Ведущие финансисты обменялись опытом
Недавно в Москве прошел Конгресс финансовых директоров, который организовали компания Infor-media Russia и газета "Известия". Участники встречи ведущих специалистов со всей России обсуждали технологии финансового планирования и анализа, дискутировали об изменениях налогового законодательства в 2006 году и делились практическим опытом по оптимизации работы финансовых подразделений.
Конгресс начался с выступления Свейна Ольсена, финансового директора ЗАО "ЕВРОТЭК". Он сообщил, что главная задача финансовой службы - максимально увеличить рыночную стоимость фирмы и завоевать доверие партнеров. Необходимо, чтобы работа компании и ее отчетность были прозрачными и понятными. Кроме того, фирме требуется четкая стратегия и бизнес-план. Организация должна систематически достигать установленных квартальных и ежегодных показателей. Для нее важно установить и поддерживать связь с внешними инвесторами и аналитиками. Но все это не принесет фирме ощутимой пользы, если ее финансовая служба не будет иметь четкой структуры. Норвежский специалист предложил свой вариант последней:
Финансовый директор /---------------------------------------------------------------------------------\ Финансовый Бюджетирование Казначейские Управление Управление контролер и анализ операции учета бухгалтерии - отдел финконтроля - отдел управле- и отчетности - отдел мониторинга ния платежами - регтональные фи- - отдел управле- нансовые менеджеры ния кредитами |
По мнению г-на Ольсена, структуру финансовой службы конкретной фирмы нужно определять с учетом стратегии, возраста компании и источников капитала. Современная тенденция такова, что некоторые функции финансового департамента постепенно переходят к коммерческому и производственному отделам. А часть из них, по словам Свейна Ольсена, можно и вовсе переложить на партнеров фирмы. Также он настоятельно рекомендовал всем российским компаниям переходить на систему международной отчетности. Фирмы при этом получат сразу несколько преимуществ. Отчетность, составленная по правилам МСФО, обеспечит оперативный доступ к аналитическим данным по фирме. В результате внешние инвесторы и топ-менеджеры будут охотнее сотрудничать с компанией. Свейн Ольсен обратил внимание присутствовавших на то, что на международную отчетность лучше переходить постепенно. Начать можно, например, с обучения главного бухгалтера и финансового менеджера.
Г-н Ольсен сообщил, что для достижения успеха компания должна уделять большое внимание мотивации работников. Он разделил ее на три группы:
краткосрочную (фиксированная зарплата, комфортные условия труда, единовременные премии, гордость за имя компании);
среднесрочную (участие в проектах, льготы, профессиональное обучение);
долгосрочная (понимание целей и политики компании и планирование карьеры).
По мнению г-на Ольсена, материальные стимулы - не главные. Для сотрудников важны и факторы неденежной мотивации. К последним относят корпоративную культуру, возможность пользоваться социальными программами, пройти обучение и приобрести опыт. Работникам нужно предоставить возможность профессионального роста. Не стоит забывать и о поощрении их успехов в труде. Свейн Ольсен привел пример удачной премии - "Лучший продавец". Фирма должна создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Норвежский специалист проанализировал функции финансового директора "старой" и "новой" эпохи. Он призвал специалистов постепенно отходить от традиционных обязанностей, добиваться более широких полномочий или делегировать их другим подразделениям компании.
Завершая свое выступление, г-н Ольсен сообщил следующее:
современному финдиректору нужно обращать внимание на рынок в целом, а не только на отдельные процессы;
из доверенного аналитика он должен стать лидером команды;
раньше финансовый директор контролировал деятельность только подчиненных ему сотрудников. Сегодня у него должна быть возможность управлять работой всей организации;
финансовая служба не должна выполнять функции бэк-офиса. Для успеха компании финдиректору необходимо общаться с инвесторами.
Финансовый бенчмаркинг
Этой теме был посвящен доклад Тамары Тепловой, заместителя заведующего кафедрой экономики и финансов ГУ-ВШЭ. Ключевые моменты ее выступления были такими.
В современном бизнесе многие компании применяют концепцию управления, которая называется "менеджмент качества" (TQM, Total Quality Management). Она помогает компаниям распознать, "что они делают плохо и как это можно исправить". Функция управления в этом случае состоит в следующем: отслеживать, анализировать, сопоставлять и внедрять достижения как своих конкурентов, так и компаний из других отраслей, которые добились успеха.
Бенчмаркинг предполагает точечный анализ деятельности фирм. Его прообраз - модель "GAP-анализ". С ее помощью можно оценить разрыв между ключевыми показателями работы фирмы и характеристиками компании-эталона (часто это главный конкурент). Таким образом будут выявлены слабые стороны организации. Однако данная модель устарела - она не учитывает влияние внешней среды и поэтому оторвана от стратегического управления. Бенчмаркинг же позволяет анализировать работу фирм в соответствии с современными реалиями.
В ходе выступления Тамара Теплова выделила три бизнес-единицы. Они позволяют диагностировать процессы в ходе финансового управления предприятием.
При анализе работы компании с помощью бенчмаркинга важно учитывать интересы владельцев капитала. То есть необходимо принимать во внимание показатели не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Г-жа Теплова предложила рассчитывать риски последней с помощью классического метода С. Майерса:
V = V0 + PVTS - PVFD +/- SE + ROV,
где
V - фундаментальная стоимость компании;
V0 - фундаментальная стоимость, которая возникает в ходе операционной деятельности;
SE - побочные (сторонние) эффекты - side effect;
ROV (real option value) - оценка возможности изменить ранее выбранную траекторию развития;
PVTS - PVFD - стоимость, которую создают финансовые решения (налоговые выгоды или потери из-за роста рисков).
Чтобы оценить краткосрочную перспективу, необходимо разложить показатель ROE:
ROE = ROCE + (ROCE - kd (1 - T)) х D/S,
где
ROCE - отдача на задействованный или инвестированный капитал;
kd - усредненная ставка по заимствованиям компании (средневзвешенный процент);
D/S - финансовый рычаг (отношение заемного капитала к собственному).
Показатель ROE можно разложить и по двум финансовым рычагам:
ROE = ROCE* + (ROCE - kd (1 - T)) х D/S + (ROCE* - ko) х (OL/NOA).
Г-жа Теплова обратила внимание присутствовавших на ситуацию с "обремененным" налоговым щитом. В этом случае три параметра, которые влияют на ROE, будут выглядеть так:
ROE = ROCE* + (ROCE - kdn х (1 - Т) - (kd - kdn)) х D/S + (ROCE* - ko) х (OL/NOA).
Связь бизнес-единиц с показателями работы фирмы | |
Бизнес-единица Эффективность использования капита- ла |
Ключевые показатели Отдача на капитал (ROIC, ROCE) Спред эффективности (ROIC - WACC) Индекс эффективности (ROIC/WACC) Отдача по оборотному капиталу |
Удовлетворение интересов кредитов | Ликвидность Платежеспособность Кредитные риски |
Вклад финансовых решений в стои- мость компании |
Эффект финансового рычага Размер налогового щита Рост стоимости под влиянием решений |
"Треугольники сравнений как метод бенчмаркинга"
Таким образом, рентабельность собственного капитала можно оценить с помощью показателей по четырем направлениям работы менеджмента:
операционных решений компании. Их числовое значение можно выяснить с помощью расчета показателя отдачи по операционным активам (ROCE*);
управленческих решений по привлечению платного финансирования. Их значение можно выяснить с помощью спреда финансового рычага. То есть по разнице между рентабельностью инвестированного капитала и ставкой по заимствованиям компании после налогообложения. При этом нужно учитывать, что заимствования российских фирм по ставке выше 13,2 процента (ставка рефинансирования ЦБ (12%) х 1,1) не будут полноценным налоговым щитом для таких компаний;
соотношением между собственными и заемными средствами, платными и бесплатными обязательствами фирмы;
кредиторской политикой компании (или в более широком смысле - умением управлять платными источниками финансирования).
Спорные вопросы налогообложения
О событиях и тенденциях в сфере налогов рассказал Олег Хороший, начальник управления налогообложения прибыли Федеральной налоговой службы. Он сообщил о поправках в главу 25 Налогового кодекса, которые должны упростить работу фирм - освободить их от необходимости вести параллельные системы учета и сложных методов распределения расходов (ст. 318-320 НК РФ). Налоговые работники предложили отменить жесткую регламентацию состава прямых расходов и порядка их распределения между готовой продукцией и остатками незавершенного производства. Компании должны получить возможность самостоятельно определять перечень прямых расходов, способ распределения затрат и формировать стоимость продукции. Как подчеркнул г-н Хороший, новые правила работы компаний должны учитывать принципы составления финансовой отчетности. В противном случае у инспекторов могут появиться вопросы о правомерности выбора фирмой того или иного элемента учетной политики.
По словам г-на Хорошего, в настоящее время специалисты ФНС разрабатывают поправки в законодательство, которые должны сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Так, контролеры планируют добиться того, чтобы суммы налогов в них совпадали.
Представитель ФНС затронул тему реорганизации фирм. Он подчеркнул, что в этом случае у компании не возникает расходов, на сумму которых они могли бы уменьшить прибыль, - передавать можно только фактические обязательства организации.
По словам Олега Хорошего, стоимость имущества, которое фирма получила в качестве вклада в уставный капитал, нужно определять по сумме фактических расходов, которые учла в свое время организация-учредитель. Их сумму необходимо подтвердить данными налогового учета. Если учредитель - иностранная компания, то нужно определить рыночную и остаточную стоимость переданного ей имущества. Последняя будет равна фактическим расходам на покупку ценностей за вычетом начисленной амортизации. Меньший из этих двух показателей и будет являться первоначальной стоимостью.
Как отметил г-н Хороший, ФНС в 2006 году планирует внести поправки в законодательство, которые основаны на послании Президента России. Они предполагают льготный порядок учета расходов для фирм. Во-первых, компании должны получить право сразу уменьшать налогооблагаемую прибыль на 10 процентов от произведенных расходов. Во-вторых, в течение двух лет они смогут списывать расходы на НИОКР и не более 50 процентов убытка, который возник у фирмы в предыдущем налоговом периоде.
Представитель ФНС обратил внимание и на проблему обособленных подразделений. Как известно, статья 288 Налогового кодекса обязывает компании с филиалами перечислять часть налога на прибыль в бюджеты территорий, где последние находятся. Фирмы могут выбирать: распределять налоговую базу по всем "обособленцам" либо уплачивать налог на прибыль через одно из таких подразделений. Главное, чтобы компания придерживалась выбранной методики в течение всего отчетного периода. До начала текущего года фирмы должны были распределять суммы налогов между основной компанией и подразделениями в обязательном порядке.
Проблему налогообложения затронул и другой участник конгресса, старший менеджер компании KPMG Андрей Щелкалин. Он отметил, что с недавних пор в работе налоговых инспекторов появилась новая тенденция. Так, проверяющие усилили контроль за деятельностью крупных налогоплательщиков, в частности холдингов. Кроме того, суды все чаще трактуют термин "недобросовестный налогоплательщик". Это оборачивается новыми проблемами для фирм. Однако, по словам г-на Щелкалина, критерии недобросовестности компаний вскоре должны быть четко установлены. Высший Арбитражный Суд уже составил и готовит к выпуску информационное письмо, в котором они будут прописаны.
Андрей Щелкалин посетовал на то, что контролеры теперь оценивают "деловую цель" сделок. Это понятие тесно связано с недобросовестностью. Означает оно следующее: если сделка не принесла фирме доход, но привела к уменьшению базы по налогу на прибыль, она не имеет деловой цели. Ситуация кардинально меняется, если фирма получила доходы, а сама сделка косвенно вызвала снижение налогооблагаемой прибыли. В этом случае никаких вопросов к компании у налоговых работников не возникнет.
Как отметил г-н Щелкалин, Федеральный арбитражный суд Московской области подготовил проект методических рекомендаций по вопросам возмещения НДС. В частности, в проекте указано, что суд не должен обязывать налоговиков вернуть налог, если они нарушили права компании. Судьи обратили внимание и на проблему продления сроков давности по налоговым правонарушениям. В своих рекомендациях они подчеркнули, что инспекторы могут проверять и штрафовать компанию только за три отчетных периода, которые предшествовали началу проверки.
Алгоритм финансового бенчмаркинга:
1. Провести диагностику "слабых" процессов и построить систему показателей, с помощью которой можно будет оценить улучшение их качества. Необходимо выяснить, испытывает ли фирма хронический недостаток средств, случаются ли периодические технические дефолты и т.п.
2. Выделить среди конкурентов компании с отличным качеством процессов, то есть определить "целевую группу".
3. Собрать и проанализировать информацию по выбранным организациям. Затем нужно систематизировать показатели их работы.
4. Разработать план улучшения качества процессов своей фирмы и выхода ее на нормативные показатели.
Е. Крылова,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 9, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.