Город Москва |
|
18 августа 2009 г. |
Дело N А40-30151/08-143-82 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.О. Окуловой
судей В.Я. Голобородько, Т.Т. Марковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2009
по делу N А40-30151/08-143-82, принятое судьей О.В. Цукановой
по заявлению ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Другов С.В. по дов. от 11.01.2009 N 8, Медведев В.В. по дов. от 26.12.2008 N 47, Никифорова Е.А. по дов. от 26.12.2008 N 48
от заинтересованного лица - Шишкин А.Н. по дов. от 26.12.2008 N 03-03/8
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.01.2008 N 700 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части п.2 и 3 решения (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 08.06.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции N 700 в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 2 432 254,55 руб., по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 5 042 469,24 руб., а также в соответствующей части п.3 резолютивной части решения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Частичный отказ в удовлетворении заявленных требований общество не обжалует.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.266, п.5 ст.268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.07.2007 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2005 г.
По материалам камеральной налоговой проверки инспекция 14.01.2008 вынесла решение N 700, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 7 554 627 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Указанное решение инспекции в оспариваемой обществом части мотивировано тем, что расходы общества на содержание медико-санитарной части не могут быть признаны экономически обоснованными, поскольку на базе медико-санитарной части общества осуществлялось медицинское обслуживание своих работников, сторонних организаций и физических лиц за плату и бесплатно, для которых медицинское обслуживание не является обязательным, и, соответственно, указанные расходы должны быть осуществлены за счет чистой прибыли. Кроме того, спорные расходы документально не подтверждены.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы, аналогичные содержащимся в оспариваемом решении и заявленным в суде первой инстанции.
В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Материалами дела установлено, что общество для подтверждения понесенных расходов по деятельности медико-санитарной части в сумме 37 419 287,96 руб. представило регистры расходов медико-санитарной части, регистры начисления заработной платы работникам медико-санитарной части, регистры начисления обязательных взносов, штатное расписание, регистры начисления амортизации на основное средство, пообъектные ведомости начисления амортизации за 12 месяцев 2005 г., ведомости начисления заработной платы, первичные документы, подтверждающие материальные расходы медико-санитарной части (т.1 л.д.97-104, 112-118, т.2 л.д.8-19, т.24 л.д.93-150, т.25, т.26 л.д.1-30, 40-44, 88, 106, 111, 142, т.27 л.д.23, 113, т.29 л.д.47, 145, т.30 л.д.2-3, т.31-37).
Для подтверждения распределенных общехозяйственных расходов в соответствии с учетной политикой на медико-санитарную часть общество представило форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках" с отметкой инспекции, которая подтверждает сумму выручки в целом по обществу, регистры учета выручки медико-санитарной части, оборотную ведомость по счету 26 "Общехозяйственные расходы", аналитический регистр расчета сумм расходов, приходящихся на медико-санитарную часть (т.37)
Факт документального подтверждения обществом затрат медико-санитарной части за 2005 г. в размере 37 419 287,96 руб. инспекция не опровергает.
В соответствии со ст.40 Воздушного Кодекса РФ аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Медико-санитарная часть общества является объектом наземной инфраструктуры аэропорта (включает в себя поликлинику и врачебные здравпункты), обеспечивающим безопасность полетов путем осуществления согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов РФ соответствующего медицинского обслуживания работников аэропорта (авиационных специалистов), авиационного персонала и иных лиц.
Согласно ст.34 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на юридических лиц возложена обязанность обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Порядок их проведения определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.
В соответствии с пп.1.1 и 1.2 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентациях допуска к профессии", периодические медицинские осмотры проводятся для динамического наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактики и своевременного установления начальных признаков профессиональных заболеваний, а также предупреждение несчастных случаев.
Работники, занятые непосредственным управлением различными видами транспортных средств (в том числе воздушными) проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта РФ и Министерством путей сообщения РФ и согласованных с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ.
В силу п.1 Федеральных Авиационных Правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики - наблюдатели; специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе; члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники; пилоты авиации общего назначения: пилоты-любители, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких летательных аппаратов.
Положениями ст.1 Приложения N 14 к указанным правилам установлено, что допуск к полетам (управлению воздушным движением) по состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов РФ и диспетчеров управления воздушным движением осуществляется на предполетном (предсменном) медицинском осмотре в ходе предполетного (предсменного) контроля готовности к полетам. Предполетный медицинский осмотр членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменный медицинский осмотр диспетчеров управления воздушным движением перед заступлением на дежурство проводится медицинскими работниками гражданской авиации (врач, фельдшер) в помещении здравпункта организации гражданской авиации.
В силу п.1 ст.223 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения лечебно-профилактического обслуживания работодатель обязан оборудовать помещения для оказания медицинской помощи, санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
При этом действующее законодательство РФ не связывает обязанность осуществления работодателем медицинского обеспечения только в отношении работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.
Медицинские подразделения организаций части призваны осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.
В соответствии с пп.9 ст.3 Устава общества предоставление медицинского обслуживания, скорой медицинской помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, работникам общества, сторонним организациям и физическим лицам за плату и бесплатно, осуществление фармацевтической деятельности относится к основному виду деятельности общества и связано непосредственно с воздушным обслуживанием как российских, так и иностранных организаций в соответствии с заключенными договорами (т.1 л.д.23)
В соответствии с требованиями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ у общества имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности (т.1 л.д.85-95, т.2 л.д.20-24).
Согласно письму Министерства транспорта РФ от 24.01.2003 особенностями медицинских подразделений организаций гражданской авиации (медсанчасти, здравпункты, медицинские службы) являются: указанные подразделения входят в состав организаций гражданской авиации, в том числе учебных заведений, включены в систему централизованного управления и единый технологический процесс осуществления авиаперевозок и обеспечения безопасности полетов, не автономны по характеру своего функционирования и выполняют специфические функции по обеспечению безопасности полетов, медицинскому обеспечению полетов и определению годности лиц авиационного персонала к выполнению профессиональных обязанностей по состоянию здоровья (т.1 л.д.136).
Учитывая изложенное, предоставление медицинского обслуживания, как сторонних организаций, так и собственных работников, обусловлено требованиями действующего законодательства РФ и является для общества основным видом деятельности в соответствии с Уставом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с доводом общества о том, что суммы расходов на содержание медико-санитарной части, в том числе расходы на оплату труда работников медико-санитарной части и суммы налогов, начисленные от фондов оплаты труда, материальные и иные расходы, связанные с осуществлением возложенных на общество функций, должны в полной мере уменьшать налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на прибыль, как расходы, связанные с осуществлением основных видов деятельности.
Инспекция не представила документальных доказательств необоснованности учета обществом расходов по деятельности медико-санитарной части за 2005 г. в целях исчисления налога на прибыль.
Расходы медико-санитарной части за 2005 г. на содержание медико-санитарной части, в том числе расходы на оплату труда работников медико-санитарной части и суммы налогов, начисленные от фондов оплаты труда, материальные и иные расходы непосредственно связаны с осуществлением возложенных на общество функций и являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2009 по делу N А40-30151/08-143-82 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.О. Окулова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30151/08-143-82
Истец: ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6