Правомерно ли разъяснение Минфина России, изложенное в письме от 04.10.2005 года N 03-03-04/1/245?
В письме Минфина от 04.10.2005 г. N 03-03-04/1/245 разъясняется порядок расчета размера авансовых платежей по налогу на прибыль и сумм налога, подлежащих уплате в бюджеты различных уровней при ликвидации обособленного подразделения налогоплательщика. Выданные разъяснения уточняют действия налогоплательщика при отсутствии прямого нормативного регулирования данной ситуации в Налоговом кодексе.
Указанное письмо, не являясь нормативным актом, носит рекомендательный характер, в связи с чем, вопрос о правомерности данных разъяснений сводится к двум аспектам:
1) соответствие изложенной позиции нормам действующего законодательства;
2) наличие надлежащих полномочий для выдачи разъяснений.
Следует отметить, что разъяснение, данное в письме, не нарушает прав налогоплательщика, поскольку не влияет на порядок расчета общей суммы налога на прибыль по итогам налогового периода, а затрагивает только интересы бюджетов разных уровней, т.к. рекомендует порядок распределения исчисленного налога в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.
Письмо Минфина России не является не соответствующим законодательству о налогах и сборах по критериям, указанным для нормативных актов в статье 6 Налогового кодекса.
Более того, в случаях возникновения неясностей в применении налогового законодательства, устранение таких неясностей путем дачи разъяснений является обязанностью Минфина России как налогового органа*(1).
Налоговые органы, осуществляя в силу Кодекса, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов свои полномочия в установленной сфере деятельности, предоставляют в пределах своей компетенции налогоплательщикам информацию, необходимую для целей законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, при отсутствии нормативного регулирования поставленного вопроса можно руководствоваться порядком, описанным Минфином России, и использовать его при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль. Немаловажным является то, что в силу прямого указания Налогового кодекса налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственность, если он действовал (бездействовал) в соответствии с официальными разъяснениями.
При этом, вероятность возникновения споров с налоговыми органами на местах, если следовать рекомендациям Минфина России существует, но минимальна, поскольку указания Минфина России обязательны для исполнения нижестоящими налоговыми органами.
Вывод
Письмо Минфина России не противоречит нормам Налогового кодекса. В отсутствие установленного законом порядка по распределению налога по бюджетам различных уровней для рассматриваемых случаев применение данного письма снижает риски судебных разбирательств.
ООО "Аудит-новые технологии"
15 марта 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.