г. Москва
11 августа 2008 г. |
Дело N А41-К2-22117/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Диаковской Н.В., Минкиной Г.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Заболотним С.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Чубатенко И.И., по доверенности от 21.02.08 г.; Чистяков В.М., протокол от 19.03.08 г.;
от ответчика: Назарова В.Н., по доверенности N 2-29/7 от 10.01.08 г.; Кочеткова И.В., по доверенности N 2-16/205 от 09.03.06 г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2008 года по делу N А41-К2-22117/07, принятое судьей Козловым Р.П., по заявлению ЗАО "Михневская швейная фабрика" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Михневская швейная фабрика" (ЗАО "Михневская швейная фабрика") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ просило признать незаконным бездействие Администрации Ступинского муниципального района Московской области (Администрация Ступинского района), выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАО "Михневская швейная фабрика" о предоставлении обществу в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 6668 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Кооперативная, вл. 7/8, кадастровый номер 50:33:002 02:49:0075, а также обязать администрацию принять решение о предоставлении обществу в собственность вышеназванного земельного участка и в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу подписать и удостоверить печатью проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ЗАО "Михневская швейная фабрика" с предложением о заключении договора (т.1, л.д. 58).
Арбитражный суд Московской области решением от 29 мая 2008 года удовлетворил заявленные ЗАО "Михневская швейная фабрика" требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Ступинского района просит решение суда первой инстанции от 29.05.08 г. отменить, как вынесенное с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Постановлением Администрации Ступинского района от 26.02.96 г. N 67 ЗАО "Михневская швейная фабрика" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок в п. Михнево Ступинского района площадью 0, 68 га, что подтверждается Государственным актом N 3310-396 (т. 1, л.д. 9-13).
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому плану N 831/07-6938 вышеуказанному земельному участку по адресу: п. Михнево, ул. Кооперативная, владение 7/8, присвоен кадастровый номер 50:33:002 02:49:0075, при этом его площадь при межевании уточнена и составляет 6668 кв.м. (т.1, л.д. 14-23).
На земельном участке ЗАО "Михневская швейная фабрика" расположены принадлежащие обществу на праве собственности швейная фабрика общей площадью 1270, 60 кв.м., склад общей площадью 43, 30 кв.м., проходная общей площадью 21, 90 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.02 г. N 743910 и от 14.07.07 г. N N 317585, 317584 (т.1, л.д. 6-8).
30 июля 2007 года ЗАО "Михневская швейная фабрика" обратилось в Администрацию Ступинского района с заявлением о предоставлении в собственность общества на основании ст. 36 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером 50:33:002 02:49:0075, общей площадью 6668 кв.м. (т.1, л.д. 45-46).
9 октября 2007 года ЗАО "Михневская швейная фабрика" повторно обратилась к администрации с просьбой предоставить в собственность вышеназванный земельный участок, приложив к заявлению дополнительные документы, затребованные администрацией (т.1, л.д. 47-48).
Письмом от 9 ноября 2007 года N 3996 Администрация Ступинского района сообщила заявителю о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность общества испрашиваемого земельного участка ЗАО "Михневская швейная фабрика" необходимо представить документы о наличии (отсутствии) на данном земельном участке зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (т.1, л.д. 49).
Поскольку, как указывает ЗАО "Михневская швейная фабрика", Администрация Ступинского района в нарушение ст. 36 ЗК РФ не приняла в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка в собственность общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ЗАО "Михневская швейная фабрика" требования, исходил из того, что материалами дела подтверждена незаконность бездействия Администрации Ступинского района, при этом требование администрации представить документы о наличии либо отсутствии на территории испрашиваемого обществом земельного участка зоны санитарной охраны водных объектов неправомерно.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, ссылается на п. 4 ст. 28 ЗК РФ, согласно которому участки, ограниченные в обороте, предоставляются в собственность граждан и юридических лиц в случае прямого указания закона.
По мнению администрации, ЗАО "Михневская швейная фабрика", обращаясь с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, согласно информации ТО Роспотребнадзора по Ступинскому району должно было представить проект ЗСО, подтверждающий наличие (отсутствие) зоны санитарной охраны на участке и свидетельствующий о том, что испрашиваемый обществом земельный участок не ограничен в обороте.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в нарушение п. 5 ст. 36 ЗК РФ и п. 7 Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.07 г. ЗАО "Михневская швейная фабрика" не представила в Администрацию Ступинского района документ, подтверждающий право общества на приобретение земельного участка на условиях, установленных земельным законодательством.
Также заявитель апелляционной жалобы полагает, что Администрация Ступинского района не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку договоры купли-продажи земельных участков заключаются Комитетом по управлению имуществом Ступинского района, являющимся самостоятельным юридическим лицом.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
Исходя из положений вышеуказанной статьи и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в постановлении N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия Администрации Ступинского района является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, в силу п. 1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды указанных земельных участков.
Пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.05 г. N 11 также предусмотрено исключительное право на приватизацию земельных участков юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Ступинского района от 26.02.96 г. N 67 ЗАО "Михневская швейная фабрика" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок в п. Михнево Ступинского района площадью 0, 68 га, что подтверждается Государственным актом N 3310-396 (т. 1, л.д. 9-13), при этом на данном земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности швейная фабрика, склад и проходная, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.02 г. N 743910 и от 14.07.07 г. N N 317585, 317584 (т.1, л.д. 6-8).
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 36 ЗК РФ ЗАО "Михневская швейная фабрика" вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок площадью 6668 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Кооперативная, вл. 7/8, кадастровый номер 50:33:002 02:49:0075, занятый принадлежащей обществу на праве собственности недвижимостью.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с вышеуказанными нормами права ЗАО "Михневская швейная фабрика" письмами от 30 июля 2007 года и от 9 октября 2008 года обратилось к Администрации Ступинского района с просьбой предоставить в собственность общества земельный участок, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества и который предоставлен ЗАО "Михневская швейная фабрика" Постановлением Администрации Ступинского района от 26.02.96 г. N 67 (т.1, л.д. 45-48).
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу ст. 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Администрация Ступинского района в нарушение ст. 36 ЗК РФ в установленный законом срок не приняла решение о предоставлении в собственность ЗАО "Михневская швейная фабрика" испрашиваемого земельного участка и не представила доказательств, подтверждающих законность такого бездействия.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что в нарушение п. 5 ст. 36 ЗК РФ ЗАО "Михневская швейная фабрика" не представила в Администрацию Ступинского района документ, подтверждающий право общества на приобретение земельного участка на условиях, установленных земельным законодательством, арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованной.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для реализации права на выкуп земельного участка собственник недвижимости должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Названной нормой Кодекса иных требований к документам, представляемым в уполномоченный государственный орган, не установлено.
Ссылку Администрации Ступинского района на п. 7 Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.07 г., согласно которому юридическое лицо, обращаясь с заявление о предоставлении в собственность земельного участка, обязано представить документ, подтверждающий право общества на приобретение земельного участка на условиях, установленных земельным законодательством, арбитражный апелляционный суд не может признать правомерной, поскольку вышеназванный Приказ N 370 вступил в законную силу только 26 декабря 2007 года, то есть после обращения ЗАО "Михневская швейная фабрика" с соответствующим заявлением в Администрацию Ступинского района.
Кроме того, в письме от 9 ноября 2007 года администрация не требует предоставления обществом вышеназванного документа, а просит представить доказательства о наличии (отсутствии) на данном земельном участке зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Правоустанавливающими документами, подтверждающими право собственности ЗАО "Михневская швейная фабрика" на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, а также исключительное право общества на покупку данного земельного участка, являются Государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей N 3310-396 и свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 13.08.02 г. N 743910 и от 14.07.07 г. N N 317585, 317584.
Вышеуказанные документы направлялись ЗАО "Михневская швейная фабрика" в адрес Администрации Ступинского района, о чем свидетельствуют почтовые квитанции с описью вложений и штамп администрации на заявлении общества от 9 октября 2007 года (т. 1, л.д. 46-47).
Таким образом, ЗАО "Михневская швейная фабрика" представлены все предусмотренные земельным законодательством документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества.
Учитывая вышеизложенное, бездействие Администрации Ступинского района, не принявшей в установленный законом срок решения о передаче в собственность земельного участка и заключении с ЗАО "Михневская швейная фабрика" договора купли-продажи данного земельного участка, не соответствует нормам п. 1 ст. 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Что касается довода заявителя апелляционной жалобы о том, что ЗАО "Михневская швейная фабрика" обязано представить документы, подтверждающие наличие либо отсутствие на территории испрашиваемого земельного участка зоны санитарной охраны водных объектов, то арбитражный апелляционный суд не может признать его правомерным.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также предусмотрено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, судам следует оценить доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте.
Администрацией Ступинского района не представлено доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый ЗАО "Михневская швейная фабрика" земельный участок ограничен в обороте.
Документов, свидетельствующих о нахождении на территории данного земельного участка санитарной зоны охраны водных объектов, также не представлено.
В имеющемся в материалах дела кадастровом плане сведений о каких-либо ограничениях, обременениях спорного земельного участка не содержится.
Кроме того, предоставление в администрацию документов, подтверждающих наличие либо отсутствие на территории испрашиваемого земельного участка зоны санитарной охраны водных объектов, не предусмотрено ст. 36 ЗК РФ и не является основанием для бездействия органа местного самоуправления по решению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ЗАО "Михневская швейная фабрика" требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что Администрация Ступинского района не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку договоры купли-продажи земельных участков заключаются Комитетом по управлению имуществом Ступинского района, являющимся самостоятельным юридическим лицом, не основана на нормах ст.ст. 29, 36 ЗК РФ.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-ОЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками.
Согласно ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, правоотношения по вопросу предоставления в собственность юридических лиц земельных участков, складываются между указанным юридическим лицом и органом местного самоуправления.
Как следует из Распоряжения Главы Ступинского района N 278-рж от 16.11.06 г. "Об утверждении Положений о структурных подразделениях администрации Ступинского муниципального района и должностных инструкций работников структурных подразделений" КУИ Ступинского района является структурным подразделением администрации, действующим в соответствии с утвержденным Положением о комитете.
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 18.05.92 г. N 114 и вышеуказанное Положение свидетельствует о том, что КУИ Ступинского района зарегистрировано в качестве юридического лица как орган администрации Ступинского района, обладающий полномочиями, предоставленными администрацией.
Согласно п. 2.2.13. и п. 3.9. Положения КУИ Ступинского района передает в собственность юридическим и физическим лицам земельные участки и заключает договоры купли-продажи земельных участков только на основании постановлений Главы Ступинского района.
Таким образом, без соответствующего решения органа местного самоуправления Комитет по управлению имуществом Ступинского района не может заключить договор купли-продажи спорного земельного участкас ЗАО "Михневская швейная фабрика".
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что ЗАО "Михневская швейная фабрика" правомерно обратилось с настоящим заявлением к Администрации Ступинского района.
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией Ступинского района не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается в апелляционной жалобе, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем с Администрации Ступинского района подлежит взысканию госпошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. в доход федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2008 года по делу N А41-К2-22117/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Ступинского муниципального района Московской области госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-22117/07
Истец: ЗАО "Михневская швейная фабрика"
Ответчик: Администрация Ступинского района
Третье лицо: УФНС по МО
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-718/2008