г.Москва |
|
11.08.2009 |
N 09АП-12557/2009-АК N 09АП-12564/2009 N 09АП-12967/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2009
Дело N А40-28128/09-12-194
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Попова В.И., Пронниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: председательствующим судьей
при участии:
от заявителя: Соловьев Б.Г. по доверенности от 19.12.2008 N мю-01/114-им, удостоверение N 77/6437, Мирзоев Г.Б. председатель президиума протокол от 17.04.2008, удостоверение N 77/1;
от заинтересованного лица: Хромов П.Ю. по доверенности от 01.04.2009 N 4-14-6932/9, удостоверение N 23737, Гончаров В.П. по доверенности от 01.04.2009 N 4-14-6933/9, удостоверение N 4277;
от третьих лиц: от Комитета государственного строительного надзора г.Москвы - Коченкова А.Б. по доверенности от 11.01.2009 N 1, удостоверение N 29712, от Префектуры ЦАО г.Москвы - Дубчак Р.В. по доверенности от 30.10.2008 N 07-13-3379/8, удостоверение N 1152, от Контрольного комитета города Москвы - Рудая Т.В. по доверенности от 18.03.2009, N 01-01-12-1010/09, удостоверение N 18811, от НОУ ВПО "Российская академия адвокатуры и нотариата" - Леонтьева Е.А. по доверенности от 02.07.2009 N ра-01/381-иа, удостоверение 77/2868, Дикусар В.М. по доверенности от 23.03.2009 N ра-02/315-иа, паспорт 45 09 560182;
от Прокуратуры города Москвы - Ильясов Р.Х. удостоверение ТОN 076485.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Коллегии адвокатов "Московский юридический центр", Прокуратуры города Москвы, НОУ ВПО "Российская академия адвокатуры и нотариата"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-28128/09-12-194
судьи Чадова А.С.
по заявлению Коллегии адвокатов "Московский юридический центр"
к Мэру г.Москвы Лужкову Ю.М.
третьи лица: Комитет государственного строительного надзора г.Москвы, Префектура ЦАО г.Москвы, Контрольный комитет города Москвы, НОУ ВПО "Российская академия адвокатуры и нотариата"
с участием Прокуратуры города Москвы
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления Коллегии адвокатов "Московский юридический центр" о признании недействительным распоряжения Мэра г.Москвы от 12.02.2009 N 28-РМ "Об отмене отдельных правовых актов Комитета государственного строительного надзора города Москвы".
В обоснование приятого решения суд указал на отсутствие оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ для признания оспариваемого распоряжения незаконным, так как данное распоряжение принято в пределах компетенции органа, его принявшего, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Коллегия адвокатов "Московский юридический центр", Прокуратура города Москвы, НОУ ВПО "Российская академия адвокатуры и нотариата" обратились с апелляционными жалобами, просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц - Комитета государственного строительного надзора г.Москвы, Префектуры ЦАО г.Москвы, Контрольного комитета города Москвы поддержали решение суда первой инстанции, просят отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов и письменных пояснений, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При исследовании материалов дела установлено, что разрешение на строительство от 28.03.2008 N RU 77202000-001934 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.04.2008 N RU 77202000-000746 выданы Коллегии адвокатов "Московский юридический центр" на объект недвижимости - здание по адресу: г.Москва, 2-й Сыромятнический пер., вл.10А (прежний адрес: г.Москва, Малый Полуярославский пер., д.3/5).
Оспариваемым Распоряжением Мэра г.Москвы от 12.02.2009 N 28-РМ отменены разрешение на строительство административного здания по адресу: г.Москва, Малый Полуярославский пер., д.3/5 от 28.03.2008 N RU 77202000-001934 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.04.2008 N RU 77202000-000746 в связи с их несоответствием нормам Гражданского кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ. Комитету государственного строительного надзора города Москвы поручено в 10-дневный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения отозвать разрешение на строительство от 28.03.2008 N RU 77202000-001934 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.04.2008 N RU 77202000-000746.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В ст.2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" указано, что разрешение на строительство определяется как основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения:
1) проводят проверку наличия документом, прилагаемых к заявлению,
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции,
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, содержится в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В силу ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Пунктом 3 названной статьи Кодекса установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом действующим законодательством возможность отмены ранее выданных разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию не предусмотрена.
Допущенные при получении указанных разрешений нарушения могли являться основаниями для отказа в выдаче разрешений по результатам рассмотрения соответствующих заявлений и документов, а также их проверки уполномоченным государственным органом в соответствии с положениями п.11 ст.51, п.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.
Между тем на стадии рассмотрения заявления и проверки представленных заявителем документов обстоятельства, препятствующие выдаче разрешений, не были установлены.
В оспариваемом ненормативном акте, принятом Мэром г.Москвы, не содержатся данные об обстоятельствах, связанных с нарушением норм действующего законодательства, повлекших отмену разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, не указаны конкретные нормы закона, которыми руководствовался Мэр г.Москвы при издании распоряжения.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что заявителем при получении разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не были представлены необходимые документы в соответствии с перечнем, предусмотренным ст.ст.51, 55 Градостроительного кодекса РФ, не проведены необходимые экспертизы и согласования, и тем самым данные разрешения получены незаконно.
В этой связи судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заинтересованного лица и третьих лиц о нарушении порядка выдачи этих разрешений и о наличии признаков самовольной постройки здания.
Также отклоняются доводы об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела усматривается, что отмененные оспариваемым распоряжением правовые акты выданы именно заявителю. На основании указанных документов заявителем было зарегистрировано право собственности на возведенный объект недвижимости (свидетельство от 10.09.2008 серии 77 АЖ N 620007).
Здание по адресу: г.Москва, 2-й Сыромятнический пер., вл.10А неоднократно отчуждалось. В настоящее время собственником здания является НОУ ВПО "Российская академия адвокатуры и нотариата".
Отмена разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию непосредственно влияет на выводы о законности осуществленного заявителем строительства спорного здания и законности последующего отчуждения Коллегией адвокатов "Московский юридический центр" данного объекта недвижимости.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого распоряжения закону и отсутствии нарушений прав заявителя следует признать необоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-28128/09-12-194 отменить.
Признать недействительным распоряжение Мэра г.Москвы от 12.02.2009 N 28-РМ "Об отмене отдельных правовых актов Комитета государственного строительного надзора города Москвы".
Возвратить Общественному объединению (организации) Коллегии адвокатов "Московский юридический центр" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Возвратить Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российская академия адвокатуры и нотариата" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28128/09-12-194
Истец: Коллегия адвокатов "Московский юридический центр"
Ответчик: Мэр г. Москвы Лужков Ю.М.
Третье лицо: Прокуратура г. Москвы, Префектура ЦАО г. Москвы, НОУ ВПО "Российская Академия адвокатуры и нотариата", Контрольный комитет г. Москвы, Комитет Государственного строительного надзора г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 15951/09
11.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15951/09
12.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/10483-09-2
11.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12557/2009