г. Москва
19 января 2009 г. |
Дело N А41-4925/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.
при ведении протокола судебного заседания Ахмадгазизовым И.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Салимуллин К.М., свидетельство от 25.12.07 г.,
от заинтересованных лиц: от Администрации Можайского муниципального района - Коннова С.А. по доверенности от 20.08.08 г., от МУП "Мосводоканал" - Диордиенко А.О. по доверенности от 01.01.09 г., Управление Роснедвижимости по Московской области и Управление Роспотребнадзора по Московской области - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Можайского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2008 года по делу N А41-4925/08, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению Салимуллина К.М., при участии в деле Администрации Можайского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области и Муниципальное унитарное предприятие "Мосводоканал",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Салимуллин Камиль Махмутович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просил признать незаконным решение земельной комиссии при Администрации Можайского муниципального района от 11.02.08 г.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Можайского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Московской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Московской области и Муниципальное унитарное предприятие "Мосводоканал".
Решением суда от 12.11.2008 г. по делу N А41-4925/08 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация Можайского муниципального района Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации Можайского района от 14.07.92 г. N 1347 Салимуллину К.М. был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 5,0 га сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, на территории колхоза "Бородино" вблизи д.Ковалево, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства "Камелия" (л.д. 12) В отношении указанного земельного участка проведен кадастровый учет, в результате которого участку присвоен кадастровый номер 50:18:003 02 07:0122 (л.д. 9-10).
16.07.2007 осуществлена государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения заявителя на этот земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.07 г. (л.д. 11).
Создание крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Салимуллин Камиль Махмутович, подтверждается свидетельством N 009831658 от 25.12.07 г. (л.д. 13).
В целях реализации права на переоформление права пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 5,0 га 11 октября 2007 г. Салимуллин К.М. обратился в Администрацию Можайского района с заявлением о предоставлении ему этого земельного участка на праве собственности.
Решением от 22.10.07 г. Земельной комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г.Можайске и Можайском муниципальном районе испрашиваемый земельный участок был предоставлен заявителю в собственность.
11.02.2008 г. в результате повторного рассмотрения заявления Салимуллина К.М. названная выше Земельная комиссия на основании ст.11, п.п.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, ст.2 Закона Московской области от 07.06.96 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.01 г. N 32 "О введении в действие санитарных правил СП 2.1.4.1075-01", письма Территориального отдела Управления Роспортебнадзора по Московской области в Можайском, Наро-Фоминском и Рузских районах от 30.01.08 г. N 187 приняла решение об отмене своего решения от 22.10.07 г. о предоставлении заявителю указанного выше земельного участка (л.д. 8), поскольку спорный земельный участок расположен во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и, соответственно, относится к землям, ограниченным в обороте.
Салимуллин К.М. полагает, что решение Земельной комиссии от 11.02.08 г. противоречит нормам Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также нарушает его право на приобретение за плату сельскохозяйственных угодий, предоставленное ст.14 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области".
Администрация Можайского муниципального района Московской области с заявленными требованиями не согласилась, сославшись на то, что спорный земельный участок расположен во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, в связи с чем в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ не может быть предоставлен в частную собственность.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что со стороны Администрации Можайского муниципального района документально не подтвержден факт нахождения земельного участка площадью 5,0 га с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0122 во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов.
Оспаривая решение суда, Администрация Можайского муниципального района утверждает, что нахождение спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов подтверждается справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области от 30.01.08 г. N 187, а также исполнительным чертежом этого земельного участка, согласованным начальником отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, из которого следует, что данный земельный участок расположен на расстоянии 370 м от Можайского водохранилища, то есть входит в пятисотметровый второй пояс зон санитарной охраны водных объектов, установленный САНПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10.
Кроме того, Администрация Можайского муниципального района полагает, что отсутствие утвержденных границ второго пояса зон санитарной охраны Можайского водохранилища, являющегося источником питьевого водоснабжения г. Москвы, не является основанием для освобождения организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан от исполнения требований законодательства, устанавливающих ограничения в использовании земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, заявитель просит признать незаконным решение Земельной комиссии при Администрации Можайского муниципального района от 11.02.08 г. об отмене решения данной комиссии от 22.10.07 г. о предоставлении Салимуллину К.М. в собственность указанного выше земельного участка.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу изложенного Администрация Можайского муниципального района должна доказать законность принятия Земельной комиссией оспариваемого решения.
В соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона от 24.07.02 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Между тем, частью 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что в частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. К таковым в силу пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из оспариваемого решения Земельной комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г.Можайске и Можайском муниципальном районе, основанием для отмены решения от 22.10.07 г. о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123 по адресу: Московская обл., Можайский район, на территории колхоза "Бородино" вблизи д.Ковалевод. Ковалево послужила справка Территориального управления Роспотребнадзора по Московской области N 187 от 30.01.2008 г. о том, что данный земельный участок попадает во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (л.д. 35).
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.01 г. N 32 утверждены Санитарные правила 2.1.4.1075-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы", на основании которых должен быть разработан Проект зон санитарной охраны Московского водопровода, устанавливающий точные границы зон санитарной охраны.
В направленном в адрес Салимуллина К.М. письме от 09.11.07 г. N 2740 Управление Роспотребнадзора по Московской области проинформировало заявителя о том, что принадлежащий ему земельный участок не попадает в первый и второй пояс зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (л.д. 14).
В приобщенном к материалам дела отзыве на заявление по данному делу Управление Роспотребнадзора по Московской области также сообщило, что до настоящего времени Проект зон санитарной охраны Московского водопровода в установленном порядке не утвержден, в связи с чем не представляется возможным точное определение границ 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны Московского водопровода (л.д. 43-44).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации Можайского муниципального района подтвердил то обстоятельство, что границы второго пояса зоны санитарной охраны Московского водопровода не установлены.
Что касается представленного в материалы дела исполнительного чертежа (л.д. 37), подтверждающего, по мнению Администрации Можайского муниципального района, факт нахождения спорного земельного участка в 370 метрах от ближайшей границы Можайского водохранилища, являющегося источником питьевого водоснабжения г. Москвы, то он также не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку данный чертеж не позволяет точно установить границы Можайского водохранилища в связи с отсутствием каких-либо картографических обозначений водных объектов на этом чертеже, а также удаленность земельного участка Салимуллина К.М. от уреза воды.
Кроме того, из указанного чертежа не усматривается, каким способом и с применением каких технических средств производилось измерение указанного расстояния.
Ссылку Администрации Можайского муниципального района на утверждение данного чертежа начальником отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области Скадченко М.В. суд не может признать состоятельной, так как на чертеже отсутствует запись о согласовании чертежа, а также оттиск печати отдела Управления Роснедвижимости по Московской области, заверяющий подпись Скадченко М.В.
Заявитель и представитель Администрации Можайского муниципального района пояснили, что акт обследования, содержащий результаты измерений расстояния от границы спорного земельного участка до уреза Можайского водохранилища, ими не составлялся.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Администрация Можайского муниципального района не доказала представленными документами факт нахождения принадлежащего Салимуллину К.М. земельного участка во втором поясе зон санитарной охраны Можайского водохранилища.
Заявленное в судебном заседании апелляционного суда со стороны Администрации Можайского муниципального района ходатайство о назначении судебной экспертизы в целях определения нахождения указанного выше земельного участка в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отклонено по тому мотиву, что данное ходатайство не было заявлено в суде первой инстанции. Апелляционному суду не представлены доказательства уважительности причин, по которым не было заявлено ходатайство о назначении такой экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции. Кроме того, суду также не представлены документальные доказательства, обосновывающих необходимость проведения данной экспертизы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Салимуллина К.М. о признании незаконным решения земельной комиссии при Администрации Можайского муниципального района Московской области от 11.02.2008 г., в связи с чем оспариваемое решение не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2008 года по делу N А41-4925/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4925/08
Истец: Салимуллин К.М.
Ответчик: Администрация Можайского района
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Московской области, Управление Роснедвижимости по Московской области, МУП"Мосводоканал"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4447/2008