г. Москва
02 сентября 2009 г. |
Дело N А41-К2-16129/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2009 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.М.,
судей Мордкиной Л.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Панкратова Н.В., по доверенности N ИЛ/08-6349 от 04.06.2009г.;
от заинтересованного лица: Шопина О.А., по доверенности N 46-Д от 13.07.2009г.;
от третьих лиц: Государственного унитарного предприятия "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук - Юрова Д.А., по доверенности б/н от 31.08.2009г.; Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиева Р.А., по доверенности N 36-09/204 от 27.10.2008г.; Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области - Стрыгиной Е.А., по доверенности N 00004-6 от 11.01.2009г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2009 года по делу N А41-К2-16129/07, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, с участием в качестве третьих лиц Государственного унитарного предприятия "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - УФРС по МО, управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании Управления федеральной регистрационной службы по Московской области зарегистрировать право собственности на данный земельный участок (т.1 л.д. 3-9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2009 года по делу N А41-16129/07 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных на государственную регистрацию документов не следует, что ГУП "Немчиновка" является государственным унитарным предприятием, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2009 года и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции в порядке правопреемства произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - заявитель, Росимущество).
В обоснование своей апелляционной жалобы Росимущество указало, что согласно п. 1.1. Устава ГУП "ЭСП "Немчиновка" Россельхозакадемии данное предприятие создано на основании приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР от 12.11.1959г. N 596, то есть в полном соответствии с п.1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001г.
По мнению заявителя, судом не дана правовая оценка тому обстоятельству, что согласно п.1 ст. 6 Федерального закона "О науке и научно-технической политике" N 127-ФЗ от 23.078.1996г. Россельхозакадемия является имеющей государственный статус некоммерческой организациейё которая наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным ей имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Росимущество также указало, что в качестве документа, позволяющего индивидуализировать спорный объект недвижимости, было представлено Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования ГУП "ЭСП "Немчиновка" на данный участок от 29.11.2002г. серии 50 АД N 163445 с кадастровым номером 50:20:001 02 15:0033.
УФРС по МО и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Росимущества доводы жалобы поддержал, просил состоявшийся судебный акт отменить как необоснованный и незаконный.
Представители управления и третьих лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
14 ноября 2006 года Росимущество обратилось в УФРС по МО с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 159 000 кв.м. с кадастровым номером 50:20:001 02 15:0033, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Немчиновская п/а, в районе села Ромашково (т.1 л.д. 45).
Письмом за исх. N 98/030/2006-223 от 11.05.2007г. (т.1 л.д. 10-11) Росимуществу сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности по следующим основаниям:
- на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие наличие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Не согласившись с данным решением Росимущество в порядке п.5 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (далее - Закон о государственной регистрации) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа.
В соответствии с ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.1 и п.2 ст. 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации N 404 от 30 июня 2006 года (далее - Постановление N 404) в числе необходимых к представлению правоустанавливающих документов обозначены:
- копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- кадастровый план земельного участка;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
По смыслу Постановления N 404, право собственности на земельный участок может быть зарегистрировано за Российской Федерацией, если земельный участок ранее был предоставлен: органу государственной власти Российской Федерации либо казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию или некоммерческой организации, которые созданы органом государственной власти Российской Федерации.
Согласно Расписке в получении документов на государственную регистрацию от 14.11.2006г. (т.1 л.д. 12) Росимуществом представлены следующие документы:
1 - Заявление о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок (т.1 л.д. 45);
2 - Платежное поручение N 809 от 20.09.2006г. (т.1 л.д. 44);
3 - Доверенность (т.1 л.д. 43);
4 - Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок от 29.11.2002г. (т.1 л.д. 49).
Как явствует из представленного Свидетельства о государственной регистрации права N 163445 от 29.11.2002г. (т.1 л.д. 49), земельный участок право собственности в отношении которого подлежало регистрации принадлежало на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному унитарному предприятию "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук.
Из содержания Свидетельства не представляется возможным сделать вывод о том, что спорный земельный участок был предоставлен органу государственной власти Российской Федерации или предприятию, созданному таким государственным органом.
Поскольку иных документов Росимуществом на государственную регистрацию представлено не было, основания для регистрации права собственности на земельный участок за Российской Федерацией у управления отсутствовали.
Не представлено необходимых документов, подтверждающих принадлежность земельного участка предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, и в суд первой инстанции.
Согласно п. 1.1 Устава Государственного унитарного предприятия "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Устав, т.1 л.д. 69-79) создано на основании приказа МСХ РСФСР от 12 ноября 1959 года N 596.
Однако, в Приказе Министра сельского хозяйства РСФСР N 596 от 12 ноября 1959 года (т.1 л.д. 65-66) говорится о создании Научно-исследовательского института сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны Министерства сельского хозяйства РСФСР, упоминания о Государственном унитарном предприятии "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" в данном правовом акте отсутствует.
В материалы дела в суд первой инстанции было представлено Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия N 631 (т.1 л.д. 67), согласно которому учредителем Государственного унитарного предприятия "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" является Научно-исследовательский институт сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны Министерства сельского хозяйства РСФСР, т.е. не орган государственной власти Российской Федерации, а научно-исследовательский институт как самостоятельное юридическое лицо.
Апелляционный суд соглашается с доводом заявителя относительно того, что Свидетельство N 163445, представленное на государственную регистрацию, содержало информацию, позволяющую индивидуализировать спорный земельный участок, поскольку в нем был указан кадастровый номер земельного участка 50:20:001 02 15:0033.
В силу п. 1.3 Устава, зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 11 июля 2001 года, в качестве учредителя предприятия указана Российская академия сельскохозяйственных наук.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" N 127-ФЗ от 23 августа 1996 года предусмотрено, что Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Таким образом, Российская академия сельскохозяйственных наук является некоммерческой организацией, а не федеральным органом государственной власти, что также подтверждается Письмом Российской академии сельскохозяйственных наук N 29-04/78 от 14.08.2007г. (т.1 л.д. 68).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности отказа в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, поскольку заявителем не представлены необходимые правоустанавливающие документы, предусмотренные ст.30.1 Закона о государственной регистрации.
Кроме того, Росимущество не лишено возможности, устранив недостатки, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации права на спорный земельный участок.
Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2009 года по делу N А41-К2-16129/07 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-16129/07
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Руководитель Территориального управления Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Третье лицо: Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, Руководитель Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, Руководитель Российской академии сельскохозяйственных наук, Руководитель ГУП "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской Академии сельскохозяйственных наук , Российская Академия сельскохозяйственных наук, ГУП "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской Академии сельскохозяйственных наук
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3201/2009