г. Москва
20 марта 2009 г. |
Дело N А41-27528/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Кузнецова А.М., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Текиевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Киреева Г.А., ген. директор, протокол от 01.01.2009 N 1/09;
от заинтересованного лица: Богачева М.С., доверенность от 12.08.2008 N 03-07/0281,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ступино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2009 по делу N А41-27528/08, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Мастер-Групп" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ступино Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.11.2008 N 500083533/0326 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Мастер-Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ступино Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.11.2008 N 500083533/0326 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2009 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда первой инстанции, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представителем налогового органа поддержаны доводы апелляционной жалобы. По мнению налогового органа, произведенная проверяющими должностными лицами инспекции покупка товара не является контрольной закупкой, а является лишь проверкой порядка применения контрольно-кассовой техники, поскольку товар покупался сотрудниками для собственных нужд. Налоговый орган ссылается, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела об административном правонарушении, порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов инспекции по мотивам, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сотрудниками налогового органа (Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Домодедово Московской области) 18.11.2008 была проведена проверка порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в магазине, расположенном по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Ситне-Щелканово, ул. Московская, д. 1, принадлежащем обществу.
В ходе проверки, зафиксирован факт неприменения продавцом имеющейся контрольно-кассовой техники, при осуществлении денежных расчетов при продаже пачки чая "Липтон" по цене 48 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 18.11.2008 N 500083533/0326 в присутствии продавца Джураевой М.О., которая от дачи объяснений и подписания акта отказалась (л.д. 30).
В названном акте проверки указано на необходимость явки законного представителя общества в налоговый орган 19.11.2008 к 11.00. Копия акта оставлена в торговой точке.
Определением инспекции от 19.11.2008 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении на основании статьи 14.5 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования (л.д. 32).
20.11.2008 налоговым органом в присутствии генерального директора общества Киреевой Г.А.. составлен протокол об административном правонарушении N 500083533/0326 (л.д. 33).
В данном протоколе руководитель общества указала, что расчеты с покупателями происходят с применением контрольно-кассовой техники, при этом общество является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Руководителю общества под роспись вручена копия определения от 20.11.2008 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 34).
В назначенную дату налоговым органом в присутствии законного представителя общества вынесено постановление от 27.11.2008 N 500083533/0326 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 35).
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности факта административного правонарушения в действиях общества, в связи с несоблюдением порядка привлечения общества к административной ответственности и получением доказательств по делу (проведение проверочной покупки) с нарушением требований действующего законодательства.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику возложена обязанность выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что инспекцией не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку в нарушение статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ) контрольная покупка товара - пачки чая "Липтон", которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностными лицами инспекции, не наделенными правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Арбитражным судом установлено и подтверждено материалами дела, что покупка пачки чая "Липтон" осуществлена сотрудниками налогового органа Сапраньковой Т.В. и Елшанкиным А.Ю., которыми составлен акт проверки от 18.11.2008 N 500083533.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 указанного Федерального закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, уполномоченные должностные лица соответствующих государственных органов в проведении контрольных мероприятий не участвовали, надлежащий акт контрольной закупки не составлялся.
Необходимо также отметить, что в акте проверки, в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении налогового органа не указаны сведения о конкретном покупателе товара, которому продавцом общества не выдан чек при проведении административной проверки, поскольку покупателем фактически являлось должностное лицо, проводившее в магазине общества административную проверку.
При названных обстоятельствах, факт неприменения контрольно-кассовой техники и невыдачи чека конкретному покупателю при принятии оплаты за товар материалами административной проверки надлежащим образом не подтвержден.
Доводы представителя инспекции, о том, что факт административного правонарушения выявлен проверяющими должностными лицами в ходе покупки товара, осуществленной в личных целях, в связи с чем акт проверки составлен по факту правонарушения при его обнаружении, а не при осуществлении контрольных мероприятий, признаны арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что покупка осуществлялась сотрудниками инспекции как должностными лицами, с предъявлением соответствующих удостоверений (что налоговым органом не оспаривается), в оспариваемом ненормативном акте, как было отмечено ранее, фамилии конкретных покупателей товара не значатся.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следует отметить, что доказанность факта продажи обществом товара покупателю и ведение наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт является обязательным условием для квалификации административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ.
Кроме того, следует отметить, что законность оснований контрольного мероприятия в отношении общества инспекцией не подтверждена, соответствующее поручение либо распоряжение о проведении проверки в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом в действиях общества наличия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2008 по делу N А41-27528/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ступино Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27528/08
Истец: ЗАО"Мастер-Групп"
Ответчик: ИФНС России по г. Ступино Московской области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-863/2009