Комментарий к Федеральному закону от 08.11.2005 N 144-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О таможенном тарифе"
1. Общие положения
В последнее время на рассмотрении в арбитражных судах находится большое количество дел, касающихся контроля таможенных органов за правильностью определения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации*(1).
Например, в 2004 году арбитражными судами и судами общей юрисдикции рассмотрено 723 дела об оспаривании 1124 решений (действий) таможенных органов по корректировке таможенной стоимости на общую сумму 5662 млн. руб., из них 582 судебных дела по 946 решениям на сумму 492,5 млн. руб., что составило 84% от общего количества споров, рассмотрены в пользу участников ВЭД.
Целью Федерального закона от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", который вступает в силу с 1 июля 2006 года, и является упорядочение определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
2. Методы определения таможенной стоимости товаров
2.1. Общие положения
Изменениями, внесенными в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе"*(2), вводится новая редакция основных понятий, используемых в этом Законе.
Примечательно, что новой редакцией Закона 1993 года законодатель отнес к компетенции Правительства РФ установление правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Что это будут за правила - остается только догадываться и ждать разъяснений государственных органов, касающихся применения ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Правительство РФ должно также установить порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации. Субъектам хозяйственной деятельности, занимающимся ВЭД, остается рассчитывать, что в этой части разночтения нормативных документов будут устранены.
2.2. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами
По сравнению с предыдущей редакцией новая редакция Закона более подробно регламентирует применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В то же время текст Закона, в частности формулировки ст. 19, 19.1, позволяют сделать вывод о том, что у субъектов ВЭД возникает риск включения в цену сделки с ввозимыми товарами при оценке товаров для таможенных целей дополнительных расходов, предусмотренных ст. 19.1 Закона, даже в случае, если такие расходы [особенно предусмотренные подпунктами 5-7 п. 1 ст. 19.1 Закона - расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации и другие связанные с ними расходы] понесены продавцом и уже включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары.
Законодательно значительно упрощена возможность применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами и с однородными товарами. В частности, к идентичным (однородным) товарам можно будет относить товары, произведенные другим изготовителем. В Законе приведены новые понятия однородных и идентичных товаров.
В Законе отражены нормы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в соответствии с которыми участнику ВЭД предоставляется право выбора последовательности применения метода вычитания и метода сложения при определении таможенной стоимости товаров.
Значительно упрощена и узаконена процедура применения резервного метода определения таможенной стоимости товаров. В частности, предусмотрено, что при применении этого метода за основу принимается стоимость сделки, рассчитанная в соответствии с предыдущими методами определения таможенной стоимости товаров. Косвенно предусмотрена возможность в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров использовать цены импортных товаров на внутреннем российском рынке (в Законе исключено принятие за основу цены на внутреннем рынке Российской Федерации товаров, произведенных в Российской Федерации).
Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ признан утратившим силу раздел V (ст. 25-33) Закона 1993 года, регулировавший вопросы определения страны происхождения товаров, так как они нашли свое законодательное урегулирование в § 1 главы 6 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ТК РФ) (ст. 29-38).
Статья 19 Закона посвящена основному методу определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Следует отметить, что новая редакция рассматриваемой статьи Закона отличается значительно большей детализацией процедур определения таможенной стоимости товаров. Обращаем внимание читателей журнала на то, что законодатель ввел в Закон 1993 года новую ст. 19.1, содержащую перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате импортером, которые ранее являлись составной частью ст. 19 Закона 1993 года.
Под дополнительными начислениями подразумеваются расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, в частности:
- расходы на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
- расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
- расходы на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- соответствующим образом распределенная стоимость сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров, инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров, материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров, проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров, прямо или косвенно предоставляемых покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, которая фактически уплачена или подлежит уплате;
- платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить, в размере, не включенном в цену, которая фактически уплачена или подлежит уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;
- транспортные расходы по перевозке товаров, расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров и т.д.
Среди положений и условий, регламентирующих применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, содержащимися в ст. 19 Закона, обращаем внимание читателей журнала на следующие нормы:
- абзац второй подпункта 1 п. 2 ст. 19 Закона. Согласно содержащейся в нем норме метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами может быть использован, если существующие ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В действующей до 1 июля 2006 года редакции Закона речь идет только об ограничениях, установленных законодательством Российской Федерации;
- п. 3 ст. 19 Закона. На таможенный орган возложена обязанность в письменном виде сообщать декларанту об обнаруженных на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, признаках того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки. Ранее такой обязанности не существовало. Согласно ст. 16 Закона 1993 года таможенный орган только был обязан по письменному запросу декларанта в трехмесячный срок представлять декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не могла быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины;
- подпункт 1 п. 7 ст. 19 Закона. В таможенную стоимость товаров разрешено не включать расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание товаров или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование. При этом данные расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально. Ранее аналогичная норма также отсутствовала, что нередко становилось предметом судебных споров между участниками ВЭД и таможенными органами.
Рассматривая положения ст. 19.1 Закона, обращаем внимание читателей журнала на п. 2, согласно которому дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные п. 1 ст. 19 Закона, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии таких сведений для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Учитывая многообразие и разнородность дополнительных начислений, а также то, что часть количественно определенных сведений может появиться в данных бухгалтерского учета покупателя только после завершения внешнеторговой сделки, можно высказать предположение, что практическое применение данного метода на практике будет сопряжено с определенными трудностями. Поэтому не исключено, что оптимальным будет применявшееся ранее сокрытие подобных расходов в стоимости перемещаемого товара.
Определяя, каким образом будут соотноситься данные налогового и бухгалтерского учета с таможенной стоимостью перемещаемого оборудования, читателям журнала следует обратиться к Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ), в ст. 277 которого содержатся правила, регулирующие вопросы определения первоначальной стоимости имущества, внесенного в уставный капитал организации для целей налогового учета, а именно: стоимость имущества, внесенного в уставный капитал организации, определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на вышеуказанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал (общее положение).
Если вышеуказанное имущество вносится иностранной организацией, то стоимостью такого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение с учетом амортизации, начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона. При этом имущество не может быть принято к учету по стоимости, превышающей его стоимость согласно акту оценщика, действующего в соответствии с законодательством страны инкорпорации учредителя (специальное положение).
Таким образом, в НК РФ содержатся общее и специальное положения, касающиеся формирования первоначальной стоимости имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, в налоговом учете получающей стороны.
Неясным остается вопрос: применяются ли в совокупности общее и специальное положения НК РФ при формировании первоначальной стоимости имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, в налоговом учете получающей стороны? Не будем вдаваться в подробное исследование таможенных и налоговых рисков в случае, когда налоговые органы будут в отношении организации с иностранными инвестициями применять только специальное положение. В случае же применения такой организацией общего и специального положений НК РФ стоимость оборудования принимается к налоговому учету организации исходя из фактических затрат учредителя на приобретение оборудования (включая дополнительные расходы учредителя), понесенных до момента перехода права собственности, но не более стоимости, подтвержденной оценкой. Расходы учредителя оформляются следующими документами:
- первичные документы, подтверждающие расходы учредителя;
- налоговый регистр с указанием сумм начисленной амортизации;
- акт независимого оценщика.
В отношении определения суммы дополнительных расходов учредителя необходимо подчеркнуть, что они должны быть понесены до момента перехода права собственности.
В качестве дополнительного аргумента в защиту позиции по включению в первоначальную стоимость оборудования дополнительных расходов учредителя может служить следующее: в соответствии со ст. 257 НК РФ в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы по его доставке и доведению до состояния, в котором основное средство пригодно к использованию. Эта норма НК РФ позволяет сделать вывод о совпадении данных, декларируемых в таможенных, бухгалтерских и налоговых целях.
Как бы ни был велик перечень дополнительных начислений, примечательно, что законодатель продекларировал его закрытость и запретил производить иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, кроме указанных в ст. 19.1 Закона (п. 3 ст. 19.1 Закона).
В п. 4 и 5 ст. 19.1 Закона подробно регламентируются распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых ввозимых товаров инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей этих товаров в Российской Федерации, а также распределение затрат на проектирование, разработку, инженерные и конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, произведенные в любой стране, кроме Российской Федерации, и необходимые для производства оцениваемых товаров.
Следует признать, что и эти достаточно логичные по своей экономической сущности положения Закона чрезвычайно трудно реализуемы на практике.
Под несоблюдением установленного п. 2 ст. 323 ТК РФ и Законом условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами понимаются:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме;
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты;
3) наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Таким образом, можно говорить о том, что основной метод определения таможенной стоимости не может быть применен по вышеуказанному основанию в следующих случаях:
1) декларант не представил доказательств заключения внешнеторговой сделки в отношении оформляемого в таможенном отношении товара в любой соответствующей императивным требованиям закона форме. Основные требования, предъявляемые к внешнеторговым контрактам, содержатся в Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров", заключенной в Вене 11.04.1980;
2) в контракте [приложениях к контракту, спецификациях, счетах-фактурах (инвойсах)] отсутствуют ценовая информация, количественные характеристики товаров, соглашения об условиях поставки товаров, об условиях взаиморасчетов за поставляемые товары. Это свидетельствует о несоблюдении условий применения основного метода определения таможенной стоимости товаров, содержащихся в Законе, а также в ТК РФ;
3) имеются доказательства недостоверности данных, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости.
Таким образом, при заключении сделки международной купли-продажи стороны должны четко и недвусмысленно предусмотреть все основные составляющие сделки, необходимые для идентификации товаров. В частности, в контракте, а также в представляемых других коммерческих документах должны быть указаны наименование товара, количественные характеристики поставляемого товара, цена за товар, условия оплаты, условия поставки товара (наиболее распространено указание в контракте наименования условия поставки в соответствии с Инкотермс-2000).
При таможенном оформлении товаров, пересекающих таможенную границу Российской Федерации на основании сделки купли-продажи, необходимо представление внешнеторгового контракта, заключенного с соблюдением нормативных требований закона, включая нормы международного права.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Следовательно, в подтверждение недостоверности вышеуказанных сведений, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров, и, как следствие, невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости товара в процессе судебного разбирательства по делу таможенным органом должны быть представлены доказательства недостоверности использованных декларантом сведений в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок их представления.
В соответствии с п. 1-2 ст. 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.
Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.
В настоящее время действуют перечни документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации, утвержденные приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022, где в зависимости от видов сделок и методов определения таможенной стоимости указаны те документы, представление которых необходимо при декларировании товаров для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенный орган запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения, а декларант обязан их представить, если имеющихся документов и сведений недостаточно для принятия таможенным органом решения в отношении заявляемой таможенной стоимости товаров или в случае присутствия вышеуказанных признаков недостоверности сведений о цене сделки, представленных декларантом.
Иное означало бы право таможенного органа во всех случаях (включая случаи представления декларантом всех необходимых документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров) запрашивать у декларанта любые дополнительные документы и сведения и отказывать в применении основного метода определения таможенной стоимости при их непредставлении.
При этом читателям журнала необходимо учитывать, что предусмотренная п. 2 ст. 15 Закона обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен иметь их в силу закона либо обычая делового оборота.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов должно рассматриваться как несоблюдение установленного п. 1 ст. 15 Закона условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости только в случае, если такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара. Данное положение соответствует позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 19.04.2005 N 13643/04.
Кроме того, в п. 5 вышеприведенного постановления Президиума ВАС РФ указано, что отказ декларанта от представления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, должен рассматриваться арбитражными судами как невыполнение условия о документальном подтверждении и достоверности таможенной стоимости товара, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара, в случае отсутствия объективных препятствий к их представлению.
Объективными препятствиями к представлению объяснений и документов в данном случае следует признать препятствия, которые мешают декларанту представить сведения и документы в силу, например, обычаев оборота. Так, если контракт купли-продажи товаров предусматривает его заключение на условиях поставки CFR порт выгрузки (в соответствии с Инкотермс-2000), то все обязанности и расходы по доставке товара в товарном виде до пункта назначения [включая оплату стоимости товара производителю (в случае заключения сделки не с производителем товара), производство таможенного оформления в стране отправления, оплату стоимости транспортировки товара] несет иностранный продавец товара. В этом случае при запросе таможенным органом у декларанта, являющегося получателем товара, экспортной таможенной декларации, прайс-листов завода-изготовителя, калькуляции себестоимости товара, документов, подтверждающих понесенные расходы по транспортировке товара и т.д., декларант может не иметь этих документов в силу того, что по условиям контракта вышеуказанные обязанности возложены на продавца товара. В этом случае декларант при отказе представления таких документов продавцом не будет иметь объективной возможности их представления в таможенный орган.
2.3. Метод по цене сделки с идентичными товарами
В новой редакции ст. 20 Закона не содержится определения понятия "идентичные товары", так как оно перенесено в ст. 5 Закона, содержащую понятийный аппарат этого нормативного акта.
По сравнению с предыдущей редакцией Закона в условия применения метода по цене сделки с идентичными товарами внесены некоторые изменения, в частности:
- в новой редакции Закона более четко выражено, что обязательным условием применения данного метода является то, что стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определяемая с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (абзац второй п. 1 ст. 20 Закона);
- более расплывчатым стало требование, касающееся временного интервала, в течение которого были ввезены идентичные товары. В действующей до 1 июля 2006 года редакции Закона говорится о том, что такие товары должны быть ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров, в то время как согласно новой редакции ст. 20 Закона идентичные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Что такое "соответствующий ему период времени", остается только догадываться и строить предположения: день, месяц, квартал, год?
2.4. Метод по цене сделки с однородными товарами
Новая редакция ст. 21 Закона практически не отличается, за исключением более четкого формулирования отдельных норм, от предыдущей. Добавлена только норма, предусматривающая при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу по стоимости сделки с однородными товарами возможность корректировки таможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы в расходах по перевозке, погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и по проведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию, а также в расходах на страхование, обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта. В остальном правовое регулирование применения данного метода изменений не претерпело.
2.5. Метод вычитания
По сравнению с предыдущей, новая редакция ст. 22 Закона более детализированна, в частности для случая, если невозможно получить информацию о продаже оцениваемых, идентичных или однородных товаров в Российской Федерации в том же состоянии, в каком они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации. В этом случае по заявлению декларанта стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки при условии проведения соответствующих вычетов (п. 4 ст. 22 Закона).
В п. 5 ст. 22 Закона также определены случаи, когда данное положение не может быть использовано для определения таможенной стоимости товаров, в частности, если в результате переработки ввезенные товары потеряли свои индивидуальные признаки, а также если ввезенные товары составляют незначительную часть в товарах, продаваемых на внутреннем российском рынке, и по этой причине стоимость ввезенных товаров не может оказать существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.
Впервые в таможенном законодательстве в п. 7 ст. 22 Закона указывается на то, что сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая вышеуказанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида.
Учитывая, что вся представляемая декларантом информация должна быть достоверной и документально подтвержденной, законодатель определил, что применение метода вычитания в отношении оцениваемого товара осуществляется с учетом нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета в Российской Федерации (подпункт 6 п. 1 ст. 5 Закона).
2.6. Метод сложения
По желанию декларанта метод сложения может применяться перед методом вычитания. Так же как и метод вычитания, метод сложения стал в новой редакции Закона более регламентированным с приведением перечня возможных расходов и затрат, которые может понести производитель оцениваемых товаров.
Понесенные расходы должны подтверждаться коммерческими счетами производителей товаров при условии, что такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в стране производства оцениваемых товаров (в отличие от метода вычитания, при использовании которого декларант должен опираться на российскую бухгалтерию).
В то же время таможенные органы не имеют права требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости товаров (п. 5 ст. 23 Закона).
В целом, следует отметить, что данный метод определения таможенной стоимости имеет наименьшие перспективы использования на территории Российской Федерации, так как производители стараются очень тщательно оберегать свои коммерческие тайны, связанные с уровнем затрат на производство и реализацию товаров.
Таким образом, имея сведения от производителя, таможенные органы тем не менее не могут открыто ими пользоваться при разрешении судебных споров, так как эти сведения могут иметь гриф ограничения для их распространения - "Для служебного пользования". Поэтому такая правовая категория, как ценовая информация, содержащаяся в базах данных таможенных органов, является весьма неопределенной. При рассмотрении дела в арбитражном суде должна тщательно проверяться допустимость такого представленного таможенным органом доказательства, как ценовая информация, содержащаяся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, с исследованием именно заявленной таможенной стоимости товара, а не того размера таможенной стоимости, по которой был произведен выпуск товара после применения иного метода в результате таможенной оценки после контроля таможенной стоимости.
При отстаивании государственных интересов в арбитражном суде очень сложно воспользоваться грифованными сведениями. Мало того что арбитражные суды такую информацию не воспринимают в качестве доказательства, так и таможенный орган не имеет права ссылаться в суде на такую информацию.
2.7. Резервный метод
Учитывая, что ст. 12 Закона определена последовательность применения методов определения таможенной стоимости, то если таможенная стоимость товаров не может быть установлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость определяется путем последовательного применения методов по стоимости сделки с идентичными товарами и по стоимости сделки с однородными товарами.
Если и после этого таможенная стоимость товаров не может быть определена, то в очередности, выбранной декларантом, используются методы вычитания и сложения. Если ни один из вышеуказанных методов использовать невозможно в силу отсутствия достоверной и документально подтвержденной информации, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.
Рассмотрим изменения, внесенные в ст. 24 Закона.
До 1 июля 2006 года нельзя использовать цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации (подпункт "а" п. 2 ст. 24 Закона 1993 года), а с 1 июля 2006 года - цену на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза) (подпункт 1 п. 3 ст. 24 Закона). Разница существенная.
До 1 июля 2006 года нельзя использовать произвольно установленную или достоверно не подтвержденную цену товара (подпункт "г" п. 2 ст. 24 Закона 1993 года), а с 1 июля 2006 года - цену, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей; произвольные или фиктивные стоимости; минимальные таможенные стоимости (подпункты 5-7 п. 3 ст. 24 Закона).
До 1 июля 2006 года при применении резервного метода таможенный орган должен предоставлять декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию (абзац второй п. 1 ст. 24 Закона 1993 года), а с 1 июля 2006 года - не должен, так как в Законе об этом ничего не говорится.
Можно предположить, что обязанность таможенного органа предоставлять ценовую информацию однозначно неизбежна в рамках судебных разбирательств, ввиду того что бремя доказывания в суде наличия оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара, законности проведенной корректировки таможенной стоимости и обоснованности применения таможней конкретного метода определения таможенной стоимости товаров в процессе корректировки возложено на таможенные органы.
Поскольку в соответствии с частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товаров.
Иными словами, в процессе судебного разбирательства таможенные органы должны доказать невозможность применения основного метода определения таможенной стоимости товаров.
При применении резервного метода определения таможенной стоимости товаров представитель таможенного органа в суде должен также обосновать невозможность применения методов определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, вычитания, сложения.
При этом, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13643/04, ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости товаров может быть принята во внимание как обоснование неприменения метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Применение резервного метода определения таможенной стоимости товаров в результате контрольной деятельности таможенным органом предопределяет обязательное указание источника ценовой информации.
В частности, данные иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также данные товарно-ценовых каталогов могут приниматься во внимание судами как данные, с которыми может сопоставляться заявляемая декларантом таможенная стоимость в случае отсутствия ценовой информации по сделкам с идентичными и однородными товарами.
3. Изменения понятийного аппарата
В Закон внесены некоторые изменения, касающиеся ряда используемых терминов, определения которых даны в ст. 5 Закона 1993 года. В частности, уточнено понятие "пошлина", которая превратилась из обязательного взноса в обязательный платеж*(3). Уточнено также, что к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина. Особые виды пошлин: специальная, антидемпинговая и компенсационная - не относятся к категории таможенных пошлин.
В Законе появились новые термины:
- товары того же класса или вида - товары одной группы или ряда товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности. Товары того же класса или вида включают идентичные или однородные товары;
- общепринятые принципы бухгалтерского учета - система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране.
Вместо понятия "взаимозависимые лица" введено понятие "взаимосвязанные лица", которое является более широким по содержанию. Для таких лиц установлен особый порядок применения таможенной оценки товаров. С одной стороны, в соответствии с данным порядком процедура доказывания факта того, что взаимосвязанность лиц не повлияла на цену сделки, становится более формализованной, с другой стороны, при принятии решения определения таможенной стоимости товаров по основному методу остается доля субъективности оценки сотрудником таможенного органа, который может доказательства счесть недостаточными или недостоверными. Для наглядности представим имеющиеся определения в виде таблицы (см. далее).
Закон 1993 года | Закон |
Под взаимозависимыми лицами понимаются лица удовлетворяющие хотя бы одному из следующих, признаков: |
Взаимосвязанные лица - лица, отвечающие одним из следующих условий: |
- один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного и участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки; |
- если каждое из этих лиц является сотрудником и руководителем организации, созданной с участи другого лица; |
- участники сделки являются совладельцами пред- приятия; |
- если они являются деловыми партнерами, те есть связаны договорными отношениями, действуют целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности; |
- участники сделки связаны трудовыми отноше- ниями; |
- если они являются работодателем и работником; |
- один из участников сделки является владельцев, вклада (пая) или обладателем акций с правом го- лоса в уставном капитале другого участника сдел- ки, составляющих не менее пяти процентов устав- ного капитала; |
- если какое-либо лицо прямо или косвенно вла- деет пятью и более процентами выпущенных в обра- щение голосующих акций обоих лиц, контролирует пять и более процентов выпущенных в обращение го- лосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем пяти и боле процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц; |
- оба участника сделки находятся под непосредст- венным либо косвенным контролем третьего лица; |
- если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом; |
- участники сделки совместно контролируют, не - посредственно или косвенно, третье лицо; |
- если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо; |
- один из участников сделки находится под не- посредственным или косвенным контролем другого участника сделки; |
- если одно из них прямо или косвенно контроли- рует другое; |
- участники сделки или их должностные лица являются родственниками |
- если лица состоят в брачных отношениях, отноше- ниях родства или свойства, усыновителя усыновлен- ного, а также попечителя и опекаемое При этом тот факт, что лица связаны в осуществ- лении своей деятельности таким образ что одно из них является независимо от использованного обоз- начения единственным агентом, единственным дист- рибьютором другого лица или единственным пользо- вателем по догов коммерческой концессии, не мо- жет служить основанием для признания вышеуказан- ных лиц взаимосвязанными, если данные лица не от- вечают ни одному из вышеперечисленных условий |
4. Изменение содержания отдельных статей Закона
Новая редакция ст. 7 Закона, предусматривающая возможность временного применения особых пошлин - специальной, антидемпинговой и компенсационной, содержит отсылку к законодательству о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах. При этом ст. 8-11 Закона, регламентировавшие процедуры применения особых видов пошлин, признаны утратившими силу, так как они нашли свою реализацию в отдельном законодательном акте*(4).
По-новому оформлена ст. 12 Закона. Фактически она объединила положения ряда статей Закона 1993 года, в частности ст. 12, 15, 16 и 18. Законодатель постарался отойти от применения понятий "цена сделки", "таможенная оценка товаров", заменив их термином "стоимость сделки", более соответствующим экономической сущности этого понятия.
Как в Законе 1993 года, так и в Законе приведен весь комплект методов, применяемых для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Важным дополнением Закона 1993 года можно считать норму, содержащуюся в абзаце втором п. 3 ст. 12 Закона, согласно которой процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.
Очень важной новеллой ст. 12 Закона можно считать норму, содержащуюся в п. 4 рассматриваемой статьи Закона, в соответствии с которой процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом. Важность этой нормы, несмотря на кажущуюся декларативность, сложно переоценить, особенно в современных условиях, когда таможенные органы самоотверженно борются с занижением таможенной стоимости, не позволяя отдельным участникам ВЭД осуществлять таможенное оформление ввозимых товаров по стоимости ниже определенного усредненного уровня.
К этой же категории можно отнести и норму п. 6 ст. 12 Закона: в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.
Содержавшаяся в п. 2 ст. 12 Закона 1993 года норма трансформировалась в ст. 14 Закона, полностью сохранив свое содержание.
Нормы, приводившиеся в ст. 13 Закона 1993 года, фактически исключены из текста Закона, так как они нашли свое отражение в тексте ст. 323 ТК РФ.
Новая редакция ст. 13 Закона содержит важные положения, касающиеся определения и применения таможенной стоимости товаров. В частности, отмечено, что порядок определения таможенной стоимости применяется к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством.
Кроме того, в случае изменения таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Такая возможность - заявление меньшей таможенной стоимости, чем было заявлено при первоначальном таможенном режиме, - предусмотрена п. 2 ст. 214 ТК РФ при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения.
В п. 2 ст. 13 Закона введен подпункт 2, в котором, в частности, говорится, что порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации определяется Правительством РФ.
Ранее подобные нормы в таможенном законодательстве отсутствовали, и эти вопросы решались на уровне правовых актов таможенного ведомства*(5).
Статья 14 Закона 1993 года, посвященная соблюдению таможенными органами конфиденциальности полученной от декларантов информации, полностью исключена, так как аналогичные положения содержатся в ст. 10 ТК РФ.
Статьи 15-17 Закона 1993 года признаны утратившими силу ввиду того, что содержавшиеся в них положения уже нашли свое отражение в соответствующих нормах ТК РФ, например в ст. 127, 131, 153, 322, 323.
Значительные изменения внесены в ст. 19-24 Закона 1993 года, посвященные методам определения таможенной стоимости товаров.
В новой редакции ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон), введенной Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", по-новому трактуется понятие таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная стоимость приравнивается теперь к понятию "стоимость сделки", под которой в свою очередь понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная начислениями к цене.
Понятием "стоимость сделки" заменен термин "цена сделки", который также означал фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар цену на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
Различным в данных понятиях является момент определения таможенной стоимости товаров: в предыдущей редакции Закона - это цена на момент пересечения товаром таможенной границы, в новой же редакции Закона - это цена при продаже товаров на экспорт.
В соответствии со ст. 19 Закона под фактически уплаченной или подлежащей уплате ценой за товары подразумевается общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. Это и важно, поскольку в практике таможенных органов используются различные способы уплаты платежей за приобретаемые товары, в том числе при использовании услуг дилерских и посреднических компаний. В ст. 19 Закона в настоящее время также прописано, что платежи могут осуществляться прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В целях таможенного контроля участникам внешнеэкономической деятельности, по-видимому, придется доказывать факт уплаты платежей в пользу продавца товаров, если уплата осуществляется третьему лицу.
Новым в ст. 19 Закона является и то, что из условий ограничения применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами исключается условие обязательного документального подтверждения либо количественной определенности и достоверности данных, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров. Это нововведение дает возможность декларантам отстаивать перед таможенным органом заявленный размер таможенной стоимости товаров по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами в случае, если у таможенного органа возникают сомнения в достоверности представленных документов или если таможенный орган требует представления дополнительной информации в целях доказывания заявленной таможенной стоимости товаров.
В новой редакции ст. 19 Закона изменилась также формулировка еще одного условия ограничения применения данного метода, когда участники сделки являются взаимосвязанными (в предыдущей редакции Закона - взаимозависимыми). В соответствии с предыдущей редакцией Закона данное условие не принималось во внимание, если эта взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно было быть доказано декларантом. В новой же редакции ст. 19 Закона данное условие не применяется, если стоимость сделки приемлема для таможенных целей. Приемлемость стоимости сделки зависит от того, будет ли обнаружено, что взаимосвязь участников сделки все-таки оказала влияние на ее стоимость. При этом у декларанта остается в соответствии со ст. 19 Закона право доказать отсутствие влияния взаимосвязи участников сделки на стоимость сделки.
В предыдущей редакции ст. 19 Закона указывались только компоненты, которые должны включаться в цену сделки, если они не были ранее включены. В новой редакции ст. 19 Закона содержится еще и перечень расходов, которые не включаются в таможенную стоимость товаров. Условиями невключения таких расходов в таможенную стоимость товаров является необходимость выделения расходов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Кроме того, такие расходы должны быть заявлены и документально подтверждены декларантом.
Изменения, внесенные в ст. 19 Закона в части дополнительных начислений к стоимости сделки, незначительны. Часть поименованных ранее в ст. 19 Закона конкретных компонентов (например, детали, полуфабрикаты, смазочные материалы, топливо) в новой редакции статьи отсутствует. В то же время в новой редакции Закона уточняются иные компоненты, например, страховая сумма заменена в ст. 19 Закона расходами на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
В предыдущей редакции ст. 20 Закона одним из условий возможности определения таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделки с идентичными товарами было условие ввоза идентичных товаров одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. В измененной редакции этой статьи Закона данный срок не имеет четких временных границ и определен следующим образом: "в тот же или соответствующий ему период времени". При этом в новой редакции ст. 20 Закона речь идет не о сроке ввоза товаров, а о сроке их продажи на экспорт и сроке вывоза в Российскую Федерацию.
В новой редакции ст. 20 Закона не раскрывается понятие "идентичные товары", в том числе не указываются наиболее весомые признаки этого понятия (качество, производитель и т.д.).
В ст. 20 Закона приведен еще один критерий проведения таможенной оценки товаров с помощью стоимости сделки с идентичными товарами - продажа товара на том же коммерческом уровне, что предполагает оптовую, розничную и иную продажу товаров. Причем если не выявлено продаж на одном коммерческом уровне, можно использовать стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей вышеназванные различия.
Важным является то, что стоимость идентичных товаров может в настоящее время корректироваться в зависимости от разницы в понесенных расходах, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных видах транспорта.
В новой редакции ст. 21 Закона отсутствует определение "однородные товары" и применяется критерий определения таможенной стоимости товара на основе стоимости сделки с однородными товарами на одном коммерческом уровне продажи.
Одинаковым в ст. 20 и 21 Закона является следующее условие применения таможенными органами методов по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами: стоимостью сделки с идентичными (или однородными) товарами является таможенная стоимость товаров, принятая таможенным органом в соответствии со ст. 19 Закона.
Условиями применения метода вычитания в соответствии с новой редакцией ст. 22 Закона являются невозможность определения таможенной стоимости товаров на основании ст. 19, 20 и 21 этого нормативного акта и неиспользование обратного порядка применения метода вычитания и метода сложения.
В отличие от предыдущей редакции ст. 22 Закона, в которой при использовании данного метода принималась цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продавались наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров, в новой редакции этой статьи Закона применяется при определении таможенной стоимости товаров цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество товаров продается в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществлялся ввоз оцениваемых товаров. Различным здесь является как период времени применения метода, так и объемы продажи идентичных, однородных и оцениваемых товаров.
Согласно новой редакции ст. 22 Закона из стоимости сделки могут в настоящее время вычитаться суммы налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.
Новая редакция ст. 23 Закона раскрывает источники получения сведений о суммах и расходах, которые включаются в расчетную стоимость товаров. Например, расходы по изготовлению и приобретению материалов и расходы на производство определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных производителем или от его имени. Источниками получения сведений о суммах и расходах, которые включаются в расчетную стоимость товаров, могут быть в том числе коммерческие счета производителя.
В соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона таможенные органы не имеют права требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости товаров.
Впервые в ст. 24 Закона появилось положение о том, что при определении таможенной стоимости товаров допускается гибкость в применении методов, предусмотренных в данном нормативном акте. Это означает, что некоторые не особо значимые условия применения того или иного метода могут не учитываться при определении таможенной стоимости товаров.
В ст. 24 Закона приведены в большем количестве по сравнению с предыдущей редакцией этого нормативного документа цены, которые не могут приниматься в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров. В этот перечень вошли, например, минимальные таможенные стоимости и цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей.
В целом изменения, внесенные в ст. 19-24 Закона, не поменяли сущность и количество применяемых таможенными органами методов определения таможенной стоимости товаров, а также не коснулись принципа последовательности применения этих методов.
5. Практика определения таможенной стоимости товаров
В настоящее время в таможенных органах широко применяется система управления рисками, в том числе по вопросам определения таможенной стоимости товаров. В современных условиях основой процесса принятия решения по таможенной стоимости товаров призвана стать система управления рисками с целью обеспечения полноты уплаты таможенных платежей и соблюдения таможенного и налогового законодательства. Процесс управления рисками в области определения таможенной стоимости товаров включает следующие этапы:
1) анализ имеющейся в распоряжении таможенных органов информации в целях выявления и прогнозирования стоимостных рисков, под которыми понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности (например, недостоверное заявление таможенной стоимости товаров) в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Такие неправомерные действия участников внешнеэкономической деятельности связаны с нанесением ущерба конкурентоспособности отечественных производителей, с негативным влиянием на торгово-экономические и политические интересы государства;
2) определение области стоимостного риска, а также мер по минимизации рисков. Под областью стоимостного риска понимаются отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм (их совокупности) таможенного контроля, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования, например усиление контроля таможенной стоимости путем установления контрольного уровня цены в отношении товаров группы 07 ТН ВЭД России (овощная продукция), происходящих из стран дальнего зарубежья;
3) принятие мер, направленных на минимизацию рисков, выявляемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров. Данные меры по минимизации рисков подразделяются на прямые и косвенные. Прямые меры - это комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков, и отдельных форм таможенного контроля, установленных законодательно и осуществляемых централизованно (например, усиление таможенного досмотра как одной из формы осуществления таможенного контроля). Косвенные меры - это комплекс мероприятий, осуществляемых в процессе таможенного оформления товаров путем разработки и модернизации информационных таможенных технологий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования, проведения организационных мероприятий и т.д. (запрос дополнительных документов, подтверждающих правомерность заявления таможенной стоимости товаров);
4) формирование профилей стоимостных рисков. Профиль риска - это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых форм таможенного контроля, направленных на минимизацию риска;
5) разработка программных средств для формирования профилей рисков и проверки грузовой таможенной декларации на соответствие профилям рисков в электронном виде, осуществление анализа результатов применения мер по минимизации рисков и форм таможенного контроля, содержащихся в профилях рисков;
6) оценка экономической эффективности, ожидаемой от внедрения системы управления рисками в области контроля таможенной стоимости, которая может быть определена путем исчисления показателя "сумма доначисленных таможенных платежей в результате контроля таможенным органом таможенной стоимости в рамках системы управления рисками".
Таким образом, основной целью системы управления рисками в области контроля таможенной стоимости товаров является осуществление на практике эффективного таможенного контроля за обоснованностью заявления уровня таможенной стоимости, направленного на использование таможенной стоимости товаров как основного резерва пополняемости федерального бюджета страны.
Существующие в настоящее время профили рисков направлены в большинстве своем на раскрытие фактов возможного заявления в грузовой таможенной декларации (а также в декларации таможенной стоимости) недостоверных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров, влияющего на размер причитающихся к уплате таможенных платежей, путем представления фальсифицированных документов либо коммерческих документов по внешнеторговой сделке не в полном объеме.
Индикаторами риска, то есть необходимыми условиями для применения профиля риска, в отношении вопросов таможенной стоимости товаров являются, во-первых, код товара в соответствии с ТН ВЭД России, а во-вторых, стоимость за единицу товара. Иными словами, для определенного кода товара устанавливается контрольный уровень индекса таможенной стоимости (ИТС) в долларах США за 1 кг. Иногда ИТС подразделяется на два уровня: для товаров, происходящих из стран дальнего зарубежья, и для товаров, происходящих из стран СНГ (например, такая градация свойственна для плодовоовощной продукции). В иных случаях контрольный уровень таможенной стоимости товаров не зависит от страны происхождения товара (например, в отношении молочной продукции, фотопленок, насосов, кондиционеров и др.).
Достаточно часто на практике применяются профили рисков в отношении товаров, ввозимых из стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Таиланд и др.), что связано с достаточно большим количеством правонарушений в части занижения таможенной стоимости импортируемых товаров.
Могут применяться следующие прямые меры по минимизации рисков, связанных с недостоверным заявлением сведений по таможенной стоимости товаров:
- проверка представленных декларантом в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости документов и сведений, которая осуществляется в соответствии с Инструкцией по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 18.06.2004 N 696;
- получение пояснений по условиям продажи и цены сделки, а также о влияющих на цену физических и качественных характеристиках товара (см. Положение о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399);
- затребование у декларанта в соответствии с п. 4 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации дополнительных документов для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. В обязательном порядке таможенный орган должен затребовать у декларанта:
1) прайс-лист фирмы-изготовителя;
2) таможенную декларацию страны отправления;
3) банковские платежные документы по оплате счетов-фактур в отношении декларируемой партии товаров или применительно к предыдущим поставкам товаров в адрес получателя;
- самостоятельное определение таможенным органом таможенной стоимости товаров в случае, если декларант не представил в установленные сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными;
- последующий контроль таможенной стоимости товаров, осуществляемый структурным подразделением таможни по контролю таможенной стоимости товаров после выпуска товаров и не позднее определенного количества дней с направлением на таможенный пост заключения о правомерности либо неправомерности принятого решения по таможенной стоимости выпущенных товаров, то есть проведение повторного контроля.
В связи с тем что таможенная стоимость товаров зависит от присвоенного товару определенного классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, одной из мер, направленных на минимизацию риска занижения таможенной стоимости, будет являться обязательное принятие таможенным органом решения о правильности классификации товаров, в том числе в случае расхождений заявленных в грузовой таможенной декларации сведений о стоимости товаров со сведениями, содержащимися в таможенных, транспортных и коммерческих документах.
Кроме того, одной из наиболее эффективных мер, направленных на минимизацию риска заявления недостоверных сведений о стоимости товаров, является проведение таможенного досмотра, целью которого является идентификация товара (то есть удостоверение в том, что фактически ввозится именно тот товар, который декларируется). В каждом профиле риска приводятся объем досмотра, степень досмотра (выборочное взвешивание, пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием), использование фото-, аудио-, видеозаписывающей и иной аппаратуры, а также частота и периодичность досмотра товарных партий.
В настоящее время таможенными органами проводится всесторонний анализ таможенного оформления так называемых товаров дефицита с целью усиления контроля таможенной стоимости за этими товарами. Под термином "товары дефицита" (по стоимости) понимаются товары, средняя стоимость которых при импорте в Российскую Федерацию значительно ниже средней стоимости этих товаров по данным экспортеров (см. приказ ФТС России от 12.01.2006 N 5 "О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год").
Таким образом, перед таможенными органами в настоящее время стоит задача сокращения расхождений в средней стоимости*(6) 1 кг и (или) дополнительной единицы измерения (кг, куб.м) товаров дефицита при их импорте в Российскую Федерацию из стран-партнеров и при экспорте товаров из стран-партнеров в Российскую Федерацию.
Контроль таможенной стоимости товаров заключается в увеличении средней стоимости за 1 кг (и/или за дополнительную единицу измерения) по сравнению с предыдущим периодом в отношении товаров:
- происходящих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности из Китая (в настоящее время этот перечень содержит 16 наименований товаров);
- происходящих из стран Европейского союза (в настоящее время данный перечень содержит 3 наименования товаров) и т.д.
Процесс разработки перечней товаров дефицита основан на сопоставительном анализе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с данными стран-партнеров и включает несколько этапов:
1) определение товаров, по которым имеется значительное занижение данных, полученных российскими таможенными органами;
2) формирование проекта перечня товаров дефицита, в случае если имеется значительное занижение данных, полученных российскими таможенными органами, по стоимости импортируемых товаров и не имеется расхождения в количестве импортируемых товаров;
3) исключение товаров из дальнейшего анализа в случае, если не имеется значительного занижения данных, полученных российскими таможенными органами, по стоимости импортируемых товаров и (или) расхождения в количестве импортируемых товаров.
На практике при определении таможенной стоимости оценочными методами таможенные органы часто подменяют цену сделки контрольным показателем, указанным в профилях риска или в перечне товаров дефицита. Но этот контрольный уровень стоимости товаров, устанавливаемый таможенными органами, может рассматриваться только в качестве ориентировки для контроля таможенной стоимости товаров.
В целях выявления вышеуказанных расхождений данных перед ФТС России стоит задача внедрения новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования, кардинально меняющих работу таможенных органов, которые должны быть направлены на обеспечение качественно нового уровня управления таможенной деятельностью, максимальный перевод ФТС России на электронные формы взаимодействия с участниками торговли.
Получение информации о стоимости и иных сведений о товарах до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации позволяет таможенным органам заранее определять объекты, подлежащие контролю, выявлять возможные риски и концентрировать усилия только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют углубленной проверки. По прогнозам ФТС России, предварительное информирование таможенных органов о стоимости товаров будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Российской Федерацией и странами-контрагентами на 10% ежегодно.
Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное указание таможенными органами в графах таможенных документов (в декларации таможенной стоимости и в корректировке таможенной стоимости) конкретных источников ценовой информации. Таким образом, любое самостоятельное решение таможенного органа при определении таможенной стоимости, отличной от заявленной декларантом, должно быть обеспечено достоверной ценовой информацией, которой таможенный орган располагал и применял.
Поэтому таможенные органы должны обладать достоверной ценовой информацией, необходимой для принятия обоснованных и законных решений по таможенной стоимости товаров в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей. В ныне действующей системе контроля таможенной стоимости сбор и анализ ценовой информации о стоимости товаров на мировом рынке осуществляются путем взаимодействия с производителями товаров, различными ассоциациями и объединениями, а также посредством использования доступных источников ценовой информации (каталоги, справочники, российские и международные специализированные издания).
Новая система контроля таможенной стоимости, которую предполагается использовать в будущем, позволит исключить фактор субъективизма, так как предусматривает алгоритм работы, при котором таможенный инспектор в автоматическом режиме запрашивает и сравнивает те данные по таможенной стоимости, которые заявил участник внешнеторговой деятельности, с данными, которыми располагают общеизвестные мировые компании, имеющие опыт работы с таможенными службами других стран и обладающие достоверной ценовой информацией.
Одновременно в ФТС России будет создана единая база данных справочных цен на основные товары и услуги. Она будет постоянно расширяться и поддерживаться в актуализированном режиме с учетом изменений конъюнктуры рынка.
В.В. Кулешов,
заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления,
полковник таможенной службы
В.П. Шавшина,
руководитель таможенной практики международной юридической
компании DLA Piper Rudnick Gray Cary, доцент Санкт-Петербургского
государственного университета, к.ю.н.
"Налоговый вестник", N 4, 5, апрель, май, 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Это подтверждается обширной и противоречивой судебной практикой по данной категории дел, что стало причиной принятия Пленумом ВАС РФ постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров".
*(2) Для удобства пользования Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" обозначим как Закон 1993 года, а редакцию этого Закона с учетом изменений, вносимых Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ, - как Закон.
*(3) При этом надо помнить, что с 1 января 2005 года таможенная пошлина, являясь по своей экономической сути налоговым платежом, относится вместе с таможенными сборами к категории неналоговых доходов федерального бюджета.
*(4) См. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
*(5) См., например, письмо ГТК России от 09.09.2004 N 06-11/32750 "О расчете сумм таможенных платежей и пеней, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров".
*(6) Под средней стоимостью (за единицу товара) понимается отношение суммарной статистической стоимости к общему количеству товара в килограммах либо в дополнительных единицах измерения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1