г. Москва
23 мая 2008 г. |
Дело N А41-К2-195/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Минкиной Г.Т., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Заболотним С.Н.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Новоселов И.Л., по доверенности N 251-АГ от 28.03.08 г., паспорт N 45 09 027470;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2008 года по делу N А41-К2-195/08, принятое судьей Козловым Р.П., по иску (заявлению) Администрации г. Сергиев Посад Московской области к Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сергиев Посад Московской области (Администрация г. Сергиев Посад) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ просила признать незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (Администрация Сергиево-Посадского района), выразившееся в не передаче следующего имущества, определенного Законом Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области", в собственность муниципального образования городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области:
- нежилое здание (кинотеатр "Мир"), расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 136а;
- нежилое здание (ресторан "Золотое кольцо"), расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 121.
Кроме того, заявитель просил обязать Администрацию Сергиево-Посадского района совершить предусмотренные Законом Московской области от 02.11.05 г. N 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период" необходимые действия по передаче в собственность муниципального образования городское поселение Сергиев Посад указанных нежилых зданий, а также обязать Главу Сергиево-Посадского района Упырева Анатолия Александровича подписать в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения арбитражного суда требуемые к оформлению при передаче имущества в соответствии со ст. 3.6. Закона Московской области от 02.11.05 г. N 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период" передаточные акты по передаче в собственность муниципального образования городского поселения Сергиев Посад вышеуказанных нежилых зданий.
Арбитражный суд Московской области решением от 12 марта 2008 года удовлетворил заявленные Администрацией г. Сергиев Посад требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Сергиево-Посадского района просит решение суда первой инстанции от 12.03.08 г. отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание не явился представитель Администрации Сергиево-Посадского района, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со ст.156 АПК РФ в отсутствие указанного представителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации г. Сергиев Посад, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальному образованию "Сергиево-Посадский район" Московской области на основании Решения Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов N 4/34 от 17.02.93 г. принадлежат на праве собственности здание кинотеатра, общей площадью 1 556, 90 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 136а, и нежилое здание ресторана "Золотое кольцо", общей площадью 2 489, 10 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 121, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права от 24 июня 2004 года N 966767 и от 5 июля 2001 года N 350395 (л.д. 71-72, т.1).
В соответствии с Законом Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" Главой г. Сергиев Посад 1 июня 2007 года вынесено постановление N 140-п "О создании рабочей группы" (л.д. 76, т.1).
Пунктом 1 вышеуказанного постановления создана рабочая группа по приему в одностороннем порядке в муниципальную собственность городского поселения Сергиев Посад нежилого здания, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 136а.
20 июля 2007 года Главой г. Сергиев Посад вынесено постановление N 178-п "О приеме муниципального имущества в одностороннем порядке", в соответствии с которым Комитету по управлению имуществом предписано принять в одностороннем порядке нежилые здания и помещения, указанные в Перечне, являющемся приложением к данному постановлению (л.д. 78-79, т.2).
Под номером 2 в названном Перечне указано нежилое здание общей площадью 2 489, 10 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 121.
Письмом от 30 июля 2007 года N 97 Заместитель Главы Администрации г. Сергиев Посад обратился к Заместителю Администрации Сергиево-Посадского района с просьбой передать по акту приема-передачи ОС-1 муниципальное имущество согласно постановлению N 178-п (л.д. 77, т.2).
17 декабря 2007 года Глава г. Сергиев Посад обратился к Главе Сергиево-Посадского района с письмом N 1677-АГ, в котором просил передать в собственность городского поселения нежилые здания и помещения, обремененные договорами ипотеки согласно представленному перечню (л.д. 84, т.2).
В пункте 1 данного Перечня в качестве объекта, обремененного ипотекой, указано нежилое здание, общей площадью 2 489 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 121.
Как указывает заявитель, Администрация Сергиево-Посадского района уклоняется от передачи в муниципальную собственность городского поселения Сергиев Посад нежилого здания, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 136а, а также нежилого здания, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 121, в связи с чем Администрация г. Сергиев Посад обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Администрацией г. Сергиев Посад требования, исходил из того, что материалами дела подтверждена незаконность бездействия Администрации Сергиево-Посадского района по передаче в муниципальную собственность городского поселения Сергиев Посад вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что Законом Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" не предусмотрена обязанность органа самоуправления Администрации Сергиево-Посадского района передавать какое-либо имущество городскому поселению Сергиев Посад.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что статьей 235 ГК РФ не предусмотрено такое основание прекращения права собственности на имущество, как издание Закона Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Администрацией г. Сергиев Посад пропущен срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку Закон Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ вступил в силу с 1 января 2007 года и именно с этого момента заявитель должен был узнать о нарушении своих прав и законных интересов.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
Исходя из положений вышеуказанной статьи и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в постановлении N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия Администрации Сергиево-Посадского района является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 1 ч. 11.1 ст. 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" от 22.08.04 г. N 122-ФЗ в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена безвозмездная передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность городских и сельских поселений, образованных в границах муниципальных районов, в соответствии с разграничением вопросов местного значения.
Пунктом 4 ч. 11.1. вышеуказанной статьи также предусмотрено, что орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан принять его на основании закона субъекта РФ в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу.
Таким образом, безвозмездная передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ и производится между вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими и сельскими поселениями на основании закона субъекта РФ, определяющего порядок решения вопросов местного значения.
Московской областной Думой 2 ноября 2005 года принят Закон N 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период", при этом ст. 3.1. названного закона установлено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав, осуществляется на основании законов Московской области о разграничении муниципального имущества, которыми утверждаются перечни имущества, передаваемого в собственность поселений.
В соответствии со ст. 3.6. вышеуказанного закона органы местного самоуправления муниципального района обязаны передать имущество органам местного самоуправления поселений по передаточным актам, подписываемым главами муниципального района и городского поселения в течение трех недель с даты вступления в силу закона о разграничении муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что 28 декабря 2006 года принят Закон Московской области N 252/2006-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области".
Вышеуказанным законом утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий и учреждений Сергиево-Посадского муниципального района, передаваемых в собственность городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района.
Под номером 40 в данном перечне указано нежилое здание, расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 136а, под номером 44 - нежилое здание, расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 121.
Исходя из вышеизложенного, принятым в установленном порядке законом субъекта РФ проведено разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности Сергиево-Посадского района, между Сергиево-Посадским муниципальным районом и городским поселением Сергиев Посад, в связи с чем органы местного самоуправления муниципального района обязаны были передать имущество органам местного самоуправления поселений по передаточным актам, подписываемым главами муниципального района и городского поселения в течение трех недель с даты вступления в силу закона о разграничении муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что Администрация г. Сергиев Посад неоднократно обращалась к Администрации Сергиево-Посадского района с просьбой передать по акту приема-передачи ОС-1 в собственность поселения муниципальное имущество (л.д. 77, 80-84, т.2), однако последняя в установленный законом срок указанное имущество в собственность городского поселения Сергиев Посад не передала.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что бездействие Администрации Сергиево-Посадского района не соответствует вышеперечисленным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы Администрации г. Сергиев Посад по осуществлению полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления городских поселений, в том числе, по созданию условий для обеспечения жителей поселка услугами общественного питания и торговли, а также по созданию условий для организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организаций культуры.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Администрацией г. Сергиев Посад требования.
Что касается довода заявителя апелляционной жалобы о том, что Администрацией г. Сергиев Посад пропущен срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку Закон Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ вступил в силу с 1 января 2007 года и именно с этого момента заявитель должен был узнать о нарушении своих прав и законных интересов, то арбитражный апелляционный суд не может признать его обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела, Администрация г. Сергиев Посад обращалась к Администрации Сергиево-Посадского района с просьбой передать в муниципальную собственность поселения объекты недвижимого имущества письмами от 30 июля 2007 года, а также от 17 декабря 2007 года.
В Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Сергиево-Посадского района по передаче данного имущества в собственность поселения заявитель обратился 18 декабря 2007 года.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в суд, заявителем не пропущен.
Ссылку Администрации Сергиево-Посадского района на то, что срок на обращение в суд должен исчисляться с 1 января 2007 года, когда вступил в законную силу Закон Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельной.
Нарушение прав и законных интересов Администрации г. Сергиев Посад связано не с изданием данного закона, утверждающего перечень имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения, а с бездействием Администрации Сергиево-Посадского района, которая в нарушение закона Московской области от 28.12.06 г. N 252/2006-ОЗ уклоняется от передачи в собственность заявителя объектов недвижимого имущества.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле , должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из вышеизложенного, Администрацией Сергиево-Посадского района не доказаны обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований.
Оснований для удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда законное, обоснованное.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2008 года по делу N А41-К2-195/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
Г.Т. Минкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-195/08
Истец: Администрация г. Сергиев Посад
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского района
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1364/2008