г. Москва
27 января 2009 г. |
Дело N А41-14043/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмадгазизовым И.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кочетов В.В. по доверенности от 03.12.08 г.,
от Администрации Красногорского района - Валькова Т.Ю. по доверенности от 01.07.08 г.,
от 3-лиц: Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - Игнатьков А.В. по доверенности от 29.12.08 г., от ФГУ "ЦВКС "Архангельское" - Берестнев Б.А., по доверенности от 11.10.02 г., от ФГУК "ГМУ "Архангельское" - Шушкевич Д.И. по доверенности от 30.07.08 г., ООО "Геонит" - Сагло С.С. по доверенности от 08.12.08 г.,
Управление Роснедвижимости по Московской области и Министерство культуры РФ - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-14043/08 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области к Администрации Красногорского муниципального района, при участии в деле третьих лиц - Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Общества с ограниченной ответственностью "Геонит", Федерального государственного учреждения культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское", Федерального государственного учреждения "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское", Министерства культуры РФ и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области,
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (Территориальное управление Росимущества по Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании недействительными:
- постановления Главы Красногорского муниципального района Московской области от 04.12.2006 г. N 3588/12 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 250000 кв.м. вблизи д. Глухово Красногорского района Московской области" в редакции постановления Главы Красногорского муниципального района Московской области от 27.02.2008 г. N 429/2 "О внесении изменений в постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 04.12.2006 г. N 3588/12 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 250000 кв.м. вблизи д. Глухово Красногорского района Московской области",
- постановления Главы Красногорского муниципального района Московской области от 29.02.2008 г. N 451/2 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 250000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:005 05 05:0156, расположенного в Московской области, Красногорском районе, сельском поселении Ильинское, вблизи д. Глухово".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Общество с ограниченной ответственностью "Геонит", Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское", Федеральное государственное учреждение "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское".
Решением от 30 сентября 2008 г. по делу N А41-14043/08 Арбитражный суд Московской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить данный судебный акт в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 г. решение суда от 30.09.08 г. отменено на основании п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению в соответствии с ч.5 ст.270 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Управление Роснедвижимости по Московской области) и Министерство культуры РФ.
Апелляционный суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, установил, что 04.12.2006 г. Глава Красногорского муниципального района по итогам рассмотрения материалов землеустроительного дела по установлению границ земельного участка площадью 250000 кв.м. вблизи д.Глухово Красногорского района Московской области, на основании ранее изданного им постановления от 28.11.06 г. N 3512/11 "О предварительном согласовании размещения культурного, эколого-просветительского, социально-досугового и рекреационного комплекса для ООО "Геонит"" издал постановление N 3588/2, которым утвердил проект границ земельного участка площадью 250000 кв.м., расположенного вблизи д.Глухово Красногорского района Московской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района от 29.02.2008 г. N 451/2 изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 250000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:005 05 05:0156 (земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи д.Глухово, на вид разрешенного использования - для размещения культурного, эколого-просветительского, социально-досугового и рекреационного комплекса.
Территориальное управление Росимущества по Московской области просит признать перечисленные выше ненормативные правовые акты недействительными, поскольку земельный участок площадью 250000 кв.м. относится к федеральной собственности, так как расположен в границах охранной зоны памятника истории и культуры федерального значения - Ансамбля усадьбы "Архангельское" и предоставлен в совместное использование Музею-усадьбе "Архангельское" и Центральному военному клиническому санаторию "Архангельское", в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по утверждению границ спорного земельного участка и изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, заявитель считает, что оспариваемые постановления противоречат установленным целям и особому режиму использования указанного земельного участка и что издание данных ненормативных актов осуществлено без согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В обоснование заявленных требований Территориальное управление Росимущества по Московской области ссылается на ст.9,17,29,31,32,38,94,99 Земельного кодекса РФ, ст.3.1 Федерального закона от 25.10.01 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст.34,40 Федерального закона от 25.06.02 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Администрация Красногорского муниципального района с заявленными требованиями не согласилась, утверждая, что распоряжение спорным земельным участком было осуществлено на основании п.10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ, так как на момент издания оспариваемых ненормативных актов государственная собственность в отношении этого земельного участка не была разграничена. Кроме того, Администрация указанного района указала, что оспариваемые постановления были изданы с учетом согласований с Министерством культуры Московской области.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ФГУК "ГМУ "Архангельское", ФГУ "ЦВКС "Архангельское" поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Управление Роснедвижимости по Московской области в судебное заседание апелляционного суда не явилось, представило отзыв, в котором признало требования заявителя обоснованными.
Министерство культуры РФ в судебное заседание апелляционного суда не явилось, отзыв на заявление не представило.
Апелляционный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что требования Территориального управления Росимущества по Московской области подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч.2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемые постановления Администрации Красногорского муниципального района Московской области изданы в отношении земельного участка площадью 250000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050601:0156, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, 6-й километр Ильинского шоссе.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому плану от 27.08.07 г., спорный земельный участок обременен особым режимом использования земли в связи с расположением в охранной зоне памятника истории и культуры ансамбля усадьбы "Архангельское" (Т.1 л.д. 40-45).
Данное обстоятельство также подтверждено Управлением Роснедвижимости по Московской области в письменных пояснениях на заявление от 24.12.08 г. N Н-2645/2 (Т.1 л.д. 93-94). При этом данный государственный орган указал, что сведения об обременении земельного участка внесены в государственный кадастр на основании постановления Правительства Московской области от 30.05.01 г. N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района", приобщенного к материалам настоящего дела на листах дела 28-38 Тома 1.
В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.60 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Ансамбль усадьбы "Архангельское" ХVIII-XIX в.в. подлежал охране как памятник государственного значения (Т.1 л.д. 22-26).
Указом Президента РФ от 20.02.95 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Музей-усадьба "Архангельское" (музейный комплекс) отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Т.1 л.д. 20-21).
Нормами п.2 ст.64 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу названного закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.
На основании постановления Правительства РФ от 03.04.96 г. N 388 "О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское" в Московской области" территория в пределах охранных зон, а также комплекс памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское", предоставлены Музею-усадьбе "Архангельское" и Центральному военному клиническому санаторию "Архангельское" для совместного использования (Т.1 л.д. 39).
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно п.1.4 Устава ФГУ "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское" Министерства обороны Российской Федерации учредителем данного учреждения является Правительство Российской Федерации.
Из пункта 1 Устава ФГУК "Государственный музей-усадьба "Архангельское" также усматривается, что музей-усадьба была создана федеральным органом государственной власти - Правительством РФ (Т.1 л.д. 73-74).
Таким образом, предоставление территории ансамбля усадьбы "Архангельское" в пределах охранных зон некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, свидетельствует о наличии права федеральной собственности на этот земельный участок.
Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Доказательства предоставления Администрации Красногорского муниципального района в установленном порядке прав по распоряжению указанным выше земельным участком суду не представлены.
В силу изложенного апелляционный суд находит правомерным довод заявителя о том, что у Администрации Красногорского муниципального района отсутствовали полномочия по утверждению границ спорного земельного участка, а также по изменению вида его разрешенного использования.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Администрации Красногорского муниципального района о том, что на момент издания оспариваемых ненормативных правовых актов государственная собственность на спорный земельный участок не была разграничена ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, поскольку, как было установлено выше, этот земельный участок отнесен к федеральной собственности в силу закона.
Кроме того, из материалов дела следует, что фактически оспариваемые постановления были изданы с целью осуществления на указанном выше земельном участке строительства объектов недвижимости.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
В силу норм ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. При этом охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Нормы п.2 ст.35 названного выше закона запрещают проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Исходя из выше изложенного, земельные участки в пределах территории и охранных зон объекта исторического и культурного наследия федерального значения, не подлежат предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного объекта и их территории.
Из материалов дела следует, что правовой режим содержания охранной зоны музея-усадьбы "Архангельское" установлен Постановлением Правительства Московской области от 30.05.01 г. N 156/18 от 30.05.01 г. "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района".
Согласно требованиям режима содержания охранной зоны строительство отдельных зданий и сооружений допустимо только для обеспечения функционирования существующей, сохраняемой на перспективу застройки, обоснованное специальным анализом пространственно-композиционных и визуально-ландшафтных связей, исторической топографии и при условии сохранения особенностей каждого конкретного места и по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации (Т.1 л.д. 32).
Со стороны Администрации Красногорского муниципального района не представлены доказательства получения на момент издания оспариваемых ненормативных правовых актов соответствующего разрешения Министерства культуры РФ на осуществление строительства в охранной зоне памятника истории и культуры - ансамбля "Архангельское".
Кроме того, мерами по сохранению указанного памятника истории и культуры также запрещается любая хозяйственная деятельность без разрешения специально уполномоченных государственных органов охраны памятников (Т.1 л.д. 33).
В силу изложенного апелляционный суд согласен с доводом заявителя о том, что оспариваемые постановления противоречат целям и особому режиму использования указанного выше земельного участка.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района N 451/2 от 29.02.08 г. был изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка - для сельскохозяйственного производства на иной вид разрешенного использования - для размещения культурного, эколого-просветительского, социального досугового и рекреационного комплекса.
Между тем, в соответствии с ч.2 ст.99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд, установив факт несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать недействительными постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 04.12.2006 г. N 3588/12 "Об утверждении границ земельного участка площадью 250000 кв.м. вблизи д. Глухово Красногорского района Московской области" в редакции постановления Главы Красногорского муниципального района Московской области от 27.02.2008 г. N 429/2 "О внесении изменений в постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 04.12.2006 г. N 3588/12 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 250000 кв.м. вблизи д. Глухово Красногорского района Московской области" и постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 29.02.2008 г. N 451/2 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 250000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:005 05 05:0156, расположенного в Московской области, Красногорском районе, сельском поселении Ильинское, вблизи д. Глухово".
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14043/08
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района
Третье лицо: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ФГУК"Государственный музей усадьба"Архангельское", ФГУ "Центральный военный клинический санаторий" "Архангельское", Управление Роснедвижимости по Московской области, ООО"Геонит", Министерство культуры РФ