаясь на третейский суд, мы тем самым лишаем себя возможности обратиться в арбитражный суд. В действительности же, если существует необходимость разрешения конфликта в третейском суде, то к соглашению о третейском разбирательстве можно прийти в любое время. То есть от момента заключения договора вплоть до передачи спора на рассмотрение арбитражного суда или суда общей юрисдикции. Бывает, что контрагент делает предложение о включении в договор, от которого невозможно отказаться, условия о третейском разбирательстве. Например, при заключении договора аренды офисного помещения класса "А". Такие офисы дефицитны, а владеющие ими немецкие или американские компании почти всегда настаивают на рассмотрении споров Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате РФ. Тогда нужно сразу после подписания договора познакомиться с регламентом этого суда, практикующими в нем юристами и имеющимся опытом рассмотрения аналогичных дел.
К сожалению, тексты договоров зачастую согласовывают не читая. Начальник юридического отдела не смеет оспорить документ, подписанный заместителем генерального директора, главным бухгалтером и прочими высокопоставленными менеджерами, и "согласовывает" его не посмотрев. Между тем, они не специалисты и не отвечают за чисто юридические формулировки, в том числе и за третейскую запись. Поэтому ответственность должен нести начальник юридической службы, "посоветовавший" гендиректору подписывать договор в редакции, предложенной контрагентом.
Все же автор полагает, что институты переговоров и третейских судов должны найти широкое применение. Третейские суды могут быть не только постоянно действующими, но и создаваться к случаю, так называемые суды ad hoc. Третейское разбирательство назначенными к случаю арбитрами весьма эффективно для улаживания конфликтов между предпринимателями, ведущими свою деятельность в местностях, удаленных за многие километры от центров субъектов Федерации, где располагаются арбитражные суды.
Когда ясно, что при нарушении договора одной из сторон судебное разбирательство обойдется дороже, нежели все взысканные в итоге убытки, то лучше сразу письменно договориться о том, кто из независимых специалистов будет решать спор, и заручиться предварительным согласием потенциальных арбитров. Обязательное условие - вы должны лично знать тех, кто будет рассматривать спор при его возникновении. Специалист должен быть известен вам и, желательно, окружающим как знаток именно по данной категории споров в той отрасли экономики, в сфере которой заключен договор.
В.Г. Нестолий,
советник генерального директора
ООО "Центр частного права электроэнергетики" по правовым вопросам
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru