г. Москва
04 февраля 2009 г. |
Дело N А41-21830/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Лоскутов Н.В. - выписка из приказа N 0462 от 15.04.1999;
от ответчика: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - Потапов В.Е. - доверенность N 43-01-07-24/5613 от 15.12.2008; Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области - Фещишин В.А. - доверенность N 11 от 02.02.2009; Фалин Д.А. - доверенность N 03 от 11.01.2009;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2008 г. по делу N А41-21830/08, принятое судьей Гапеевой Р.А. по заявлению войсковой части 21692 к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 21692 (войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области (ТУ Росфиннадзора в МО), Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) о признании незаконным и об отмене постановления N 01-18-01/43 от 02.04.2008 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), решения N 43-00-08/131Р от 18.08.2008 по жалобе на постановление.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на неправильное применения судом ст. 15.14 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области поддержали заявленные требования.
Представитель войсковой части 21692 против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционный инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, войсковая часть 21692 зарегистрирована Директивой Генерального Штаба МО РФ 14.01.1993, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 14.03.2003 Инспекцией МНС России по г.Краснознаменск Московской области внесена запись (л.д. 27).
Ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в МО в соответствии с планом контрольной работы проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных войсковой части 21692 на строительство жилья для военнослужащих в 2007 г. В результате проверки выявлено, что в нарушение пункта 2 статьи 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), утвержденных бюджетных назначений (Бюджетных ассигнований) на 2007 г., составленных в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, за счет средств, предусмотренных бюджетными назначениями (бюджетными ассигнованиями) на 2007 г. на оплату увеличения стоимости основных средств (глава 187, подраздел 0501, целевая статья расходов 1090100, вид расходов 214, ЭКР 310), произведена оплата прочих услуг (проектно-изыскательские работы строительства жилого дома, шифр объекта 018/232 в п. Кубинка Московской области) на сумму 1197795,6 руб. (договор N 13/07 от 09.04.2007, платежное поручение от 18.09.2007 N 1181030, счет-фактура от 06.06.2007 N 13/07, от 19.06.2007 N 18/07), что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета. По итогам проверки 11.03.2008 составлен Акт (л.д. 9-14).
27.03.2008 начальником отдела ТУ Росфиннадзора в МО в присутствии командира войсковой части 21692 составлен протокол N 01-18-01/43 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ (л.д.89-85). При составлении протокола об административном правонарушении командиру войсковой части 21692 разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, привлекаемых к административной ответственности, вручена копия протокола.
27.03.2008 заместителем руководителя ТУ Росфиннадзора в МО вынесено определение о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 02.04.2008. Копия определения вручена командиру войсковой части (л.д.86-87).
02.04.2008 руководитель ТУ Росфиннадзора в МО, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении войсковой части 21692, вынес постановление N 01-18-01/43 о назначении наказания, которым признал войсковую часть виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ; наложен административный штраф в размере сорока тысяч рублей (л.д. 15-16).
Войсковой частью 21692 на указанное постановление в Росфиннадзор была подана жалоба.
Заместитель руководителя Росфиннадзора, рассмотрев в присутствии командира войсковой части жалобу на постановление ТУ Росфиннадзора в МО о назначении административного наказания, принял решение от 18.08.2008 N 43-00-08/131Р, которым изменил постановление о назначении административного наказания, заменив слова "целевая статья 1090200" на слова "целевая статья 1090100"; в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба войсковой части без удовлетворения (л.д.21-24).
Не согласившись с указанными постановлением о назначении административного наказания и решением, войсковая часть 21692 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В силу п.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.1 ст. 15.14 Ко АП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством обороны Российской Федерации 07.02.2007 (исх. N 180/3/1/132 от 14.02.2007) принято решение о передаче финансирования государственных капитальных вложений и капитального ремонта с 01.01.2007 от финансово-экономического управления командования специального назначения войсковой части 21692, одной из основных задач которой является финансирование строительства объектов Министерства обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, установленным в Министерстве обороны.
Порядок формирования перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета определен Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 714 (Положение).
В силу ст. 14 Положения, включение в проект перечня строек и объектов, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых разработка и утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации предусмотрены законодательством Российской Федерации, допускается при условии выделения в пределах общего объема расходов на государственные капитальные вложения на соответствующую стройку или объект средств, предназначенных на проведение проектно-изыскательских, предпроектных и проектных работ.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в установленные Правительством Российской Федерации сроки представляет в Министерство финансов Российской Федерации распределение предельных объемов расходов на государственные капитальные вложения на очередной финансовый год с разбивкой по функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации и ведомственной классификации расходов федерального бюджета для формирования ведомственной структуры расходов проекта федерального бюджета (ст.18 Положения)..
В соответствии со ст. 21 Положения Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в 2-недельный срок с даты вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в установленном порядке представляет проект перечня на утверждение в Правительство Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 N 146-Р утверждено распределение государственных капитальных вложений, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", по стройкам и объектам, включенным в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год.
В соответствии с указанным Распоряжением Минобороны России выделены капитальные вложения на 2007 г. на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих (формирование фонда служебного жилья) по 16 187 0501 1090100 214 310 в сумме 6 320 800 тыс. руб.
Наличие объектов в перечнях строек и объектов для федеральных государственных нужд подтверждаются титульными списками строек и объектов, утвержденными главными распорядителями средств федерального бюджета.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 N 146-Р Службой расквартирования и обустройства войск Министерства обороны были разработаны и утверждены годовые титульные списки капитального строительства.
В титульные списки строек и объектом ВВС на 2007 г. внесен жилой дом на 59 квартир в п. Кубинка, шифр 018/232 (л.д. 39-40). В соответствии с внутрипостроечным титульным списком капитального строительства на 2007 год по в/ч 30008, утвержденным заместителем Командующего войсками командования специального назначения по обустройству и расквартированию войск, при строительстве указанного дома запланированы проектно-изыскательские работы (ПИР) в сумме 1 198 тыс. руб. (л.д. 62).
В соответствии со ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий.
09.04.2007 между ФГУ "Главное командование Военно-Воздушных Сил" в лице командира войсковой части 30008 "Заказчик", войсковой частью 21692 "Плательщик" и ОАО "714 Военпроект" "Исполнитель" заключен Государственный контракт N 13/07 на разработку проектной документации на строительство жилого дома в г. Кубинка (шифр объекта 018/232) и выполнению изыскательских работ на сумму 1 197 795 руб. 74 коп. (л.д.92-97 приложения).
Платежным поручением N 1181030 от 18.09.2007 войсковая часть 21692 перечислила ОАО "714 Военпроект" оплату за выполненные работы по договору N13/07 от 09.04.2007 ПИР 187 0501 1090100 214 310 в сумме 1 197 795 руб. 60 коп. (л.д.8).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 N 1737-Р в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год, внесены изменения, в соответствии с которыми выделенные Минобороны России государственные капитальные вложения на 2007 г. по жилищному строительству по 16 187 0501 1090100 214 310 в сумме 6 320 800 тыс. руб. разделены по экономической классификации расходов:
- строительство (приобретение) жилья 16 187 0501 1090100 214 310 - 6 082 370,80 тыс. руб.;
- проектно-изыскательские работы 16 187 0501 1090100 214 226 - 238 429,20 тыс. руб.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Служба расквартирования и обустройства Минобороны России в письме от 21.04.2008, адресованном командиру войсковой части 21692, разъясняет, что Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 г., финансируемых за счет государственных капитальных вложений, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации 08.02.2007 N 146-Р, предусматривал осуществление затрат по разработке проектно-сметной документации по 310 статье экономической классификации расходов, в статье указанного перечня затраты по разработке проектно-сметной документации отдельно не выделялись, тем самым, средства, запланированные в 2007 г. на разработку проектно-сметной документации по 310 статье экономической классификации, расходовались на цели, соответствующие условиям их получения (л.д. 28-29).
В письме от 25.11.2008, адресованном в Министерство обороны Российской Федерации, директор Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации дал разъяснение, что в случае, если сводной бюджетной росписью предусмотрены расходы на оплату договоров, предметов которых является разработка проектной документации на строительство объектов Министерства обороны Российской федерации, с их отражением по коду классификации операций сектора государственного управления 310 "Увеличение стоимости основных средств" (КОСГУ) в соответствии с показателями титульных списков капитального строительства Минобороны России, то расходы получателей бюджетных средств на оплату указанных договоров с применением кода КОСГУ 310 нецелевым использованием бюджетных средств не является (л.д. 94).
12.11.2007 директором Департамента Министерства финансов Российской Федерации в адрес Федеральной службы финансово-бюджетного надзора было направлено письмо следующего содержания. Департамент бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев запрос Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о правомерности отражения в 2006 г. учреждениями, находящимися в ведении Минобороны России, расходов на оплату работ по разработке проектно-сметной документации по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, сообщает, что в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2006 г. расходы на указанные цели были предусмотрены в рамках главы 187 "Министерство обороны Российской Федерации" по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств". В этой связи, учитывая положения ст.289 БК РФ, Департамент не имеет оснований признать нецелевым характер указанных расходов (л.д. 41).
Таким образом, оснований для вывода о совершении войсковой частью 21692 административного правонарушения не имеется, поскольку отсутствует вина учреждения в нарушении правил расходования бюджетных средств.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2008 г. по делу N А41-21830/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21830/08
Истец: Войсковая 21692
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области