Страховая организация несет значительные расходы, связанные с оплатой услуг кадровых агентств по подбору внештатных страховых агентов. Каковы особенности налогового учета таких расходов?
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по набору работников, в том числе расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.
В НК РФ не дано определения понятия "работник". На основании п. 1 ст. 11 НК РФ "институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".
Как следует из вопроса, страховая организация привлекает физических лиц по гражданско-правовым договорам в качестве агентов; трудовые договоры с агентами - физическими лицами не заключаются, в штат организации они не включены, на них не распространяется действие трудового законодательства. Значит, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации отношения между страховой организацией и агентом не могут быть признаны отношениями между работником и работодателем. Следовательно, нет достаточных оснований для того, чтобы считать страхового агента работником организации и руководствоваться подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ*(1).
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на информационные услуги. Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Оплачивая услуги агентств по подбору персонала, организация тем самым приобретает информацию об интересующих ее лицах. Следовательно, расходы на оплату услуг агентства непосредственно связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и могут быть включены в состав расходов. По нашему мнению, при таком варианте в договоре, актах (иных первичных документах, например в отчетах) целесообразно указать, что агентство не подбирает персонал, а предоставляет сведения о тех или иных специалистах, имеющихся на рынке труда, т.е. оказывает информационные услуги.
Д.С. Гуренков,
консультант Правового центра "Мариллион"
1 января 2005 г.
"Ваш налоговый адвокат", N 1, январь-февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Существует и иная точка зрения, основанная на п. 21 ст. 255 НК РФ, в котором указано, что в состав расходов на оплату труда включаются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера с индивидуальными предпринимателями. Такая формулировка дает некоторые основания для целей главы 25 НК РФ рассматривать страховых агентов как работников и применить подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Аналогичную точку зрения Управление МНС России по г. Москве высказало в письме от 20 марта 2002 г. N 28-11/12610: "В целях налогообложения ЕСН к работникам, то есть физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивными организациями, исходя из контекста главы 24 Кодекса в новой редакции следует относить как лиц, работающих в этих организациях по трудовому договору (контракту) в соответствии с Трудовым кодексом РФ, так и лиц, привлеченных к работе на основании договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru