г. Москва
03 марта 2009 г. |
Дело N А41-22960/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Сыроежкиной М.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сотская Т.А. - юрисконсульт I категории, доверенность N 399 от 26.12.2008г.,
от ответчика: Дергунов М.В. - главный специалист - эксперт, доверенность N 21634 от 28.08.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 8 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2008 г. по делу N А41-22960/08, принятое судьей Зинуровой М.В., заявлению ОАО "РСК "МиГ" к МРИ ФНС России N 8 по Московской области о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (далее - ОАО "РСК "МиГ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 4090 от 12.09.2008г. в части пункта 2 резолютивной части о начислении недоимки по транспортному налогу в сумме 967 400 руб.
Решением суда от 23 декабря 2008 г. по делу N А41-22960/08 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом п.1 ст.131 ГК РФ, данное судом толкование законодательства влечет исключение из объекта налогообложением транспортным налогом всей категории воздушных судов, установленных ст.20 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Поскольку пунктом 2 статьи 131 ГК РФ и подпунктами 1, 3 статьи 33 Воздушного кодекса РФ для воздушных судов определена специальная государственная регистрация и учет в форме - государственной регистрации гражданских воздушных судов, государственной регистрации государственных воздушных судов, государственного учета экспериментальных воздушных судов, то спорные воздушные суда относятся к транспортным средствам и являются объектом налогообложения по транспортному налогу.
В обоснование доводов жалобы налоговый орган ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004г. N 450-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса палаты представителей законодательного собрания Свердловской области о проверке конституционности п.1 ст.374 НК РФ", в котором суд указал, что транспортный налог связан с использованием путей сообщения Российской Федерации (дорог, рек, воздушного транспорта) собственником транспортного средства, с момента регистрации в соответствии со специальным законом.
Налоговый орган полагает, в связи с тем, что обстоятельствами дела установлено соблюдение Обществом процедуры регистрации экспериментальных воздушных судов, а также фактическое использование на данных воздушных транспортных средствах воздушного пространства Российской Федерации, то спорные воздушные суда в соответствии с п.1 ст.358 НК РФ признаются объектом налогообложения транспортным налогом.
В решении суда не указано, на основании каких доказательств суд пришел к выводу об использовании экспериментальных транспортных средств в интересах Министерства Обороны.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: по результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 2 квартал 2008 г. N 5342118 от 17.07.2008г. заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области принято решение N 4090 от 12.09.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст.109 НК РФ; пунктом 2 решения Обществу предложено уплатить доначисленную недоимку по транспортному налогу в сумме 967 400 руб.
Камеральной проверкой установлено, что экспериментальные воздушные суда типов МиГ-29УБ, МиГ-29, МиГ-23УБ, ИЛ-103, Авиатика-МАИ-89ОУ являются собственностью ФГУП "РСК "МиГ", на каждое воздушное судно выдано Свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ, ФГУП "РСК "МиГ" по истечению каждого отчетного периода (1 квартал 2007 г., 2 квартал 2007 г., 3 квартал 2007 г.) представляло в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу.
В данные расчеты включены спорные воздушные суда: МиГ-29УБ, МиГ-29, МиГ-23УБ, ИЛ-103, Авиатика-МАИ-89ОУ.
По истечению отчетного периода налогоплательщиком представлен в налоговый орган расчет по транспортному налогу за 2 квартал 2008 г., где вышеперечисленные воздушные транспортные средства не включены в объект налогообложения. Документы, подтверждающие снятие данных транспортных средств с регистрации (снятие с учета) в течение налогового периода, налогоплательщиком не представлены.
Не согласившись с решением налогового органа в части пункта 2 резолютивной части о начислении недоимки по транспортному налогу в сумме 967 400 руб., Общество обратилось с заявлением в суд.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды.
Статьей 20 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.
Гражданские воздушные суда, используются в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (ст. 21 ВК РФ) и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.
В соответствии со ст.23 ВК РФ авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Воздушный кодекс РФ предусматривает, что воздушные суда подлежат государственной регистрации в следующем порядке: Гражданские воздушные суда - в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Действующее законодательство предусматривает государственную регистрацию исключительно гражданских воздушных судов (приказ Минтранса РФ от 02.07.07г. N 85), при этом данная регистрация не предусматривает государственную регистрацию экспериментальных воздушных судов; Государственные воздушные суда - в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию с органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Экспериментальные воздушные суда подлежат лишь государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом, что не является регистрацией.
Спорные воздушные суда типов МиГ-29УБ, МиГ-29, МиГ-23, Ил-103, Авиатика - МАИ-890У имеют Свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (т.1 л.д.103-112, 123-154).
Апелляционный суд считает, что поскольку спорные воздушные судна не участвуют в гражданском обороте, не подлежат государственной регистрации и не используются для перевозки пассажиров и товаров, они не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, поэтому доначисление транспортного налога является неправомерным.
Ссылка Налогового органа на "Правила регистрации и учета воздушных судов в РФ", утвержденных Приказом Минтранса России от 02.07.2007г. N 85 не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку не относятся к экспериментальной авиации.
Свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна не могут являться основанием для отнесения данных воздушных судов к объектам налогообложения.
Исходя из анализа статьи 357, пункта 1 статьи 358 НК РФ, любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется соответствующий объект налогообложения, только в случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке. Именно государственная регистрация транспортных средств означает заявление их к эксплуатации по назначению, т.е. в целях передвижения по транспортным путям.
Спорные транспортные средства не были зарегистрированы, так как законодателем для экспериментальных воздушных судов предусмотрен только учет.
Экспериментальные воздушные суда, используются для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23 ВК РФ). При этом транспортные пути, исходя из целевого назначения экспериментальных воздушных судов, не используются.
Таким образом, произведенное налоговым органом доначисление транспортного налога по указанным транспортным средствам неправомерно.
На основании того, что государственная регистрация экспериментальных воздушных судов действующим законодательством не предусмотрена, а также исходя из целей использования, суд приходит к выводу о том, что объектом налогообложения экспериментальные воздушные суда МиГ-29, МиГ-29УБ, Ил-103, Авиатика МАИ-890У, принадлежащие ОАО "РСК "МиГ", не являются.
Довод налогового органа о том, что поскольку спорные воздушные суда используют воздушное пространство Российской Федерации, то они в соответствии с п.1 ст.358 НК РФ признаются объектом налогообложения транспортным налогом, несостоятелен.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004г. N 451-О указано, что транспортный налог связан с использованием путей сообщения Российской Федерации. Понятия "пути сообщения" и "воздушное пространство" не идентичны. Воздушными судами налогоплательщика воздушное пространство Российской Федерации в качестве путей сообщения не используется.
Иное толкование налоговым органом ст.131 ГК РФ не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2008 г. по делу А41-22960/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22960/08
Истец: ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"
Ответчик: МРИ ФНС России N 8 по Московской области