г. Москва
28 июля 2009 г. |
Дело N А41-17306/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,
при участии в заседании:
от истца: Григорьянц К.А. по доверенности от 31.12.2008 N ЮМ-3/32627,
от ответчика: Тимошина О.О. по доверенности от 22.09.2008 N 3-30/438,
от третьего лица ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово": Фиалковская Е.В. по доверенности от 02.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2009 по делу N А41-17306/08, принятое судьей Маковской Н.Н., арбитражными заседателями Мананковым С.Д., Широковым В.Б., по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом к администрации Домодедовского муниципального района Московской области, при участии в деле третьих лиц: ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово", Управления ФРС по Московской области, ЗАО "ОАТ ИРМАСТ Центр", ОАО "Домодедово-2", ЗАО "Домодедово-Аэротель", ЗАО "Технический центр "Домодедово", ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", ЗАО "АТБ "Домодедово", ЗАО "Атран", ОАО "Центродорстрой", Компания "Асъенда Инвестментс Лимитед", о признании права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Домодедовского муниципального района Московской области о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50-28-0080107:210, 50-28-0080107:211, 50-28-0080107:212, 50-28-0080107:213, 50-28-0080107:215, 50-28-0080107:216, 50-28-0080107:217, 50-28-0080107:218, 50-28-0080107:219, 50-28-0080107:220, 50-28-0080107:223, 50-28-0080107:224, 50-28-0080107:229, 50-28-0080107:230, 50-28-0080107:231, 50-28-0080107:232, 50-28-0080107:233, 50-28-0080107:225, 50-28-0080107:226, 50-28-0080107:227, 50-28-0080107:228, 50-28-0080107:234, 50-28-0080107:235, 50-28-0080107:236, 50-28-0080107:237, 50-28-080107-0029, 50-28-080107-0047, 50-28-070228-0001.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены арендаторы спорных земельных участков: ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово", Управление ФРС по Московской области, ЗАО "ОАТ ИРМАСТ Центр", ОАО "Домодедово-2", ЗАО "Домодедово-Аэротель", ЗАО "Технический центр "Домодедово", ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", ЗАО "АТБ "Домодедово", ЗАО "Атран", ОАО "Центродорстрой", Компания "Асъенда Инвестментс Лимитед" (Кипр).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2009 года по делу N А41-17306/08 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом по имеющимся в материалах дела доказательствам, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1636-р администрации Московской области предписано закрепить за государственным унитарным предприятием "Администрация аэропорта "Домодедово" (далее - ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово") в бессрочное постоянное пользование земельный участок в соответствии с генеральным планом развития аэропорта Домодедово.
Постановлением главы администрации Домодедовского района Московской области от 27.02.1997 N 452 утверждены границы земельного участка, отведенного ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" под размещение аэропорта общей площадью 1211,66 га по фактическому пользованию в границах представленного плана. ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования на землю N МО-28-01-199 (т.1 л.д.7-22).
Постановлением главы Домодедовского района Московской области от 08.06.1998 N 1424 земельный участок площадью 1158,78 га, ранее отведенный в бессрочное пользование ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово", предоставлен в аренду ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" (т. 1 л.д. 6).
Из договора аренды от 25.05.1998 N 16-КИЗ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области (арендодателем) и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (арендатором), усматривается, что арендатору из 1211,66 га передан а аренду земельный участок площадью 1158,78 га. Земли площадью 52,88 га, оставшиеся от земель площадью 1211,66 га, переданы по договорам аренды другим юридическим лицам. Названный договор аренды земельного участка заключен в связи с тем, что ранее ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" передан в аренду имущественный комплекс аэродрома "Домодедово". Согласно пункту 10.1 договор аренды от 25.05.1998 N 16-КИЗ действует до истечения срока договора аренды имущественного комплекса аэродрома "Домодедово" (т.3 л.д. 33).
Позднее по дополнительному оглашению от 27.04.1999 N 1 к договору аренды от 25.05.1998 N 16-КИЗ ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" дополнительно к земельному участку площадью 1158,78 га передан земельный участок площадью 18,01 га (кадастровый номер 50:28:070228:0001) согласно постановлению главы Домодедовского района Московской области от 17.02.1999 N 533 об изъятии земельного участка у другого лица (т.3 л.д.40-42).
Из представленного в материалы дела письма Роснедвижимости от 05.06.2008 N ВК/2442, адресованного заместителю Министра транспорта Российской Федерации, следует, что сведения о земельном участке площадью 1211,66 га с характеристиками, содержащимися в государственном акте N МО-28-01-199, были внесены в государственный реестр земель кадастрового района и на дежурную кадастровую карту как о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 50:28:0080107:205 в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". В результате проведения кадастровых работ вышеуказанный земельный участок прекратил свое существование и в его границах сформированы вновь образованные земельные участки со следующими кадастровыми номерами:
1. 50:28:0080107:210
2. 50:28:0080107:211
3. 50:28:0080107:212
4. 50:28:0080107:213
5. 50:28:0080107:215
6. 50:28:0080107:216
7. 50:28:0080107:217
8. 50:28:0080107:218
9. 50:28:0080107:219
10. 50:28:0080107:220
11. 50:28:0080107:222
12. 50:28:0080107:223
13. 50:28:0080107:224
14. 50:28:0080107:225
15. 50:28:0080107:226
16. 50:28:0080107:227
17. 50:28:0080107:228
18. 50:28:0080107:229
19. 50:28:0080107:230
20. 50:28:0080107:231
21. 50:28:0080107:232
22. 50:28:0080107:233
23. 50:28:0080107:234
24. 50:28:0080107:235
25. 50:28:0080107:236
26.
50:28:0080107:237
Однако Росимуществом предъявлен иск о признании права собственности не на 26, а на 28 земельных участков, образованных, по мнению истца, в результате разделения земельного участка, ранее закрепленного за ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово".
В обоснование исковых требований истец указал, что спорные земельные участки, относящиеся к аэропортовому комплексу "Домодедово", незаконно изъяты из федеральной собственности и переведены в муниципальную собственность.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что право муниципальной собственности на спорные земельные участки администрацией городского округа Домодедово не оформлялось. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что все спорные земельные участки на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) относятся исключительно к федеральной собственности.
ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" в обоснование своих возражений по иску ссылалось на то, что муниципальная собственность на спорные земельные участки не оформлялась, а истец не доказал, что спорные земельные участки предоставлялись ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово", вследствие чего отсутствуют основания для отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил доказательств обращения в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки в соответствии с установленным порядком, а также доказательств того, что спорные земельные участки находятся в муниципальной собственности. Истцом также не доказано возникновение права собственности на спорные земельные участки на основании Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также, что все спорные земельные участки сформированы из земельного участка, ранее предоставленного ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово". Кроме того, запись в ЕГРП о праве муниципальной собственности на часть спорных земельных участков, произведенная в отсутствие заявления надлежащего правообладателя, не является основанием возникновения права собственности муниципального образования, поскольку государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер. В связи с чем наличие в ЕГРП записи о праве муниципального образования на часть спорных земельных участков само по себе не может являться основанием возникновения права муниципальной собственности на эти земельные участки.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Росимущество указывает, что спорные земельные участки относятся к землям транспорта и в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово", в материалы дела не предоставлены.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Росимуществом предъявлены требования к администрации Домодедовского муниципального района Московской области. Однако в соответствии с Законом Московской области от 21.12.2006 N 234/2006-ОЗ "О городском округе Домодедово и его границе" муниципальное образование, расположенное на территории административно-территориальной единицы Московской области - Домодедовский район Московской области наделено статусом городского округа.
В судебном заседании представитель истца подтвердил, что ответчиком считает администрацию городского округа Домодедово, указание ответчиком администрации Домодедовского района Московской области могло быть вызвано технической ошибкой.
В исковом заявлении Росимущество ссылается на письмо Роснедвижимости от 05.06.2008 N ВК/2442, из которого, как установлено апелляционным судом, следует, что земельный участок, ранее закрепленный за ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" и имевший кадастровый номер 50:28:0080107:205, прекратил свое существование в связи с разделением его на 26 земельных участков с присвоением каждому из них кадастровых номеров, указанных выше. При этом земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:222 не упомянут истцом в перечне земельных участков, на которые он просит признать право собственности. Однако в перечне земельных участков дополнительно к указанным 26 земельным, за исключением земельного участка с кадастровым номером 50:28:0080107:222, в исковом заявлении обозначены земельные участки с кадастровыми номерами 50-28-080107-0029, 50-28-080107-0047, 50-28-070228-0001.
Между тем, ни из письма Роснедвижимости, ни из приложения к указанному письму (выписка из государственного кадастра недвижимости от 21.05.2008) не следует, что названные три земельных участка образованы в связи с разделением земельного участка, ранее предоставленного ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово".
Апелляционный суд при исследовании представленных по делу доказательств, суммируя общую площадь земельных участков, указанных в исковом заявлении, констатирует, что общая площадь 28 спорных земельных участков не совпадает с площадью земельного участка, ранее предоставленного ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" (1211,66 га), тогда как предметом искового требования является признание права собственности именно на земельные участки, образованные в результате разделения земельного участка площадью 1211,66 га.
Расчет общей площади спорных земельных участков:
номер
кадастровый номер
площадь в кв.м
площадь в га
1.
50:28:0080107:210
11 587 800
1158,78
2.
50:28:0080107:211
6 200
0,62
3.
50:28:0080107:212
50 300
5,03
4.
50:28:0080107:213
4 710
0,471
5.
50:28:0080107:215
29 100
2,91
6.
50:28:0080107:216
19 770
1,977
7.
50:28:0080107:217
7 290
0,729
8.
50:28:0080107:218
0,091
9.
50:28:0080107:219
16 300
1,63
10.
50:28:0080107:220
0,086
11.
50:28:0080107:223
32 200
3,22
12.
50:28:0080107:224
19 700
1,97
13.
50:28:0080107:225
4 055
0,4055
14.
50:28:0080107:226
7 055
0,7055
15.
50:28:0080107:227
4 430
0,443
16.
50:28:0080107:228
14 900
1,49
17.
50:28:0080107:229
20 700
2,07
18.
50:28:0080107:230
43 000
4,3
19.
50:28:0080107:231
5 300
0,53
20.
50:28:0080107:232
6 000
0,6
21.
50:28:0080107:233
6 000
0,6
22.
50:28:0080107:234
20 000
23.
50:28:0080107:235
4 360
0,436
24.
50:28:0080107:236
4 970
0,497
25.
50:28:0080107:237
21 670
2,167
26.
50-28-080107-0029
11 587 800
1158,78
27.
50-28-080107-0047
31 400
3,14
28.
50-28-070228-0001
180 100
18,01
ИТОГО
23 736 880 кв.м
2373,68 га
Таким образом, истец просит признать право собственности на земельные участки, составляющие площадь 2373,68 га, что почти в два раза превышает площадь земельного участка, из которого, как утверждает истец, образованы спорные земельные участки.
Так, по дополнительному соглашению от 27.04.1999 N 1 к договору аренды от 25.05.1998 N 16-КИЗ, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области (арендодателем) и ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" (арендатором), дополнительно к земельному участку площадью 1158,78 га арендатору передан земельный участок площадью 18,01 га (кадастровый номер 50-28-070228-0001) согласно постановлению главы Домодедовского района Московской области от 17.02.1999 N 533 об изъятии земельного участка у другого лица.
Данное обстоятельство свидетельствует, что указанный земельный участок не мог входить в земельный участок, ранее переданный ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово".
Относительно спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0080107:210 и 50-28-080107-0029 у апелляционного суда имеются основания считать, что фактически эти земельные участки могут быть тождественны, так как, помимо одинаковой площади, имеют одинаковую запись об обременении в выписке из государственного кадастра недвижимости от 21.05.2008 (т.1 л.д. 51) и выписке из ЕГРП от 23.12.2008 (т.3 л.д. 6). В записях об обременениях на названные земельные участки указан договор аренды от 27.05.1998 N 16-КИЗ. Между тем истец просит признать право собственности на эти участки как на отдельные объекты недвижимости.
Апелляционный суд приходит к выводу, что требования истца фактически сводятся к незаконности, по его мнению, ликвидации земельного участка площадью 1211,66 га как объекта земельных правоотношений и образования из него новых земельных участков. Между тем действия по формированию новых земельных участков из земельного участка площадью 1211,66 га в установленном порядке оспорены не были.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на всех спорных земельных участках находятся объекты, занятые федеральным транспортом, и что право собственности на земельные участки, относящиеся в силу закона к федеральной собственности, оспаривается ответчиком.
С учетом заявленных требований и имеющихся в материалах дела доказательств не представляется возможным установить какие именно из спорных 28 земельных участков, составляющих в совокупности площадь 2373,68 га, являются образованными из прекратившего свое существование земельного участка площадью 1211,66 га. Кроме того, по некоторым из спорных земельных участков сведения в ЕГРП отсутствуют, по некоторым - правообладателем указана Российская Федерация, что свидетельствует об отсутствии нарушения оспариваемого права истца со стороны ответчика.
Истец не лишен права обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, относящиеся в силу закона к федеральной собственности, а также обжаловать действия по государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельные участки, если такая регистрация была проведена без оснований, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности, и при отсутствии спора о праве.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик указывал, что не оспаривает право собственности истца на земельные участки, относящиеся в силу закона к федеральной собственности, и не подавал заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности на такие земли.
Суд первой инстанции подробно исследовал вопрос о полномочиях ответчика по заключению договоров аренды в отношении спорных земельных участков. Апелляционный суд констатирует, что в предмет иска о признании права собственности не входят требования об оспаривании заключенных договоров аренды. Обязанностью истца, исходя из предмета заявленных требований, является доказывание возникновения права собственности на спорное имущество.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующие в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Поскольку истец в установленном порядке за государственной регистрацией права федеральной собственности на спорные земельные участки не обращался, доказательств, свидетельствующих об образовании спорных 28 земельных участков из земельного участка, ранее предоставленного ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово", и отнесении земельных участков к федеральной собственности в силу требований закона, не представил, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2009 по делу N А41-17306/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17306/08
Истец: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: Администрация Домодедовского района
Третье лицо: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области, ОАО "Центрдорстрой", ОАО "Домодедово-2", Компания "Асъенда Инвестментс Лимитед", ЗАО "Центродорстрой", ЗАО "Технический центр "Домодедово", ЗАО "ОАТ ИРМАСТ Центр", ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово", ЗАО "Домодедово-Аэротель", ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", ЗАО "Атран", ЗАО "АТБ "Домодедово"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2967/2009