г. Москва
01 октября 2009 г. |
Дело N А41-8472/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черняховская Л.В. - доверенность от 03.08.2009 N ИС-10220,
от ответчика: Эфендиев Э.Г. - доверенность от 26.12.2008 N 590-Д,
3-и лица: от ЗАО "Тил" - не явился, извещен надлежащим образом; от Администрации Щелковского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-8472/09, принятое судьей Бирюковой Е.В. по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, третьи лица - Закрытое акционерное общество "Тил", Администрация Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа -сообщения от 24.11.2008 N 14/044/2008-331 Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области в регистрации Соглашения от 01.08.2008 о расторжении договора аренды земельного участка от 16.07.1998 N 39001-Z, заключенного между Министерством имущественных отношений Московской области и Закрытого акционерного общества "Тил", а также об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области зарегистрировать данное Соглашение. В качестве третьих лиц в деле участвуют Закрытое акционерное общество "Тил" (ЗАО "Тил", Общество), Администрация Щелковского муниципального района Московской области (Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области против удовлетворения жалобы возражала по мотивам, изложенным в судебном акте и в письменных пояснениях на апелляционную жалобу (л.д. 120-121), просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Администрация Щелковского муниципального района Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу (л.д. 118-119), согласно которому считает решение Арбитражного суда Московской области обоснованным; от ЗАО "Тил" отзыв не представлен.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.07.1998 между Комитетом по управлению имуществом Московской области (арендодатель) и ЗАО "Тил" (арендатор) заключен Договор аренды земельного участка N 39001- Z, согласно которому арендодатель сдает в пользование за плату земельный участок площадью 50 кв.м., а арендатор принимает его в пользование в соответствии с планом земельного участка для строительства павильона "Хлеб" сроком на 5 лет (л.д. 8-12).
Данный договор зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 08.07.1998 за N 50-01.14-1.1998-317.1.
01.08.2008 между Министерством имущественных отношений Московской области, Администрацией Щелковского муниципального района Московской области и ЗАО "Тил" заключено Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 16.07.1998 N 39001-Z (л.д. 38-39).
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области с заявлением о государственной регистрации Соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 16.07.1998 N 39001-Z.
24.11.2008 Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, ссылаясь на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Сообщением N 14/044/2008-331 отказало в государственной регистрации указанного Соглашения о расторжении договора в связи с тем, что из поступивших на государственную регистрацию документов не представляется возможным определить, в отношении какого объекта заключено соглашение, что не соответствует пункту 3 статьи 607, статье 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также не представлен кадастровый паспорт земельного участка, что не соответствует пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, не представлен документ, подтверждающий полномочия генерального директора ЗАО "Тил" Королева В.В., учредительные документы ЗАО "Тил" или их нотариально удостоверенные копии, а также Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по ЗАО "Тил" (л.д. 20-21).
Считая, что данный отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области является незаконным, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.
Согласно расписки в получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2008, заявитель не представил документы необходимые для проведения государственной регистрации, а именно:
- документ, подтверждающий полномочия генерального директора ЗАО "Тил" Королева В.В.;
- учредительные документы ЗАО "Тил" и их нотариально удостоверенные копии;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении ЗАО "Тил";
- кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, от имени юридических лиц заявления о государственной регистрации могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, без доверенности (п.1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)); представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре (ст.ст. 182, 184 ГК РФ). В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать его участники (п. 2 ст. 53 ГК РФ).
Полномочия руководителей юридических лиц (лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности) могут быть, в том числе подтверждены:
- протоколом (выпиской из протокола) общего собрания акционеров об избрании директора (генерального директора) акционерного общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст.ст. 63, 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- выпиской из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и других (п. 6 ст. 37, ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
- приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации).
В целях внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и на основании п. 18 Правил ведения ЕГРП необходимо также представление документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (п.3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), и документа о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика с указанием его индивидуального номера налогоплательщика.
Если в деле правоустанавливающих документов уже имеются копии указанных документов, то возможно представление выписки из ЕГРЮЛ, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов юридического лица.
В соответствии с п.1 ст. 17 Закона о регистрации в зависимости от объекта недвижимого имущества, право на который подлежит государственной регистрации, предмета сделки обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п.1 ст. 17 Закона о регистрации). Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.4 ст. 18 Закона о регистрации).
Согласно п.1 ст. 13 Закона о регистрации законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права.
С учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять, в том числе, следующее:
- право- и дееспособность сторон (ст.ст. 17, 21, 48, 49 ГК РФ);
- наличие полномочий у представителей (ст. 182 ГК РФ), если сделка совершена представителями.
Согласно п.30 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста РФ от 14.09.2006 N 293, где приведен Перечень документов, представляемых заявителями на государственную регистрацию прав, заявителями представляются в числе прочего документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя, сторон сделок, в том числе:
- документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени юридического лица без доверенности;
- кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или план иного объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Представитель юридического лица дополнительно представляет (предъявляет) учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а также документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В судебном заседании установлено, что представленный договор аренды земельного участка от 16.07.1998 N 39001-Z (л.д. 9-12) заключен на 5 (пять) лет, то есть, до 16.07.2003. Условия договора не содержат указаний на его продление, таким образом, срок действия договора истек в 2003 году. Каких либо доказательств пролонгации данного договора суду не представлено.
Согласно соглашению о расторжении договора аренды земельного участка от 17.07.1998 N 39001-Z, зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 08.07.1998 за N 50-01.14-1.1998-317.1, заключенному 01.08.2008 между Министерством имущественных отношений Московской области, Администрацией Щелковского муниципального района Московской области и ЗАО "Тил", в соответствии со ст. 382 ГК РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Министерство имущественных отношений Московской области передает, а Администрация Щелковского муниципального района Московской области принимает права и обязанности арендодателя в полном объеме по договору аренды земельного участка от 16.07.1998 N 39001-Z, с даты государственной регистрации настоящего соглашения; в соответствии с п.1 ст. 450 ГК РФ стороны договорились о расторжении договора аренды земельного участка от 16.07.1998 N 39001-Z с даты государственной регистрации соглашения.
Таким образом, соглашение заключено о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды, срок действия которого истек в 2003 году, следовательно, спорное соглашение не имеет юридической силы.
Согласно требованиям ст. 17 Закона о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Отказывая в государственной регистрации, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области правомерно исходило из того, что Министерством имущественных отношений Московской области в нарушение требований ст.ст. 16, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, регистрирующему органу не был представлен достаточный для проведения государственной регистрации определенный законом перечень документов, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Учитывая изложенное, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области на основании ч. 2 п. 2 ст. 19, абз. 4, 10 п.1 ст. 20 Закона по мотиву непредставления документов, необходимых в соответствии с названным Законом для государственной регистрации права и несоответствия, представленных на регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст. 19 Закона о регистрации, определяющим основания и порядок приостановления государственной регистрации прав, установлено, что если заинтересованным лицом в течение срока приостановления государственной регистрации не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, регистратор не только вправе, но и обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав, сделав об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Согласно п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-8472/09 подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-8472/09 отменить.
В удовлетворении требования Министерства имущественных отношений Московской области - отказать.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8472/09
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Третье лицо: ЗАО "Тил", Администрация Щелковского района