Эмоциональный интеллект EQ
Модная тема, которая сейчас активно входит на рынок обучения, - это развитие у бизнесменов, руководителей и у рядовых сотрудников компаний эмоционального интеллекта.
Если вы помните, еще во времена Советского Союза и перестройки нас активно тестировали на коэффициент интеллекта, или IQ. Я сама, будучи студенткой факультета психологии МГУ, изучала тесты Айзенка, матрицы Ровена, тест Векслера, тест Домино и др., пользуясь которыми можно было с математической точностью определить уровень интеллекта тестируемого. К каждому тесту прилагались разработанные нормы: какой коэффициент интеллекта считается нормой, какой говорит о незаурядных способностях человека, а какой - о гениальности. Цифры стройными рядами показывали нормы для женщин, мужчин, детей и различались по возрастным группам. Понятное дело, нам, студентам, очень хотелось получить на выходе для себя цифру повыше, чтобы видеть собственную незаурядность. Мы тогда очень старались в решении всяческих предлагаемых тестами задачках, чтобы получить IQ повыше, но тесты были неумолимо объективны.
Современные исследования американцев, постоянно ищущих формулу успеха, показали, что люди с высоким IQ совершенно не обязательно делают сногсшибательную карьеру, совершенно не обязательно становятся миллионерами, совершенно не обязательно достигают высот в конкурентной борьбе на коммерческих рынках. Оказалось, что коэффициент интеллекта вообще не коррелирует с успешностью. То есть умный может быть, а может и не быть высоким начальником. Очень часто результаты исследований показывали, что как раз менее умные люди руководили более умными, что посредственность (по IQ) управляла гениальностью. Тогда это сообщение стало поистине сенсационным. И американцы задались целью найти ключ успеха, то качество человека, которое позволяет ему быть успешным среди людей, реализовывать поставленные цели и достигать результатов. И нашли. Точнее, это была система качеств - они обозначили ее как эмоциональный интеллект, или EQ.
Что это такое? Если коротко, то эмоциональный интеллект - это способность:
1) осознавать собственные чувства, переживания и говорить о них;
2) управлять собственными чувствами, переживаниями и облекать их в форму поведения, адекватную ситуации;
3) осознавать чувства собеседника и говорить о них так, чтобы не нарушить контакт;
4) управлять эмоциональной атмосферой при взаимодействии, будь то в коллективе или тет-а-тет.
Вот несколько примеров из исследований американскими специалистами эмоционального интеллекта.
1. ВВС США использовали опросник EQ-I для подбора рекрутеров в свой отдел персонала и обнаружили, что наиболее успешные рекрутеры показывают значительно более высокие результаты по таким компетенциям эмоционального интеллекта, как ассертивность (уверенность), эмпатия и осознание своих эмоций. В ВВС также обнаружили, что, учитывая эмоциональный интеллект кандидатов при подборе на позиции рекрутеров, они увеличили свою способность предсказывать успешность будущих сотрудников почти в три раза. Благодаря этому расходы организации сократились на $ 3 млн ежегодно. Правительственный комитет по финансам упомянул об этом в своем докладе Конгрессу США, следствием чего стал приказ министра обороны внедрить подобную процедуру при рекрутинге и отборе кандидатов всем вооруженным силам (Доклад Правительственного комитета по финансам "Рекрутинг в вооруженных силах: Министерство обороны может повысить эффективность систем найма персонала и систем стимулирования" от 30 января 1998 г.).
2. Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего по девяти и более компетенциям, принесли компании за год на $ 1,2 млн дохода больше, чем остальные, - на 139% (Boyatzis, 1999).
3. В среднем менеджеры по продажам L'Oreal, отобранные на основе компетенций эмоционального интеллекта, продают в год на $ 91 370 больше, благодаря чему чистая прибыль компании увеличилась на $ 2 558 360. Также текучесть персонала в первый год работы среди сотрудников, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, была меньше на 63 % (Spencer & Spencer, 1993; Spencer, McClelland & Kelner, 1997).
Итак, мы видим, что оценка эмоционального интеллекта у кандидатов при приеме на работу поможет компаниям не только снизить текучесть кадров, но и увеличить прибыль. И еще одна хорошая новость состоит в том, что если IQ - практически не изменяемая величина, которая не развивается у человека (а закладывается в первый год жизни ребенка), то EQ - наоборот, развиваемая способность. Если активно тренировать эмоциональный интеллект, то он становится выше. А если его не использовать, то он ухудшается. Вот и получается, что тренинги по эмоциональному интеллекту могут в буквальном смысле слова спасти компанию. Ведь каждому руководителю важно не просто совершенствовать подбор персонала, но и развивать имеющийся персонал в соответствии с целями и задачами компании.
Наша тренинговая компания IBT предлагает серии тренингов по эмоциональному интеллекту для руководителей топ- и среднего уровней, а также для менеджеров по продажам и обслуживанию клиентов. Тренинги проводит генеральный директор IBT, ведущий бизнес-тренер Андрей Моисеев. До и после системы обучения сотрудники проходят тестирование, результаты которого показывают качество проводимого нами обучения. Вы можете заказать отдельно, без тренингов, диагностику и тестирование на эмоциональный интеллект ваших сотрудников. Многие производственные конфликты имеют в основе недостаточный эмоциональный интеллект работающих.
Также мы готовы обучить внутренних тренеров особенностям программ по эмоциональному интеллекту и передать компании в качестве интеллектуальной собственности разработанные нами методики. По большому счету, сервисное поведение просто невозможно, если у тех, кто работает с клиентами, низкий эмоциональный интеллект. Такое обслуживание, скорее, напоминает действия робота по заученной схеме и пугает клиентов, надолго оставляя у них неприятный осадок.
Постоянно работая с бизнес-тренерами, обучая людей этой новой профессии в своей Школе бизнес-тренеров, я пришла к выводу, что во многом в ходе учебных сессий я занимаюсь тем, что развиваю у бизнес-тренеров их эмоциональный интеллект.
Так сложилось на рынке тренинговых услуг, что заказчик не только смотрит программу обучения, но и интересуется особенностями личности тренера. Именно глядя в глаза бизнес-тренеру, мы пытаемся понять, справится ли он с группой, сможет ли провести действительно качественный тренинг. Скажу по секрету, что помимо нашей профессиональной интуиции в выборе тренера могут помочь все те же тесты на эмоциональный интеллект. Если EQ у тренера достаточно высок, то ему можно доверить группу, а если нет - риски повышаются.
Методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла
Обработка по ссылке http://www.kdelo.ru/kd.pl?page=test1
Инструкция. Ниже вы прочтете высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Оцените каждое из утверждений по следующей шкале:
1. | Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни |
|
2. | Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни |
|
3. | Я спокоен, когда испытываю давление со стороны | |
4. | Я способен наблюдать изменение своих чувств | |
5. | Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действо- вать в соответствии с запросами жизни |
|
6. | Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмо- эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор |
|
7. | Я слежу за тем, как я себя чувствую | |
8. | После того как что?то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами |
|
9. | Я способен выслушивать проблемы других | |
10. | Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях | |
11. | Я чувствителен к эмоциональным потребностям других | |
12. | Я могу действовать успокаивающе на других людей | |
13. | Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия | |
14. | Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам | |
15. | Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей | |
16. | Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточен- ности |
|
17. | Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбира- юсь, в чем проблема |
|
18. | Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения | |
19. | Знание моих истинных чувств важно для поддержания "хорошей формы" | |
20. | Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражают этого | |
21. | Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица | |
22. | Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать | |
23. | Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются |
|
24. | Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей | |
25. | Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью | |
26. | Я способен улучшить настроение других людей | |
27. | Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми | |
28. | Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей | |
29. | Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей | |
30. | Я могу легко отключиться от переживания неприятностей |
- 3 балла | - полностью не согласен; |
- 2 балла | - в основном не согласен; |
- 1 балл | - отчасти не согласен; |
+ 1 балл | - отчасти согласен; |
+ 2 балла | - в основном согласен; |
+ 3 балла | - полностью согласен. |
Обработка по ссылке
http://www.kdelo.ru/kd.pl?page=test1
Ж. Завьялова,
руководитель школы бизнес-тренеров тренинговой
компании IBT кандидат психологических наук
www.hr-training.net
mail@hr-training.net
Тел.: 911-7404; 780-3847
"Управление персоналом", N 7, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.