Каковы процедура проверки, проводимой Счетной палатой Российской Федерации, и взаимоотношения проверяемого предприятия и контролеров? В частности, какие существуют нормативно установленные сроки для предъявления проверяемому предприятию результатов проверки, должны ли должностные лица предприятия подписывать акт (отчет) проверки либо они могут отказаться от его подписания? Вправе ли проверяемое предприятие представить свои возражения по поводу акта (отчета) проверки и в какой срок?
Взаимоотношения Счетной палаты и проверяемого предприятия. Правовое положение Счетной палаты установлено Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон). Однако Законом не определена процедура проведения Счетной палатой контрольных мероприятий, в частности сроки проведения проверок, права проверяемых лиц, возможность обжалования актов (отчетов) проверок и т.п.
В соответствии со ст. 15 Закона сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата, и такие вопросы, как правило, определяются в программе предстоящей проверки. Вместе с тем согласно ст. 11 Закона внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, а именно: распределение обязанностей между ее аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, определяются Регламентом Счетной палаты, который утвержден Постановлением Коллегии Счетной палаты (протокол от 24 марта 1998 г. N 9 (122)).
Согласно разделу 5.2 Регламента общие требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий определяются Регламентом и внутренними нормативными документами Счетной палаты.
В случае выявления на проверяемых объектах и (или) в представленных документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости - на один конкретный факт. Сведения и информация, которые должны быть отражены в акте (отдельные перечни при оформлении акта на контрольное мероприятие в целом и на один конкретный факт), указаны в Регламенте.
Статья 5.2.2 Регламента предусматривает возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий с актами по результатам проверок. Срок, отведенный для ознакомления, крайне мал - не более суток. Лишь в отдельных случаях (большой объем и особая сложность) на изучение акта отводится до трех суток.
Если должностное лицо проверяемого предприятия не согласно с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней.
Регламент позволяет ответственному должностному лицу снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения.
При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт.
Следует иметь в виду: Регламент запрещает вносить какие-либо изменения в подписанный инспекторами акт на основании замечаний ответственных должностных лиц, а также знакомить их с проектами готовящихся актов.
Сроки подготовки актов Регламентом не установлены.
По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства. Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.
Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии.
В случае утверждения отчета Коллегия может принять решение о направлении:
предписаний или принятии иных мер в соответствии с полномочиями Счетной палаты, включая, при необходимости, обращение в Государственную Думу с предложением согласовать меры по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам предприятия, учреждения или организации;
материалов в правоохранительные органы.
На заседании Коллегии Счетной палаты могут присутствовать только руководители проверяемых предприятий, иные лица такого права лишены.
В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70 "Счетная палата Российской Федерации при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов физическими или юридическими лицами направляет материалы по итогам контрольных мероприятий в МНС России для принятия по ним решений в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно ст. 23 Закона Счетная палата направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Заметим, что не предусмотрено какого-либо срока для вступления представления в силу либо его обжалования.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган полномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.
В то же время Закон не закрепляет за Счетной палатой каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц. КоАП РФ предусматривает для Счетной палаты только возможность наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях (абз. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
Только в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний Коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.
В.Г. Архипов,
И.А. Андреева,
юристы компании "ФБК"
1 мая 2006 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru