Можно ли обжаловать в суде либо ином органе вынесенные по итогам проверки акт, отчет, представление, предписание, иные акты или действия Счетной палаты?
Возможность обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном или судебном порядке. Закон о Счетной палате не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений либо действий Счетной палаты в административном порядке, например, в Коллегии либо у председателя Счетной палаты. Должностному лицу проверяемого предприятия Регламент позволяет лишь выразить несогласие с фактами, изложенными в акте, и приложить к нему свои замечания.
При необходимости отменить предписание или внести в него изменения может только Коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Вместе с тем Регламент предусматривает процедуру отмены предписания Коллегией, если суд примет такое решение. Впрочем, Коллегия вправе его обжаловать.
Что касается судебного обжалования, то напрямую Закон допускает обжалование лишь предписания (ст. 24 Закона). В связи с этим суды зачастую отказывают заявителям в требовании о признании недействительными и отмене, например, представлений, распоряжений о проведении проверки, действий аудиторов Счетной палаты, связанных с выдачей удостоверений инспекторам на право ее проведения.
Так, в Постановлении от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04 ФАС Московского округа указал, что "оспариваемым представлением Счетной палаты заявителю разъясняются положения федерального законодательства, дается анализ финансово-экономического состояния предприятия, предлагается совершить юридически значимые действия для устранения выявленных нарушений, возместить ущерб.
Поэтому оспариваемое представление не подпадает под признаки ненормативного акта, не является актом государственного органа, содержащим властно-распорядительные указания и затрагивающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" законодатель предусмотрел возможность обжалования в судебном порядке предписания, а не представления".
ФАС Московского округа в Постановлении от 16 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11468-04 прямо указал, что "данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемые действия и распоряжение связано с внутренней работой самой Счетной палаты РФ, что и предусмотрено Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и ее Регламентом.
Выводы суда обоснованы, поскольку распоряжение о проведении проверки издано на основании вышеприведенных актов и не нарушает права и интересы пароходства. То обстоятельство, что предприятие в период проведения проверки обязано создать необходимые условия проверяющим для выполнения служебных обязанностей, не может свидетельствовать о нарушении прав предприятия. Эта обязанность вытекает из Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", который должен соблюдаться".
Кроме того, как подчеркнул ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 сентября 2003 г. по делу N А19-16319/02-12-Ф02-3086/03-С2, Закон о Счетной палате "не предусматривает возможность опровержения сведений, содержащихся в отчетах по итогам проведения ревизий или проверок, а также в представлениях и предписаниях Счетной палаты в порядке, установленном гражданским законодательством".
Наравне с этим судебная практика допускает представление в суд в качестве доказательств по делу актов проверки Счетной палаты. Так, в Постановлении от 26 апреля 2004 г. по делу N А05-4114/03-169/17 ФАС Северо-Западного округа отметил следующее: "Довод подателя жалобы о том, что акт проверки Счетной палаты Российской Федерации необоснованно принят судом в качестве допустимого доказательства, является несостоятельным, поскольку результаты проверки, изложенные в этом акте, никем из ответчиков не опровергнуты".
Несмотря на отрицательную судебную практику, авторы считают возможным обжаловать в суде не только предписание, но и иные акты, а также действия и бездействие должностных лиц Счетной палаты. Условием для такого обжалования и удовлетворения иска судом является нарушение актами, отчетами, представлениями либо действиями должностных лиц Счетной палаты прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Такой вывод вытекает из ст. 13 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из ст. 46 Конституции РФ, которая гласит: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (ст. 13 ГК РФ). При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
Таким образом, если в представлении Счетной палаты (возможность оспаривания которого не предусмотрена) содержится требование к предприятию о незамедлительном принятии мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, исполнение такого представления в случае оспаривания фактов нарушения и нанесения ущерба государству либо бесхозяйственности будет явно нарушать права и законные интересы предприятия. Тем более что за неисполнение распоряжений, требований, предписаний и представлений Счетной палаты предприятие и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
В.Г. Архипов,
И.А. Андреева,
юристы компании "ФБК"
1 мая 2006 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru